Найти тему

Примеры директоров, научивших как нужно работать. Часть 1. Человек, заложивший фундамент.

Наряду с антипримерами директоров, о которых я написал в публикации "Примеры директоров, научивших как нельзя работать", были и яркие примеры настоящих Руководителей, у которых было чему поучиться. С кем-то из них я работал в одной организации, с кем-то под их непосредственным руководством, с кем-то выстраивались партнёрские отношения. Каждый из них - это успешный Руководитель, с большой буквы "Р".

Горбушин Анатолий Евгеньевич. Человек, благодаря которому, я задумался о том, чего я хочу, к чему стремлюсь и как собираюсь этого достичь.

Обо всём по порядку.

Познакомились мы в ВУЗе, где оба работали преподавателями. Я был старшим преподавателем без учёной степени, А.Е. имел учёную степень кандидата наук. Человек сразу удивил своим отношением к жизни. Он точно не нуждался в зарплате, которую ему платили за работу в ВУЗе, т.к. владел оптовой базой и был весьма обеспеченным человеком. На мой вопрос: "Зачем вам преподавать?" Он ответил, что нужно передавать знания молодёжи, а талантливым студентам предоставлять возможность развиваться и приобретать опыт работы. Он так и делал. Грамотных студентов приглашал к себе на работу.

Кассир, которая выдавала нам зарплату, как-то поделилась, что А.Е. не получал зарплату уже несколько месяцев, а, узнав, что мы знакомы, настоятельно просила его зайти и получить зарплату. Когда при случайной встрече я ему передал её просьбу, он улыбнулся и сказал, что она может забрать её себе, но, понимая, что так не получится, пообещал зайти за ней, когда там накопится побольше, хотя бы за полгода. Меня тогда это поразило. Человек был не жадным. Это перевернуло моё представление о коммерсантах того времени. Я знал несколько обеспеченных людей в то время, которые везде норовили отжать копейку и урвать побольше. А тут такое отношение к заработанным деньгам.

Через некоторое время я, устав работать без выходных и отпусков в течение 3 лет, обратился к нему с просьбой устроиться на работу. Он сказал, что вакансий нет, поговорили немного о жизни, а потом он говорит: "А зачем я вообще с тобой разговариваю и трачу на тебя своё время? Давай мы тебя протестируем. По результатам и поговорим, если будет о чём". Это было неожиданно и интригующе одновременно. Это был 2002 год. Про тесты на IQ я слышал только краем уха. Мне выдали тест, посадили в отдельную комнату, засекли положенное время, по прошествии которого забрали листы и подсчитали результат. Результат оказался высоким. После этого А.Е. продолжил со мной разговор, похвалив за результаты, сказав, что уровень высокий, как у 5% населения. Моя самооценка выросла ))) И сразу после поднятия моей самооценки, поставил меня в тупик простым вопросом: "Кем ты видишь себя через 1 год, 5 и 10 лет?" Подготовка ответов на эти вопросы стала моей домашней работой ))

Домашнее задание было выполнено через несколько дней. Я прописал свои цели на эти периоды времени. Забегая вперёд, скажу, что планы на 10 лет, выполнил за 8 лет.

Через некоторое время он позвал меня на работу, поручив развивать новое направление. На мой вопрос: "Могу ли я продолжать преподавать в ВУЗе?". Он ответил, что только поощряет моё желание.

Руководителем он был требовательным, платил хорошо, слово держал всегда.

Что меня удивляло - это его постоянная тяга к развитию, чтению, изучению нового. Его можно было часто увидеть с книгой в руках. Казалось бы, у человека есть всё, о чём многие даже не мечтают, но он не останавливается на достигнутом.

Через некоторое время он решил свернуть оптовый бизнес. Это означало, что я оставался без работы. И вот тут проявилось ещё одно его качество - Ответственность за своих людей. Он вызвал меня к себе и сказал, что поскольку сорвал меня с двух других мест работы, то чувствует передо мной ответственность, поэтому готов дать мне хорошую рекомендацию для устройства в компанию из СПб, которая открывала своё представительство в нашем городе. Я был настолько удивлён, что даже не стал долго думать и согласился. К тому времени я, конечно, уже искал другую работу, а тут такой поворот. Многие ли руководители способны на подобные поступки?

С того момента прошло почти 20 лет, а я до сих пор испытываю огромное чувство благодарности к этому человеку за этот Поступок. Ведь мог просто отправить на рынок труда? Мог. Но не отправил.

Уроки, извлечённые из общения с А.Е. Горбушиным:

1. Чётко понимай свои цели и задачи. Теперь это задачи по SMART.

2. Грамотно отбирай персонал, беседуй с ними лично.

3. Дал слово - держи.

4. Не будь жадным.

5. Будь ответственным за людей из своего окружения: семья, сотрудники, и т.д.

6. В бизнесе будь требовательным, но справедливым.

Эти выводы, сделанные тогда в 2002-2003 годах, стали мощным фундаментом для построения меня, как руководителя, на многие годы вперёд. Конечно, он не диктовал их мне под запись )