Токио: полицейские расчищают дорогу мужчинам. Они облачены в средневековые одеяния, а за поясом у них катана и вакидзаси(короткий меч). Благородные “самураи” идут по центральным улицам столицы Японии, словно герои, вернувшиеся с поля брани. Народ, скопившийся на тротуарах, приветствует воинов торжественными и восхищенными репликами- отдавая должное их поступку!
Эта ежегодная церемония посвящена событиям произошедшим в стране восходящего солнца более трех веков назад. История о мужественных людях, о чести и достоинстве которых, вот уже несколько столетии слагают легенды.
Япония: начало XVIII века, период Эдо, у власти Сёгунат Токугава- 1701 год. Этот период в истории страны характеризуется объединением разобщенных провинции в одно государство под властью Сёгуната и приходом долгожданного мира- закончился период бесконечных междоусобиц(период Сэнгоку Дзидай). В послевоенной стране, каждый десятый ее житель- самурай. Столько военных, имеющих огромные привилегии перед другими сословиями, оказалось не нужным. Многие из бывших самураев вынуждены осваивать новые профессии: кто-то становится учителем боевых искусств, некоторые идут пополнять чиновничии аппарат, уходят в купечество и.т.д.. Многие становятся разбойниками, окончательно забывая о чести и достоинстве.
Но оставшиеся на службе самураи, продолжают служить своим дайме(князья-землевладельцы).
В объединенной Японии: сёгунат, помня о горячем нраве своих вассалов, ежегодно, в порядке им только ведомой очереди, призывает наиболее крупных землевладельцев(дайме) в Эдо(ныне Токио). Там дайме должны жить при дворе в течении года и после возвращаться в свои владения. Этот церемониал не давал забыть вассалам о их починенной роли в сёгунате.
В это время Эдо(Токио) один из крупнейших городов мира. В городе развиты инфраструктура, торговля, там же отличная система водоснабжения и канализации. Город пестрит шикарными резиденциями феодалов: каждый хочет продемонстрировать роскошь и богатства свои жилищ.
Среди таких вынужденно находящихся в Эдо феодалов(дайме) был и молодой князь, правивший маленькой и не очень богатой провинцией Ако на западе острова Хонсю- Наганори Асано. Он был далёк от дворцовых интриг, прямолинеен, плохо ориентировался в нравах богатых чиновников сёгуната.
Коварный Кира
По сложившейся традиции в начале каждого года сёгунат отправлял своё представительство к императорскому двору в Киото. Посланники поздравляли императора с праздником и преподносили дары. А через некоторое время послы от действующего и предыдущего императоров приезжали в Эдо с ответным визитом. Событие бесполезное, но кто на планете не знает о бережном отношении японцев к своим традициям, а мы сейчас описываем эпоху самураев…
Первая часть церемонии в Киото прошла безукоризненно, того же сёгун Токугава Цунаёси ждал и во время встречи послов в Эдо. Все лица задействованные в приеме императорских послов тщательно подготавливались, их инструктировали и обучали необходимым ритуалам. Всё должно было быть идеальным.
И вот встречу послов доверили скромному дайме Наганори Асано, которого мы уже охарактеризовали. К несчастью, нашему герою в подготовке приема достался отвратительный наставник- князь Ёсинаки Кира. Кира- чиновник сёгуната, потомственный знаток ритуалов высшего ранга. Ёсинаки был чиновником любящим лесть и взятки. И поэтому с самого начала он был раздражен незначительностью подарков от не богатого феодала, пытался намекать на более крупные взятки и подарки, но простодушный Наганори так и не понял к чему ведет наглый чиновник. После нескольких безуспешных намеков, Кира стал систематически унижать провинциального дайме. Но терпение Наганори кончилось, после того как Кира назвал его тупой деревенщиной. Асана выхватил викадзаси и прошелся по лицу наглого Киры, говорят, ещё и по правому плечу.
47 ронинов
Рана была незначительной, куда более страшным был проступок Наганори- оголить меч на территории резиденции сёгуна запрещалось. Наказание за данный проступок- смерть.
Молодой князь(дайме) приговорен к казни, но из-за уважения к его статусу, ему разрешено выполнить ритуальное самоубийство- сэппуку. Кроме этого его владения, провинция Ако, конфисковано в пользу казны. Все преданные Наганори самураи в одночасье объявляются ронинами(самураи без хозяина), потеряв свои высокии статус.
Ёсио Оиси, второй человек в провинции Ако, пытается спасти провинцию, но все попытки договорится о смягчении участи заканчиваются ничем. Оиси собирает всех самураев: многие говорят о выполнении сэппуку, вслед за своим князем, другие- предлагают отомстить, согласно кодексу воина Бусидо. Вскоре Оиси собирает 46 ронинов- наиболее надежных воинов,все они поклялись отомстить за своего хозяина.
В это же время коварный, но очень умный Кира понимает, что ему угрожает месть со стороны ронинов: он окружает себя усиленной охранной, устанавливает слежку за Оиси и другими ронинами, укрепляет свои владения в Эдо.
Ронины понимая бесперспективность попыток отомстить прямо сейчас, решают усыпить бдительность Киры. Для этого Оиси велел остальным ронинам, для вида, забросить воинскую службу и податься на заработки в других сферах: кто-то стал разнорабочим, некоторые ушли в монастыри, другие стали ремесленниками и т.д.. Сам Оиси решил убедить врага в том, что он- спившийся, позабывший о чести ронин. Он разводится с женой, едет в Киото, где все своё время проводит в злачных местах. Делает вид что беспробудно выпивает и бардель- дом родной.
Однажды Оиси притворялся мертвецки пьяным- лежал перед очередным кабаком(он прекрасно понимал, что за ним следят и ни на минуту не давал повода агентам усомниться в своём падении). В тот день мимо него проходил самурай из южной провинции Сацума. Остановившись возле Оиси, его возмутило и разозлило, что ронин забыл о достоинстве и не пытается поступить по чести(подразумевается два варианта: сэппуку или месть). Южанин пнул и плюнул на ронина. Никто, кроме Оиси, не знает как он стерпел такое унижение, ведь он должен был сразу смыть с себя этот позор кровью обидчика.
Другие ронины не теряли времени зря: обменивались информацией, женились на дочерях, приближенных к чиновнику людей, устанавливали палатки с фруктами напротив резиденции, изучая распорядок дня охраны и Киры. Известен случай, когда один из ронинов пошел изучать искусство чайной церемонии к человеку, который проводил ее у Киры. Этот процесс длился практически два года. И наконец бдительность Ёсинаки Кира ослабла- он поверил, что ронины позабыли о нём и своём долге перед молодым дайме. Чиновник снимает слежку с группы, уменьшает количество охранников. За это время ронины добыли: план дома, время проведения чайных церемонии в поместье, численность охраны и мн.другое. Ронины изменяют имена и начинают собираться в Эдо.
Час расплаты
Существует мнение, что власти Эдо знали о готовящемся акте возмездия. Правительственная шпионская сеть в городе докладывала о странных перемещениях ронинов вблизи жилища Киры. Бездействие власти, можно оправдать тайной симпатией к возможным действиям воинов. Ведь для всех было естественным желание отомстить виновнику за смерть своего господина. Это священный долг.
Также известно, что за несколько часов до нападения ронины обошли соседей и рассказали, что они собираются напасть на Киру с целью отмщения за жизнь своего князя: в результате никто из соседей не стал препятствовать правосудию.
Наступило раннее утро- час расплаты. Самураи разделившись на две группы атаковали заклятого врага. Бой был недолгим, схватки короткими и как результат: 16 обороняющихся самураев мертвы, 20 ранены. Никто из мстителей не пострадал. Но они не могут найти виновника их страдании и цель- Киру. И когда ронины уж отчаялись, по легенде, Оиси тронул постель врага и убедился, что она теплая. Поиски возобновились, через некоторое время они увидели потайной ход в подсобные помещения, где они и нашли Киру. Оиси встал на колени перед ним, так поступали в знак уважения и высокого статуса самурая, а затем крайне вежливо попросил его сделать сэппуку. Когда тот не смог или не захотел этого делать- Оиси отрубил его голову.
После выполненного долга, ронины посылают 16 летнего Тэрадзаки Китиэмон в родное княжество Ако- он сообщит жителям провинции, что их дайме отомщен и они выполнили свой долг. Забрав голову поверженного врага, оставшиеся 46 воинов прошли 10 километров от усадьбы Киры до монастыря Сэнгакудзи, где был захоронен благородный князь- Наганори Асано. По пути они отправляют гонца к главному полицейскому Эдо, чтобы он рассказал о события произошедших на исходе ночи.. К этому времени по пути их следования собралось множество жителей города(новость разнеслась по всей провинции очень быстро). Они пытались прикоснуться к героям, угостить их, восторженно отзывались о них, преклоняли головы. Добравшись до храма они оставили голову Киры у могилы своего хозяина- смыв позор с себя и своего господина. Ронины разоружились и стали ожидать ареста.
Вскоре так и произошло, и перед сёгуном Токугава Цунаёси возник тяжелый выбор: с одной стороны- народ и большая часть знати, которые считали, что воины поступили согласно заветам Бусидо и не должны нести ответственность за свою приверженность самурайской традиции, другие же- указывали на то, что почти два года самураи действовали словно организованная преступная группа на территории Эдо и других провинции, убили чиновника- представителя сёгуната и отсутствия наказания будет негативным прецедентом и примером для других. Все 46 ронинов приговорены к смертной казни, однако сёгун понимая, что перед ним благороднейшие люди страны: приказывает сделать всем ритуальное сэппуку. 20 марта 1703 года ронины привели приговор в исполнение. Последний, оставшийся в живых 16 летний ронин- Тэрадзаки Китиэмон прибыл в Эдо, чтобы принять свою участь, однако сёгун пощадил его. Простые люди и феодалы приветствовали решение Токугавы- народ ликовал! 47-й ронин прожил долгую жизнь и умер в 78 лет. Он был похоронен рядом со своими братьями по оружию.
Как история стала легендой
Театр кабуки в XVIII веке выполнял роль СМИ и поэтому уже через 10 дней после произошедших событий, они поставили постановку под названием “Атака братьев Сога на исходе ночи”. Это название можно объяснить запретом на постановку недавних “громких” событий и поэтому хитрые театралы отразили в названии события происходившие в Японии XII века. В те далёкие времена произошла схожая история: братья Сога отомстили человеку, за оскарбления их отца. Конечно же все понимали о чем повествует новая постановка на сцене кабуки. Народ так восторженно встречал постановку везде, где её ставили, что уже на третий день власти её запрещают. Факт: именно театр кабуки пронес детали этой истории через века, чтобы мы с Вами могли сегодня в подробностях разобраться и понять, что Бусидо- это не свод прописных правил и запретов, это образ жизни самураев.
Помните самурая из южной провинции Сацума, плюнувшего в Ойси, когда тот притворялся мертвецки пьяным.. Узнав об этой истории, он не смог себя простить за тот поступок и предпочел уйти из жизни- совершив сэппуку.
Эта головокружительная история сразу стала достоянием Японии. Пьесы начали появляться в театрах кабуки, кукольных театрах бункару сразу же после мести Ако. В Японии сохранилось бесчисленное количество цветных гравюр с изображениями событий той ночи и утра. Написано большое количество литературных произведении. Ну конечно же кинематограф: экранизации были в Японии и Голивуде(два кинофильма: “47 роинов”, “Последние рыцари”- наиболее популярны).
Детали произошедшего изучают историки Японии до сих пор. А реконструкции и шествия, повторяющие историю XVIII века, каждый год проходят в Токио(Эдо) и родине 47 ронинов городе Ако.
Исаев К.