«Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой –мне;» (Песн. 6: 3).
Кто же является Невестой Христа? Невеста Христа – это Церковь Христова, состоящая из истинно верующих христиан. Одновременно Церковь Христова является Его телом. И именно за Свою Церковь пострадал Христос. Отношения Церкви и Христа сравниваются с отношениями мужа и жены: «потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё.» (Еф. 5: 23-25). Церковь Христова состоит из её членов, которые и одновременно являются членами тела Христова. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.» (1-е Кор. 12: 12-13). Одновременно Невестой Христа является и христианская душа, верная Господу, любящая Его. «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.» (Еф. 5: 25-27). В Откровении Иоанна Богослова Церковь представлена в образе «жены облечённой в солнце, гонимой драконом». «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней.» (Откр. 12: 1-6).
Невеста Христа – это также душа, ищущая Господа, любящая Его и готовая на всё ради Него. Образ невесты Христа представлен в Песни Песней Соломона в образе Суламиты, её искания возлюбленного царя Соломона. «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» (Песн. 3: 1-3). Жених и невеста из Песни Песней являются образом Церкви и Христа. Как Христос отдал жизнь за Церковь, так и Его невеста готова на всё ради Него, и в том числе отдать жизнь ради Него: «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её;» (Мф. 16: 25). Невеста – это та, которая следует за Господом, Его путём, несёт крест, отвергнувшись себя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.» (Мф. 16: 24). Она верна Господу даже до смерти. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.» (Откр. 2: 10). Она радуется в скорбях, потому что понимает, что следует путём Христа, с Ним страдает, как и Он здесь на земле, с Ним и прославится. «О сём радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.» (1-е Петра 1: 6-9). Так, например, святая Великомученица Екатерина, невеста Христа, была ему верна даже до смерти, выдержала все испытания, но сохранила верность Господу. Сама смерть для невесты Христовой оборачивается спасением и вечной жизнью. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). Невеста верна Господу и его Слову, старается во всём исполнять Его заповеди, тем самым являя свою любовь к Нему. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.» (Ин. 14: 21). Невеста всё делает ради Возлюбленного Господа. «Ибо никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни.» (Рим. 14: 7-8). Апостол Павел в своём послании к Коринфянам говорит, что вступление в брак не является грехом, но девство всё-таки превозносится над браком: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.» (1-е Кор. 7: 34). И Господь говорит в Евангелии: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 12).
Господь хочет видеть Свою Невесту – чистой и непорочной перед Ним, поэтому христианину нужно очищать себя от грехов, страстей и пороков, исполнять заповеди Божии, всячески избегать греха. «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею, потому что я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистою девою. (2-е Кор. 11: 1-2). Невеста Христа должна соблюдать душу свою в чистоте от всяческих греховных помыслов, чтобы быть чистой перед Господом от страстей, пороков. «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Со мною с Ливана, невеста! со мною иди с Ливана! спеши с вершины Аманы, с вершины Сенира и Ермона, от логовищ львиных, от гор барсовых! Пленила ты сердце моё, сестра моя, невеста! пленила ты сердце моё одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей.» (Песн. 4: 7-9). Если же действуем по страсти, то оскверняем себя, так как нечестивые помыслы всевают в ум бесы, и если поступаем по страсти, то выполняем волю беса. Вот почему так важно очищать себя от страстей, жить внимательной жизнью, бодрствовать, исполнять заповеди Божии. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мк. 14: 38). Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его. (Псалом 118: 1-3). Так как ничего скверное не войдёт в Царствие Небесное. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.» (Еф. 5: 3-5). «Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». (1-е Петра 1: 13-16).
Мир, служащий своим страстям и похотям, тем самым служат врагу рода человеческого и становится великой блудницей. (Откр. 17). Великая блудница роскошествует в этом временной мире, но она оставлена Богом и потому конец её смерть и ад. Пока есть время, нужно очищать себя покаянием, готовить себя в Невесту Господу. «и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.» (Исаия 62: 5). Господь придёт за Своей Невестой, чтобы спасти Её от смерти для Вечной Жизни. «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами. (1-Фес. 4: 15-18). О временах же и сроках нигде не сказано, но бодрствовать и молиться нужно всегда, потому что этот день может прийти неожиданно: «тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт.» (Мф. 24: 40-42).
Ещё одной отличительной чертой Невесты Господа является то, что Она ждёт Жениха, не интересуется земной жизнью, но более устремлена к Жениху, думает, как угодить Ему, имеет ум «горе», воспринимает всё происходящее здесь, не плотским мудрованием, но духовно, имея веру в истинность Слова Божия и непреложность Его обетований, а также имеет твёрдое упование на Бога. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нём судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.» ((1-Кор. 2: 14-16). Первые христиане так жили в ожидании Господа и устремлённости к Нему, думали о духовном, а не о земном. Апостол Павел говорит: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён.» (2-е Кор. 12: 10). Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. (Мф. 5: 10). Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире. (2-Петра 3: 10-14).
Нужно не просто ждать Господа, но быть готовым к Его Пришествию, бодрствовать, молиться, очищать себя от страстей. Вот притча о десяти девах, которые ждали Жениха: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий.» (Мф. 25: 1-13).
Что же означают светильники и масло? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным». «Сын мой! отдай сердце твое мне, говорит Господь. И отдадим его. Припомните притчу о десяти девах— Чего недоставало юродивым? Внутреннего делания. Внешне они были исправны, — девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись. И было сердце их, вместо храма Богу, — дебрь, всякими дикими растениями заросшая, полная гадов и насекомых, или запустелое здание,—жилище филинов и нетопырей.» Святитель Феофан Затворник. А Серафим Саровский говорит, что масло (елей) – это Благодать Святого Духа: «Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было.»
Исходя из этого всего, нужно делать добрые дела, но не из тщеславия, ради славы человеческой, так как это не умножает тот самый елей, а делать добро ради любви к Господу и ближним, очищать себя внутренне от страстей и пороков молитвой, не услаждаться нечистыми помыслами, чтобы подготовить себя как чистую невесту Господа, как храм Божий, где живёт Святой Дух. «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2-е Кор. 6: 16). Нужно иметь брачную одежду для своей души, чистую и украшенную добродетелями, чтобы войти в Небесный Чертог Царя Царствующих и Господа Господствующих. «Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»; ибо много званых, а мало избранных.» (Мф. 22: 11-14).
И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии. (Откр. 19: 6-9).
«Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он – Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё. Вся слава дщери Царя внутри; одежда её шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги её, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.» (Псалом 44: 10-16).