Все мы помним лаконичный образ Стива Джобса, в котором он появлялся на презентациях. Зачастую журналисты описывали его как: джинсы Levi's, кроссовки New Balance и чёрная водолазка.
Но откуда взялись эти водолазки?
Ещё с 1980-х годов у Джобса были хорошие отношения с Акио Морита — основателем Sony.
Однажды, во время путешествия по Японии, Стив спросил у Акио, почему сотрудники Sony носят униформу. Акио рассказал, что после войны у многих японцев не было денег, чтобы купить приличную одежду. И японские корпорации решили взять эту функцию на себя. Они предоставляли сотрудникам униформу, которая:
1. Постоянно совершенствовалась и становилась всё практичнее.
2. Помогала фокусироваться на работе, а не на мыслях об одежде.
3. Была значимым элементом корпоративной культуры и показывала связь сотрудников и компании.
Идея Джобсу очень понравилась и он решил сделать что-то подобное в Apple. Выяснил, кто делает форму для Sony — им оказался модельер Иссей Мияке. Для Sony Иссей сделал специальную куртку, с рукавами на змейках, которые можно было отстегнуть и превратить куртку в жилет.
Джобс решил заказать похожу униформу и для Apple. Он вспоминал: "Я вернулся в США с жилетами и на презентации для сотрудников сказал, что было бы круто, если бы теперь все они носили такую одежду. Меня освистали, когда я говорил это со сцены! Всем категорически не понравилась эта задумка!"
Но Джобс не оставил идею униформы для сотрудников. Он трансформировал её в идею "униформа для одного сотрудника — себя".
К этому времени Джобс хорошо сдружился с Мияке, и попросил его сделать несколько водолазок.
То ли Мияке по другому видел слово "несколько", то ли хотел проявить дружеский жест... В общем, он прислал Джобсу 100 чёрных водолазок.
Когда позже у Джобса спрашивали о том, почему он ходит в водолазках, он рассказывал, что у него их достаточно много, и что ему точно есть в чём ходить до конца жизни.
И это один из редких случаев, когда просто по набору одежды большинство людей легко могут узнать её обладателя. Такая “персональная униформа” стала важной частью личности и образа Джобса.
Вот как важно уметь обращать внимание на детали. Особенно если вы путешествуете по Японии. И может быть тогда вашу речь для выпускников Стэнфорда тоже включат в официальные японские учебники для старших классов, как сделали с речью Джобса.