Найти тему
Марина Климычева

Модель P.R.O.

Хочу рассказать о простой и в то же время суперэффективной модели PRO, которая подходит для большинства проблемных ситуаций и часто используется в работе коуча.

Мышление человека часто устроено таким образом, что мы фокусируемся на проблеме – это буква P (problem – проблема). Мы продумываем, что это за проблема, как нам от нее плохо, как долго это продолжается, к каким последствиям приведет. Начинаем искать причины, здесь по сути неважно будут ли это внешние причины – родители, страна, президент или начальник или внутренние – неуверенность в знаниях, навыках или какие-либо страхи. Все эти мысли заставляют нас оставаться на одном и том же месте.

Например, у меня никогда нет денег, мне приходится постоянно влезать в кредитки, я работаю с утра до вечера на нелюбимой работе, чтобы заплатить долги. А все потому, что в этой стране невозможно зарабатывать. Знакомы Вам такие рассуждения? Какие ощущения возникают от таких мыслей?

Безусловно осознать проблему крайне важно, но затем необходимо двигаться дальше – в осознание того, куда хочется прийти, в чем заключается цель или желаемый результат – O​ (outcome – результаты). И это ответ на самый ключевой вопрос – а что Вы действительно хотите? Уехать из страны, меньше работать, сформировать подушку безопасности, начать больше зарабатывать или разрешить себе перестать думать о работе и заняться любимым делом?

И если формулировки проблемы часто звучат одинаково, то желаемые результаты для каждого человека уникальны. И в этом красота коучинга – увидеть то самое уникальное, к чему хочет прийти человек. И вот если вспоминать цитату Толстого о том, что "Все​ счастливые​ семьи​ похожи друг на друга, каждая несчастливая​ семья несчастна по-своему". Все как раз наоборот. Счастливы все по-разному, а несчастны часто очень даже одинаково.

И как раз, чтобы прийти к пониманию как прийти к тому, что же хочется мы можем воспользоваться третьей волшебной буквой – R (remedy – решение).

Это те самые решения в отношении того, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась. В этот момент важно увидеть, что действительно может быть в зоне влияния, а в какую сферу стоит перестать тратить свою энергию. Определить это легко: в зоне влияния – это наши действия, наши эмоции и мысли, не в нашей зоне влияния другие люди и внешние обстоятельства.

Простота модели, красота и эффективность метода лично меня восхищает. Но качественно ее отработать бывает не всегда легко, потому что наше мышление, наш мозг всегда хочет идти по привычному, знакомому способу «думания».