Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Белоруска о жизни в Польше: «Будешь голодать, даже если берешься за любую работу»

Во время августовских событий прошлого года Запад не только организовывал приток денег для белорусской оппозиции, но и старался устроить отток граждан из нашей страны. Как пример того, чем заканчивается необдуманная погоня за «лучшей жизнью», — история нашей героини.

Давайте начистоту: наверняка многим приходила в голову мысль поискать счастья где-нибудь в чужой стране. Тут, где мы, все плохо, а там, где нас нет, хорошо. За «бугром» жилье дешевле, а зарплаты в два раза больше, даже если работник из тебя нерадивый. Поговаривают, что там даже воздух чище, колбаса мясистее и мед слаще… Не перестаешь удивляться, что в подобные сказки верят взрослые.

Telegram -каналы сделали дело

Екатерина переехала в Польшу в конце августа, после известных всеми событий. Она признается, что информация из различных телеграм-каналов хлынула большим потоком, друзья стали запугивать страшилками.

— Мне было тяжело справляться с бесконечным потоком информации. В приложении телеграм-канала каждую секунду раздавались звуковые уведомления, я стала плохо спать. Друзья репостили сцены жестокого обращения с людьми и пересылали. Мне было страшно выйти даже в магазин, разыгралась непонятная паранойя. И нужно было решать, в каком ты лагере, даже если раньше ты жил, не задумываясь об этом. Ни у кого не возникало никаких вопросов и сомнений в том, что они могут быть не правы. Не идешь на митинг — враг, не жертвуешь деньги фондам — враг, не распространяешь «правильную» информацию — враг. Сейчас я это говорю с осознанием происходившего, а тогда я думала так, как меня заставили думать.

Девушка вспоминает, что в августе были очень популярны истории о переездах. Много рассуждалось о том, что благотворительные фонды помогут уволившимся, а ближайшие заграницы примут на лояльных условиях. Все казалось призрачно красивым, ведь кругом твердили, что «у нас плохо, а там — хорошо». Да и эмигрировать стало на порядок проще, если указывал в консульской анкете, что переезжаешь из-за политических причин. Руководствуясь мыслями «Ну а я чем хуже?», «Я тоже в Европу хочу», девушка стала искать варианты «побега».

По закону или «зайцем»?

— На работе замену мне нашли на удивление быстро — на следующий день. Тогда я обрадовалась, хотя сейчас расцениваю это как звоночек: не все стремились покинуть страну, а работники на твое место всегда найдутся. Когда начала собирать документы и искать основания для польской стороны, чтобы объяснить свой переезд, не нашла подходящих аргументов. Работы у меня там пока не намечалось, к тому же я понимала, вряд ли меня в чужой стране оторвут с руками за особенные навыки или знания. Тут еще знакомый рассказал, как он нелегально на велосипеде переехал границу, бегал где-то по полям, и никто его не поймал. Главное, говорит, найти 300 евро, чтобы «знающий» человек стал проводником по протоптанным тропам. Но подобное меня страшило, я боялась нарушать закон, ведь так и в тюрьму можно сесть. Тогда стала продумывать вариант поступления в магистратуру или на второе высшее. В Минске я окончила университет пару лет назад, знания еще остались. Хуже дела обстояли с языком, польский я понимала только на стадии схожести с белорусским. Но знания английского немного помогли, как и то, что я написала письмо в университет с просьбой о помощи «бедной девушке из Беларуси». И как говорится, «прокатило». На парах любви к своему мнимому будущему и нелюбви к «скорее бы уже прошлому» я обзванивала друзей, хвасталась, убеждала, чтобы они тоже «валили». Я уже рисовала в воображении, как белорусы ходят вместе с поляками на свободные митинги, и как Запад помогает нам строить свободную Беларусь. Выяснилось, что это только «вбросы». Так начался мой период отложенной жизни. Знаете, такой синдром, когда ты мечтаешь о кардинальных переменах в своей привычной жизни, но они существуют лишь в мечтах, — поясняет собеседница.

«Фонд помощи действительно мне помог: выплатил около 100–150$ зато, что уволилась из государственной организации. Но по прибытии в Польшу обещали еще» — Екатерина

«Расстилайте дорожку: я приехала!»

— Границу пересекла без происшествий, хотя интернет пестрил информацией о том, что пограничники не выпускают и не впускают. Или того хуже: могут арестовать. И вот я в Польше, в голове — куча планов. До начала учебного года еще было время, и я занялась поиском работы или подработки. Продавцом-консультантом в магазин одежды меня не брали категорически — незнание языка. В продуктовый магазин — аналогично, даже мерчендайзером на раскладку товара не брали по той же причине. Правда, был у меня один пробный день, пожалел хозяин небольшого частного магазина. Сказал: поможем братьям-белорусам! А управляющий в магазине ни слова не говорит по-русски или по-английски. Пытался жестикулировать, показывать, что и куда ставить, но ничего не вышло. За день работы и половину программы не выполнила: не понимала, чтó мне говорят. В Польше, куда ни сунься, отвечают, что своих хватает.

«Если вы начитались, что в Польше зарплата от 1000 евро и множество вакантных рабочих мест, просто задайте себе вопрос: если хорошие зарплаты, почему места свободны? И станет ясно, что это неправда».

Катя призналась, что, как и многие, поверила сообщениям, распространенным интернет-СМИ. В них говорилось, что поляки уезжают работать в Европу и освобождают рабочие места. Конечно, ей встречались интересные и перспективные вакансии, но они конкурентные даже среди поляков, а про выпускницу белорусского вуза без знания языка даже слушать не захотят. Пороги обивала больше месяца, уже пыталась хотя бы дистанционную работу найти. Девушка откровенно рассказала, что были варианты «легких денег». На один из таких Катя согласилась: искала в интернете фото красивых девушек, создавала на азиатских сайтах карту знакомства и общалась с мужчинами за деньги. Только дистанционное общение, не больше. За час переписки предлагали около 5 долларов, за каждое новое фото — отдельная плата.

-2

— Я долго сопротивлялась: мне не нравился такой вид заработка… Но когда не остается денег на еду, о морали и нравственности долго думать не приходится. Сложно было врать по телефону родителям, что у меня все хорошо, что работаю продавцом, что устроиться было несложно. А по окончании разговора плакала навзрыд. Снова брала телефон и писала фривольные сообщения, только чтобы завтра было за что купить пачку риса, хлеб и питьевую воду. Об этом я не рассказывала друзьям: было стыдно. Попросить у них взаймы тоже не могла. Я понимала, что у них ситуация не лучше. Иногда в интернет-сообществах тем, кто занят поиском работы, предлагали 300 евро за услуги… Как сказать… Да вы и сами понимаете, за какие услуги! Но я не смогла. Понимала, что от такой грязи не отмоюсь вовеки.

Девушка начала штурмовать офисы различных частных компаний и предлагать им услуги уборщицы за невысокую плату. Некоторые согласились.

-3

— Сейчас я учусь дистанционно. В Польше с карантином все строго: выйдешь в неположенное время — штраф. Такое я себе позволить не могу. Заоблачных мечтаний не осталось. Какие уж там красивые фотографии в инстаграме! Чем хвастаться? Сижу в четырех стенах, помещение делю с соседкой и пытаюсь учить польский. Первую стипендию получила только в прошлом месяце. Из-за неполного пакета документов мне не хотели платить. Конечно, такой скромной суммы не хватает на аренду половины комнаты и на продукты из расчета на месяц. Даже выйти погулять — большая коронавирусная проблема. К тому же в Польше начались потрясения. И я вам скажу, здесь похлеще, чем у нас. Польская полиция серьезная, она не церемонится. Разгонит любую акцию всеми возможными методами. Я сама не раз слышала громыхание оружия — это нормальная практика. Но меня больше поразил повод этих последних громких протестов — они выступали против отмены абортов. «Ужас, бедные женщины!» — посочувствовала я. Хорошо, что я белоруска. А потом задумалась: а что же хорошего? От хорошей жизни я уехала, я действительно все потеряла. Привычные встречи с друзьями, ежедневные маршруты по любимым местам, зарплату, работу, бесплатных врачей. Я стала никем. Для Польши — клопом-эмигрантом, для Беларуси — предателем.

Мариам Шлапунова

Карикатура Антона Островского

Автор фото: носит иллюстративный характер