Найти в Дзене
СЛОВО

О запрете мата

В России с 1 февраля запретили материться. Правда пока не везде, а только в социальных сетях. После рекомендаций не употреблять алкоголь перед вакцинации это, пожалуй, самый страшный удар по традиционному образу жизни россиян. Мало того, что пить нельзя, так еще и высказаться на эту тему со всей откровенностью запрещается… А если серьезно, то эта мера давно назрела и перезрела. Хотя, конечно, как говорят в медицине, является паллиативной. Давайте по порядку.

Если в человеческом языке что-то существует, оно для чего-то нужно, оно выполняет какую-то функцию, оно служит для общения людей в определенной среде, в определенной ситуации. Где матерные слова используются, скажем так, по прямому назначению? Там, где суровые мужчины занимаются тяжелой работой и где процесс труда требует быстрого обмена информацией: в армии, на заводе, во время уборочной кампании. На мой взгляд, даже в этих ситуациях можно обойтись без мата, но, по крайней мере, работяг можно понять. Но вот кого понять невозможно, так это людей, которые матерятся не в экстремальных ситуациях, а по любому поводу: в кругу семьи, в офисе, в магазине и даже в интернете.

Действительно, когда вы пишете пост или комментарий в фейсбуке, одноклассниках, инстаграме, над вами ничто не довлеет, вас никто не подгоняет, кроме вашей страстной натуры. Поэтому вы можете спокойно продумать ваше высказывание, выбрать наиболее точные и меткие формулировки, подобрать слова, которые не были бы отвратительны для собеседника, но зато раскрывали вашу позицию. А для христианина и вовсе «крайне неуместно… осквернять злоречием и сквернословием уста, приемлющие Христа Господа» (Феофилакт Болгарский).
Человек, который матерится в социальных сетях, не просто не умеет держать себя в руках. Он не умеет отличать один жизненный контекст от другого, не хочет разбираться в том, что правильно в данной ситуации, а что неправильно, ленится пользоваться всем богатством языка. Поэтому проблема нецензурной брани гораздо глубже — она является одним из признаков духовной расслабленности человека (а может быть, и всего общества). Если мы не можем и не хотим обуздать свой язык, если пестуем собственную лень и инфантилизм, даже административные запреты нам вряд ли помогут.