С 1885 по 1915 год в Сибирь переселилось более 600 тысяч белорусов. Они образовали ряд поселений, названия которых были заимствованы у белорусских населённых пунктов.
Деревня Минск Большемуртинского района Красноярского края эрасположена на берегу речки Обейка, недалеко от места ее впадения в Енисей. Согласно «Всероссийской подворной переписи 1917г. Красноярского уѣзда» переселенческое село Минская основано в 1899г. В списке населенных мест Сибирского края за 1929г. указан 1898 год. Но сами жители считают годом основания 1905-й.
Перед Первой мировой войной в приенисейских землях Большемуртинской волости появились выходцы Гродненской, Минской и Могилёвской губерний – семьи Захаревич, Автушко, Шпак, Нитбайло, Сецко, Потис, Шек, Радионовых, Васюкович. Кто был первым, поставившим избу на таежной поляне у речки Обейки, сейчас не узнать. Однако скоро построенных домов и поднятой из лиственничного бруса церкви хватило на обретение статуса села, которое так и назвали - Минское. Потом окончание затерялось, и среди тайги появился Минск, тезка далекого города. Второе название деревни - Обейка или Абейка. Удивительная особенность нашего региона, населенные пункты имели зачастую по два, а порой и по три названия.
Почти сразу появились дом псаломщика, больница, школа, две бани.
Построенный в 1913 году однопрестольный деревянный храм получил название Казанской иконы Божьей Матери. При приходе был создан попечительский совет для оказания помощи членам семей воюющих на полях Первой мировой войны. В 1930-е годы, во время борьбы с религией, церковь закрыли, с неё сняли купол и кресты, в здании открыли клуб. Видимо поэтому здание сохранилось, в отличие от других церквей района. Позже клуб закрылся, и помещение долгое время пустовало. В 2017 году храм возобновил работу, здесь поставлено несколько икон, иногда проводятся богослужения.
В 1917г. количество дворов в селе составляло 50 хозяйств с населением 319 человек. К 1926 году количество хозяйств увеличилось до 68, а население до 379. Имелись начальная школа, лавка общества потребителей, фельдшерский пункт. Большими праздниками в Минске были Троица и поминальный день в ноябре — родительская суббота.
- Что с родины привезли тато и мама, песни и другое что, в годах потерялось. Только как скажем где, так и опознают в нас белорусов, - рассказывала Степанида Михайловна Михалишина, одна из старожилов села, привезенная сюда из Белоруссии пятилетней девочкой в 1933 году. – Пять девок и и сын было у наших родителей. Вот как досталось им нас поднимать! Каб не работали много так, пропали бы. Я уже в 15 лет на быках пахала. И жали, и лес валили, а в страду так на стане и ночевали. В войну вообще за мужиков все на себе бабы да дети тянули. Ой, тяжело нам пришлось, хватило…
Вновь созданный колхоз был назван именем революционера и соратника Ленина, Валериана Куйбышева. В 1933 году в деревню приехали агрономы. Засеяли новые сорта пшеницы, вика, гороха и диковинные в то время огурцы и помидоры. Была здесь и молочнотоварная ферма. Мирную жизнь минчан нарушила война. Бабы, как лошади, впрягались во всё и волокли на себе колхоз и дом, признавали минские мужики.
Казакова Валентина Ивановна: «Родилась я в Минске, послали в Таловку на курсы трактористов, когда стукнуло 21. Бывало, работаешь день на тракторе, а если погода, ночью скирдуешь снопы. Поля с хлебом пололи! Ходишь с детьми постарше, осот вытаскиваешь. А по краям поля косами обкашивали. Разве сейчас так работают? А за скотом как приходилось ходить? Скотников не было. Привозили сено, раздавали сами скоту. Чистили сами, доили вручную. Норма 25 коров. И сами же телят доглядывали. Налоги большие были. Держишь корову — сдай 10 килограммов масла в год, 120 литров молока, шкуру, 40-50 килограммов мяса. Куриц не держали, кормить было нечем. Но 70 яиц сдай. Покупали и сдавали. В основном выручала картошка. Много садили. Что сдавали, что сушили на фронт, что на семена. А весной другой год и гниловатую подъедали. Голод видели, ну хоть войны у нас не было».
А мужчины, получившие воспитание в суровых сибирских условиях, с доблестью защищали Родину от ненавистного врага.
Вместе с семьей переехал в Минск поручик Монин Григорий Данилович, вернувшийся с Первой мировой войны с тяжелым ранением и «белым билетом». Стал учителем. Воспитывал и своих детей – шесть сыновей и шесть дочерей. В 1938г. был репрессирован, как и десятки его односельчан, и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Один из его сыновей Монин Леонид Григорьевич за мужество при освобождении Киева награжден Орденом Славы 3 степени. В свои неполные 19 лет остался без ноги выше колена, в 1944 году комисован. Другой сын, Константин Григорьевич, погиб в марте 1945 года при освобождении Польши.
Минчанин Сецко Александр Прохорович был командиром взвода отдельного лыжного батальона 95 стрелковой дивизии. При наступлении на Витебск 31 декабря 1941 года получил тяжелое ранение, но командование взводом не оставлял, пока находился в сознании.
Дмитрий Васильевич Захаревич, с 17 лет работавший в колхозе им. Куйбышева трактористом, так и не узнал, что такое школьные годы, зато с лишком хлебнул в 1943 году под Сталинградом.
Многие безвестно канули в пучине войны.
Был в Минске и лесопункт. Терентьев Алексей Иннокентьевич, будущий орденоносец, с 1960г. работал здесь в должности технорука. В советские годы, когда строили Норильский металлургический комбинат, жители деревни выращивали овощи, пшеницу для поставки на север.
В 1950-е годы в Минск приехало немало жителей Чувашии — одни приезжали на работу в Сибирь, другие оставались после сталинских лагерей. Частая история для Минска, когда один супруг в семье — из белорусов, другой — из чувашей. Павел Филимонов, у которого сейчас хранятся ключи от местной церкви, — как раз из Чувашии. Приехал в Минск в 1950-х, жил бок о бок с белорусами долгие годы.
Сейчас в деревне две улицы — Нагорная и Новая. Многие постройки заброшены. Прописано в Минске человек 70, но постоянно проживает человек 50. Большинство - пенсионеры. Люди здесь живут в основном за счет подсобного хозяйства. Выращивают картошку, разводят скот, продают «молочку».
Теплится в душах минчан слабая надежда на возрождение жизни в деревне. Это хорошее место, вокруг которого могли бы объединиться белорусы Сибири, например, приезжать сюда отмечать национальные праздники. Минск - это же столица!