Рассказав о том, как я, человек другой профессии оказался в винной сфере, не могу не поделиться мыслями о том, почему это произошло. Наша винная тусовка, особенно, если говорить про мое поколение, изобилует случаями перехода из других профессий, в том числе и после успешной карьеры. Каждый раз, слыша такую историю, невольно задумываешься, почему так происходит? Что такого есть в вине и вокруг него, что так увлекает людей, в том числе навсегда?
Вино, как продукт, имеет множество граней, плоскостей, слоёв и ипостасей. Не случайно ему приписывалось божественное происхождение и находилось место в религиозных обрядах. Что же оно такое? Вино — это алкогольный напиток, который пьянит, пусть и не так сильно, как другие напитки. Алкоголь - одно из немногих доступных «наркотических» веществ, и мы все прекрасно знаем, что оно вызывает привыкание, а при злоупотреблении приводит к деградации личности и печальным во всех смыслах последствиям. Но также алкоголь может играть, и играет положительную роль. При разумных дозировках он является достаточно безвредным антидепрессантом, и это очень важно в наше время стресса, скоростей и отчуждения. Выпитые вечером в пятницу один-два бокала вина с друзьями, или же классно сделанный коктейль, за которым можно завести на барной стойке разговор с незнакомцем или незнакомкой — это не вредно, а скорее - полезно. Его мягкий расслабляющий эффект важен для тех, кто закончил рабочую пятницу с втянутой в опущенные плечи шеей, и внутренним напряжением. Он важен, потому что беседа расслабляется и течёт легко и непринуждённо, проблемы, сложности и усталость временно отступают и дают передышку. И здесь очень важно знать - зачем ты пьёшь, и где ты находишься по отношению к опасной черте. Вино в таком ракурсе смотрится очень привлекательно, ибо его «начинка» — это намного больше, чем просто алкоголь.
Вино является продуктом сельскохозяйственным, а в своих лучших проявлениях - фермерским и артизанальным. Виноград - результат партнёрства природы и человека, благодаря заботливым рукам, накопленным знаниям и опыту которого, лоза рождает особенный виноград, который потом даст особенное уникальное вино. Один американский винодел говорил мне: «сельское хозяйство - это самый рискованный и ненадежный бизнес, потому что твоим партнером становится природа, а она бывает непредсказуема». Отношения виноградаря с природой могут быть разными. Крылатая фраза Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача» в своем прямом понимании отлично отражает принципы интенсивного или конвенционального сельского хозяйства. Двигаясь в этом направлении виноградарство по своему подходу вплотную приблизилось к выращиванию томатов в теплице. На почву смотрели исключительно, как на массив или субстрат для размещения и укоренения лозы. И как в своё время вооруженные отряды фермеров истребляли стаи волков, виноградари с опрыскивателями на перевес бросились уничтожать все живое на плантации, что могло покуситься на будущий урожай. Уничтожение растительности (ака сорняков, угнетающих сельскохозяйственную культуру), насекомых и прочих животных, применение минеральных удобрений также предсказуемо нарушило природный баланс, как и уничтожение популяций волков. Это очень наглядно показывает история волков Йеллоустоунского парка, о чем есть замечательное видео на YouTube . Будучи таким же созданием природы, как сосна или кактус, лоза тысячами лет выживала на скудных почвах без опрыскиваний и подкормок, и давала ягоды достаточно сладкие и ароматные, чтобы соблазнить птиц и прочих животных. Они в свою очередь были первыми селекционерами, выбирая самые вкусные ягоды и разнося семена по территориям. На конвенциональной плантации лоза оказалась в необычном для себя окружении. Ее питали неорганическими удобрениями напрямую, а не через сложную природную цепочку, некоторые ее предполагаемые враги были повержены и исчезли. Почва под виноградниками по уровню биологической активности сравнялась с песками пустыни Сахара, как говорил великий агроном Клод Бургиньон. Изменилась физиология самой лозы, она пустилась в бурный рост, сбросила часть природного иммунитета, из-за чего стала требовать новых средств для обработки. С уходом с загрязненных плантаций животных, в частности птиц, некоторые вредители обрели новую силу, и с ними снова пришлось воевать. Война с природой за урожай на виноградниках затягивала. Она приносила свои плоды - винограда было много, что было особенно важно в тяжелый послевоенный период. Вот только делать из него уникальные аутентичные вина с характером оказалось крайне сложно, а иногда и невозможно. Винодел, работавший с конвенциональным виноградом, был вынужден вооружиться технологиями, как заправский Рэмбо. Все, что казалось лишним в винограде и соке, следовало изъять, а то, чего не хватало – добавить. Но технологии одинаково доступны всем, у кого есть необходимые средства, чего не скажешь о виноградниках, поэтому вина в мире становились все более и более одинаковыми, как у одного из самых технологичных виноделов Мишеля Роллана. Но, к счастью, далеко не все виноделы были согласны делать одинаковые вина, даже если за них давали высокие баллы и платили большую цену. Еще более они были не согласны с деградацией земель, на которых работали их предки, и должны были в будущем работать их потомки. Часть виноделов стала смотреть назад, в историю, когда фермеры, не имея технологий, пытались взаимодействовать и партнерствовать с природой. Появилась органика и биодинамика, с ней вернулся «дедовский» подход к виноделию и более аутентичные вина. К чему я все это? К тому, что вино – интереснейший сельскохозяйственный продукт, потому что на результат в нашем бокале влияют отношения виноградаря с природой. Но подробнее об этом позже, так как тема слишком обширная.
Вино – это своеобразный чип, на который записаны события, природные и с участием человека. Вот выбран участок для посадки, он уникален по расположению, микроклимату и составу почв, исходя из чего выбраны сорта винограда, плотность и архитектура посадки. Далее определяются те самые отношения винодела с природой – война или партнерство, а с ней – урожайность и ее регулирование, естественное или нет. Итак, как в компьютерной игре в стиле craft , виноградник заработал, начались его приключения или злоключения. Прорвалась ли с севера морозная арктическая масса, уничтожающая нежные майские побеги и листья, или Lucifero в августе поднялся со стороны Сахары и сделал из зеленого винограда изюм. Зависли ли в июне атлантические тучи, обещающие на посадках отличный «грибной сезон», или же дождь забыл про территорию на несколько месяцев, поставив перед лозой вопрос – «выносить» виноград или спасти себя? Каждое такое событие, как и реакция винодела на него, закладывают свои детали в будущий виноград и вино, подобно «эффекту бабочки».
Вино – это искусство, а винодел – художник, который пишет или ваяет свое вино, принимая ежедневно решения на земле и в погребе согласно своему художественному замыслу. Не согласны? Тогда давайте зададимся вопросом, какой еще продукт подвергается столь детальному анализу, обзорам и оценке? Встречались ли вам сырные писатели или оливковые критики? Мне нет… А вот у вина есть свои искусствоведы со времен Колумеллы, и активно работающие с 19 века писатели. В этом разрезе вино похоже на музыку, живопись и литературу, потому что в нем есть свои стили и течения, оригиналы и копии, шедевры и посредственность, классика и альтернатива. Оно не терпит догм, ибо они делают его скучным. Набравшись опыта дегустаций и общения с виноделами, теоретических знаний, эксперты буквально по косточкам разбирают каждый бокал и бутылку, ищут в них огрехи или мастерство исполнения, стиль и художественный замысел, тренды и тенденции, академичность и авангард. Одни вооружились простым прибором, 100бальной линейкой, и замеряют с ее помощью размер своего wow -эффекта или своего субъективного понимания его качества. Другие разбирают ту самую череду событий, которая привела к их конкретному образцу, сверяются с летописями, общаются с виноделами и стараются объяснить – почему вино получилось именно таким, а не другим. Бутылки самых выдающихся, известных и редких вин часто ведут жизнь предметов искусства. Их проверяют на подлинность и продают с аукционов, их коллекционируют и потом чахнут над ними, в них вкладывают деньги, как в альтернативную инвестицию. Их подделывают, и иногда достигают в этом искусстве невиданных высот, достаточно вспомнить историю недавно освобожденного Руди Курниавана.
Вино – гастрономический, гурманский и гедонистический продукт. Оно уникально по своему составу, благодаря которому выступает частью стола, в том числе физически помогая принимать и усваивать пищу, утоляет жажду и содержит полезные вещества. Его букет, аромат, вкус и текстура могут давать такое же наслаждение, какое дают уникальные продукты-деликатесы и блюда высокой гастрономии. Более того вина часто вступают с союзы с этими деликатесами и блюдами, оттеняя их вкус и раскрывая свой. Именно поэтому вино стало неотъемлемой частью большинства качественных ресторанов, а мишленовские звездоносцы и лауреаты рейтингов «меряются» размерами своих погребов и длинной винных карт. Подобно гурманам, ценители вина собираются в группы, открывают интересные и редкие бутылки, спорят и делятся впечатлениями, хвастаются или щедро делятся своими трофеями, которые были добыты в результате квестов и приключений. Вино – элемент гедонистического времяпрепровождения, и потому серьёзные винные коллекции сопровождают лучшие отели мира. У кого из нас не перехватывало дух во время погружения в погреб Palais Coburg в Вене, с его вертикалкой Chateau D ’ Yquem в 150 лет и рядами трехлитровых Romanee - Conti в бургундском зале? Замечтался и ушел в воспоминания….
Так, что еще… Вино – средство коммуникации, оно собирает друзей, дает возможность знакомства и общения с уникальными людьми, с которыми ты счастливо проводишь время, делишься радостями и печалями, дружишь или даже влюбляешься в них. Этот удивительный нетворкинг, в котором интерес к вину может вовлечь тебя в приключения и дать самые красочные впечатления. Со своими дорогими винными друзьями я сортировал и давил виноград, лез на двухкилометровую гору и пробирался в ущельях с ледяной рекой, жарил флорентийские стейки при минусовой температуре, отмораживая все на свете, варил из свежесобранных грибов суп на костре в лесу, увязал по пояс в болоте, путешествовал по миру и находил новые удивительные места, ходил на прекрасные концерты и пел песни, в караоке, да и вообще везде, весело смеялся, много шутил и немного хулиганил. Мы вместе фантазировали и придумывали что-то новое и интересное, играли на чемпионате мира по слепой дегустации вин и проводили свои игры. И еще много-много всего. Общение с виноделами – это одно из самых ценных приобретений для меня, связанное с погружением в винную сферу. Среди них встречаются люди, настолько глубокие и мудрые, что каждая минута с ними обогащает, причем это не обязательно напрямую связано с самим вином. Это может быть их философия и жизненные принципы, история их семейств и отношение к природе, и так далее, и так далее… Они очень многому научили меня, повлияли на мои взгляды, подходы и логику мышления. О таких людях я планирую писать отдельно.
Что в итоге? Для меня мир вина является каким-то волшебным многослойным калейдоскопом, узлом, в котором становится тем больше нитей, чем больше ты его распутываешь. Он - мой персональный и коллективный квест, чем дальше, тем интереснее, в нем ты черпаешь знания и опыт, воспаряешь и разочаровываешься, вдохновляешься на новые свершения. Если я когда-нибудь скажу, что знаю все, мне больше не наливать!
Так что, друзья мои, пробуйте и пейте вино, лучше вместе, общайтесь и обретайте новых друзей, получайте удовольствие, но не забывайте, что в вине есть алкоголь. Пейте его умеренно, осознанно и со знанием дела.
До следующих встреч!