Среди интересующихся тематикой Второй мировой часто принято считать итальянскую армию того времени слабой, а промышленность отсталой. Это не совсем так. Италия из-за своего географического положения изначально уделяла большое внимание развитию флота и авиации, ведь сухопутная граница ее проходит преимущественно в горной и труднодоступной местности, нет возможности активно применять танки. Для горного ландшафта с развитой дорожной сетью гораздо лучше подходят колесные боевые машины - эта тенденция сохраняется и сейчас, вспомним так и не купленный Сердюковым для армии РФ Centauro (фото ниже).
Колесная техника в таких условиях обладает большей подвижностью, она дешевле и более ремонтопригодна. Так при вводе советских войск в Иран в 1941 году танки Т-26 в массовом порядке выходили из строя на марше по горным дорогам, растянувшиеся колонны и вышедшая из строя техника могли бы стать идеальными объектами для ударов противника, если бы иранская армия имела хоть какое-то желание воевать. В конечном счете дело решили не советские дивизии с танками и артиллерией и не армады бомбардировщиков, а мобильные группы из лучших бойцов и пограничников, посаженные на исправные грузовики и бронеавтомобили, которым и сдавались иранские гарнизоны по мере их продвижения вглубь страны. Подробно об этом эпизоде нашей истории можно прочитать в статье на канале "Забытые уроки неизвестной войны".
Созданию разнообразных вариантов колесных боевых машин в Италии уделяли много внимания, чему способствовала развитая собственная автомобильная промышленность. Некоторые получились весьма удачными, но немного опоздали, в результате чего так и не появились в африканских песках, где могли бы очень основательно пустить кровь бронетанковым частям союзников - см. на фото ниже пример такой техники - 90-мм колесная САУ Breda Autocannone Blindato Tipo 102.
Африка в качестве потенциального театра боевых действий в Италии при Муссолини рассматривалась постоянно. Именно за счет африканских стран Муссолини собирался создавать новую Империю, которая должна была сравниться с Римской. И там у колесной техники была своя очевидная ниша - пустынные дальние патрули. Достаточно взглянуть на карту Северной Африки, чтобы понять - при более менее масштабных боестолкновениях в этом регионе не будет сплошной линии фронта, зато будут "повисшие" фланги, которые упрутся неизбежно в пустынные области, давая возможность противнику совершить обход силами рейдовых групп и обрушиться на коммуникации в самый неподходящий момент.
В противодействии итальянских и британский пустынных патрулей и групп дальней разведки любители макарон отнюдь не были мальчиками для битья. Итальянские мобильные группы буквально терроризировали англичан, нанося огромный урон транспортным подразделениям и не только. Во многом этому способствовала уникальная боевая техника, имевшаяся на вооружении у итальянской армии.
Вариантов установки вооружения на АS37 было много - 47-мм пушка, автоматическая 20-мм зенитка, пулеметы, в т.ч. крупнокалиберные. "Тачанка" получилась мощная, надежная и эффективная. Но итальянцы пошли дальше. В армии имелся неплохой бронеавтомобиль АВ 40/41. Его конструкцию взяли за основу, убрав ненужный в пустыне задний пост управления. В результате получилась максимально оптимизированная под задачи рейдовой войны на африканском ТВД машина с 3-мм несущим бронекорпусом (фактически, бронированная ванна на колесах), высокой проходимостью и скоростью до 85 км/ч, а расположенные по бортам канистры с топливом и водой обеспечивали запас хода до 1400 км. Варианты установки вооружения также были разные.
В Африку, точнее в Тунис попали всего порядка двух десятков таких машин, радикально на ход боевых действий, конечно, не повлияв. В самой Италии вариант Camionetta II применялся по обе стороны фронта после 1943 года, когда Италия вышла из войны, а север страны был оккупирован немцами. В литературе имеются упоминания об участии немецкого отряда на таких вездеходах в боях на Восточном фронте на Украине в составе немецкой же 2-й дивизии парашютистов.
Самый последний вариант "пустынного вездехода" AS 43 производился уже под немецким контролем и в пустыню, соответственно, не попал, зато активно применялся частями Люфтваффе.
Как видно, "отсталая" Италия кое в чем была, если не "впереди планеты всей", то, как минимум, на уровне. Главной же ошибкой Муссолини стало участие в агрессии против СССР, к действиям на территории которого армия страны была не готова абсолютно.