59,5K подписчиков

Итальянское чудо для пустыни. Camionetta Desertica в боях Второй мировой.

10K прочитали

Среди интересующихся тематикой Второй мировой часто принято считать итальянскую армию того времени слабой, а промышленность отсталой. Это не совсем так. Италия из-за своего географического положения изначально уделяла большое внимание развитию флота и авиации, ведь сухопутная граница ее проходит преимущественно в горной и труднодоступной местности, нет возможности активно применять танки. Для горного ландшафта с развитой дорожной сетью гораздо лучше подходят колесные боевые машины - эта тенденция сохраняется и сейчас, вспомним так и не купленный Сердюковым для армии РФ Centauro (фото ниже).

Среди интересующихся тематикой Второй мировой часто принято считать итальянскую армию того времени слабой, а промышленность отсталой. Это не совсем так.

Колесная техника в таких условиях обладает большей подвижностью, она дешевле и более ремонтопригодна. Так при вводе советских войск в Иран в 1941 году танки Т-26 в массовом порядке выходили из строя на марше по горным дорогам, растянувшиеся колонны и вышедшая из строя техника могли бы стать идеальными объектами для ударов противника, если бы иранская армия имела хоть какое-то желание воевать. В конечном счете дело решили не советские дивизии с танками и артиллерией и не армады бомбардировщиков, а мобильные группы из лучших бойцов и пограничников, посаженные на исправные грузовики и бронеавтомобили, которым и сдавались иранские гарнизоны по мере их продвижения вглубь страны. Подробно об этом эпизоде нашей истории можно прочитать в статье на канале "Забытые уроки неизвестной войны".

Созданию разнообразных вариантов колесных боевых машин в Италии уделяли много внимания, чему способствовала развитая собственная автомобильная промышленность. Некоторые получились весьма удачными, но немного опоздали, в результате чего так и не появились в африканских песках, где могли бы очень основательно пустить кровь бронетанковым частям союзников - см. на фото ниже пример такой техники - 90-мм колесная САУ Breda Autocannone Blindato Tipo 102.

Эта САУ значительно превосходила по своим боевым возможностям стандартные итальянские "автопушки" (Autocannone), но дальше изготовления прототипа дело не пошло. Проектирование начато в 1942 году, встречается еще такое обозначение: Semovente Ruotato da 90/53 Breda 501.
Эта САУ значительно превосходила по своим боевым возможностям стандартные итальянские "автопушки" (Autocannone), но дальше изготовления прототипа дело не пошло. Проектирование начато в 1942 году, встречается еще такое обозначение: Semovente Ruotato da 90/53 Breda 501.

Африка в качестве потенциального театра боевых действий в Италии при Муссолини рассматривалась постоянно. Именно за счет африканских стран Муссолини собирался создавать новую Империю, которая должна была сравниться с Римской. И там у колесной техники была своя очевидная ниша - пустынные дальние патрули. Достаточно взглянуть на карту Северной Африки, чтобы понять - при более менее масштабных боестолкновениях в этом регионе не будет сплошной линии фронта, зато будут "повисшие" фланги, которые упрутся неизбежно в пустынные области, давая возможность противнику совершить обход силами рейдовых групп и обрушиться на коммуникации в самый неподходящий момент.

В противодействии итальянских и британский пустынных патрулей и групп дальней разведки любители макарон отнюдь не были мальчиками для битья. Итальянские мобильные группы буквально терроризировали англичан, нанося огромный урон транспортным подразделениям и не только. Во многом этому способствовала уникальная боевая техника, имевшаяся на вооружении у итальянской армии.

Итальянский патруль за работой. На первом плане созданный на базе  тягача TL 37 итальянский "пустынный внедорожник". Такие машины делали в войсках, а также в фабричных условиях. В последнем случае они именовались AS 37, имели упрощенный металлический кузов-платформу. На фото как раз АS 37, что видно по большим "пустынным" колесам. Фото самого тягача см. ниже.  На заднем плане уже специально созданная для пустынных рейдов боевая бронированная машина AS 42.
Итальянский патруль за работой. На первом плане созданный на базе тягача TL 37 итальянский "пустынный внедорожник". Такие машины делали в войсках, а также в фабричных условиях. В последнем случае они именовались AS 37, имели упрощенный металлический кузов-платформу. На фото как раз АS 37, что видно по большим "пустынным" колесам. Фото самого тягача см. ниже. На заднем плане уже специально созданная для пустынных рейдов боевая бронированная машина AS 42.
Легкий артиллерийский тягач SPA TL37 с колесной формулой 4х4.Его конструкцию  разработал инженер Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti) специально для действий в горной местности и в условиях бездорожья. Тягач с водителем, расчетом орудия, самим орудием и амуницией мог преодолевать подъем до 40 градусов, развивая скорость до 38 км/ч, а радиус разворота этой уникальной машины был всего 4.5 метра. Отметился тягач и на Восточном фронте, в Италии оставшиеся образцы несли службу до конца 40-х годов.
Легкий артиллерийский тягач SPA TL37 с колесной формулой 4х4.Его конструкцию разработал инженер Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti) специально для действий в горной местности и в условиях бездорожья. Тягач с водителем, расчетом орудия, самим орудием и амуницией мог преодолевать подъем до 40 градусов, развивая скорость до 38 км/ч, а радиус разворота этой уникальной машины был всего 4.5 метра. Отметился тягач и на Восточном фронте, в Италии оставшиеся образцы несли службу до конца 40-х годов.

Вариантов установки вооружения на АS37 было много - 47-мм пушка, автоматическая 20-мм зенитка, пулеметы, в т.ч. крупнокалиберные. "Тачанка" получилась мощная, надежная и эффективная. Но итальянцы пошли дальше. В армии имелся неплохой бронеавтомобиль АВ 40/41. Его конструкцию взяли за основу, убрав ненужный в пустыне задний пост управления. В результате получилась максимально оптимизированная под задачи рейдовой войны на африканском ТВД машина с 3-мм несущим бронекорпусом (фактически, бронированная ванна на колесах), высокой проходимостью и скоростью до 85 км/ч, а расположенные по бортам канистры с топливом и водой обеспечивали запас хода до 1400 км. Варианты установки вооружения также были разные.

В данном варианте боевая машина  Camionetta Desertica (был еще вариант для метрополии - без канистр, но с ящиками для снаряжения) вооружена 20-мм автоматической зенитной пушкой Breda 35  и пулеметом - скорее всего  13.2 мм крупнокалиберным. Экипаж штатно составлял 5 человек + водитель. Обратите внимание на оригинальное крепление запасного колеса в нише - оно давало дополнительную защиту в лобовой проекции и не мешало наблюдению.
В данном варианте боевая машина Camionetta Desertica (был еще вариант для метрополии - без канистр, но с ящиками для снаряжения) вооружена 20-мм автоматической зенитной пушкой Breda 35 и пулеметом - скорее всего 13.2 мм крупнокалиберным. Экипаж штатно составлял 5 человек + водитель. Обратите внимание на оригинальное крепление запасного колеса в нише - оно давало дополнительную защиту в лобовой проекции и не мешало наблюдению.

В Африку, точнее в Тунис попали всего порядка двух десятков таких машин, радикально на ход боевых действий, конечно, не повлияв. В самой Италии вариант Camionetta II применялся по обе стороны фронта после 1943 года, когда Италия вышла из войны, а север страны был оккупирован немцами. В литературе имеются упоминания об участии немецкого отряда на таких вездеходах в боях на Восточном фронте на Украине в составе немецкой же 2-й дивизии парашютистов.

Camionetta в европейском варианте в послевоенной Италии.
Camionetta в европейском варианте в послевоенной Италии.

Самый последний вариант "пустынного вездехода" AS 43 производился уже под немецким контролем и в пустыню, соответственно, не попал, зато активно применялся частями Люфтваффе.

Camionetta Desertica mod. 43.
Camionetta Desertica mod. 43.

Как видно, "отсталая" Италия кое в чем была, если не "впереди планеты всей", то, как минимум, на уровне. Главной же ошибкой Муссолини стало участие в агрессии против СССР, к действиям на территории которого армия страны была не готова абсолютно.