Около моего дома летом всегда происходит одна и та же картина. Две старушки-подружки выносят шезлонги, раздеваются до купальника и садятся под палящее солнце до самого его захода. Так и сидят они, попивая сок, под обозрением трех близлежащих пятиэтажек. И «прожаривают» себя до последнего, пока загар не превратится в "шоколад".
Я ни разу не видела здесь пожилых женщин в юбках и платках. Все женщины старшего возраста носят только брюки. Платок и юбка это всегда показатель принадлежности к другой культуре, как правило, мусульманской. Даже шапки пенсионеры позволяют себе редко: предпочитают щеголять с короткими модными прическами даже по морозу.
Газеты пестрят объявлениями о поиске мужа, где возраст невест перевалил за 80. И вообще, дискриминация по возрасту неуместна, когда речь идет о любви. Есть и такие, кто ищет партнера только для интимных отношений. Так и пишут: интим и совместный поход в кино. Другое не предлагать.
Идет мимо меня старушка, медленным шагом, прихрамывая. С тростью. Походит к новенькой BMW , садится за руль и, ….газуя как заправский лихач, уезжает восвояси. Немецкие пенсионерки очень мобильны. Машина для них это средство не запираться в стенах своего дома. В магазин, расположенный почти у дома, они поедут на машине. Отдыхать в Италию они поедут на арендованном доме на колесах и сами будут сидеть за рулем. Машина для них это второй дом, отличная замена уже не «мобильному» телу.
Я не видела как немецкие пенсионеры собираются у подъезда. Ни разу. Прилюдно обсуждать кого-то на улице это правило дурного тона. Для этого есть специальные клубы, где можно собраться и выпечь вместе пирог, поиграть в боулинг или заняться спортивной ходьбой.
Никто не торгует на углах картошкой и овощами. Ты это можешь делать только на специализированных рынках и, если ты предприниматель. Нет такого понятия как огород. Садовые участки используются в качестве зоны выращивания цветов, места отдыха и гриля. Максимум, что немки могут выращивать на даче это 3 кустика помидор и зеленый лук. Русские садовые участки в Германии в этом плане сильно отличаются от местных: мы привозим страх умереть голодной смертью с собой, куда бы мы не поехали. И вместо оранжерей засаживаем все овощами для консервирования. У немецких пенсионеров в подвале стоят стеллажи под вино, а не банки с помидорами.
Они работают до тех пор, пока ноги держат.
Я знаю 85-летнюю женщину, которая работает уборщицей в частных домах. Ходить ей уже тяжело, но она сказала: «Пока я двигаюсь, я живу». Ее работодатель ответил мне так: «Я точно знаю, что она сделает все лучше и тщательнее молодых. Пусть и дольше. И я счастлив, что могу помочь ей материально».
А в нашей фирме работает другая уборщица - Эрика 82 лет, которая в своем возрасте похудела и добилась оплаты государством операции по удалению обвисшей кожи, которая мешала ей.... работать.
Спрашиваю у своего знакомого Йозефа:
- Вот скажи. Пенсия у тебя приличная. Есть свой сад, квартира, машина. Что тебе еще нужно? Зачем работаешь?
Йозеф всю жизнь проработал машинистом электропоезда и жаловаться на нехватку получаемых от государства пенсионных средств ему просто грех. Так нет. Йозеф подрабатывает утром и вечером, развозя детей в школу на микроавтобусе. В перерывах между работой Йозеф работает в своем саду: ухаживает за цветником. А по выходным ходит в футбольный клуб болеть за местную команду. Такому ритму жизни позавидует любой молодой.
- Ты внукам что ли помогаешь? - не унимаюсь я.
- Никому не помогаю. Все живут самостоятельно. Сидя дома я со скуки помру.
- А жена? Не видитесь с ней почти же...
- Жена тоже работает.
Вот так.