В марте 2020 года музей истории и трудовой славы ГАЗа закрыли на реконструкцию. За закрытыми дверями осталась целая эпоха, посвященная технике, выпускавшейся на заводе ГАЗ в разное время. Посетители музея могли воочию увидеть коллекцию техники в прекрасной сохранности, двигатели и агрегаты автомобилей ГАЗ, а также стенды с историческими фотографиями и многочисленные макеты.
Но все это осталось в прошлом, ведь когда музей после реконструкции распахнет свои двери вновь, нас будет ждать уже другая экспозиция. Какая – пока неизвестно. Так что сегодня предлагаю окунуться в историю, виртуально «пройтись» по старому газовскому музею и увидеть, каким он был прежде до закрытия.
Легковая экспозиция
ГАЗ-А: первая легковая модель Горьковского автозавода, она же "в девичестве" - Ford A. В советские годы ни одна другая модель "легковушки" марки ГАЗ не выпускалась столь малое количество времени - всего лишь три полных года (меньший срок история отмерила только "Волге Сайбер"). Хотя всё правильно: к середине тридцатых ГАЗ-А уже успел сильно устареть.
Пришедшая на смену фаэтону ГАЗ-А "эмка" с закрытым кузовом, она же М-1, тоже повторяла внешне "фордовскую" модель, но ходовую часть для нее газовские инженеры уже спроектировали самостоятельно. В модернизированном варианте модели "11-73" (уже с 6-цилиндровым движком вместо 4-цилиндрового) "эмка" на производстве зацепила даже послевоенные годы, передав эстафету "Победе".
ГАЗ-67Б обычно называют машиной военного времени, хотя в годы Великой Отечественной войны таких внедорожников успели построить очень и очень мало - что-то там порядка 5 тысяч штук. А вот после войны сделали еще почти 90 тысяч! Так что объективно получается, что машина эта в 18 раз больше послевоенная, чем военная ))
Настоящий "горьковский ампир"! Слева - представительский седан, который все знают как ЗИМ, справа - "Победа", которую все называют ГАЗ-20В. Но и то, и другое неверно. Дело в том, что "Победы" никогда не носили марку "ГАЗ": конкретно данный автомобиль третьего выпуска правильно именовался М-20В. А вот ЗИМ из газовского музея, на самом деле, уже никакой не ЗИМ из-за того, что произведен после того, как Горьковский автомобильный завод имени Молотова утратил из своего наименования имя опального товарища Молотова. Поэтому и ЗИМ дальше стал называться только лаконичным заводским индексом ГАЗ-12.
Комфортабельная 2-местная «инвалидка» ГАЗ-18, которую советские инвалиды так и не дождались. Ее особенности - закрытый кузов, нормальная эргономика, 620-кубовый двигатель, унифицированный по многим деталям с «Москвичом-402». А еще - настоящая автоматическая коробка передач! Да такой ладный автомобиль нашел бы спрос даже у городского населения: этакий советский Smart... К сожалению, ГАЗу выпускать этот микроавтобиль было негде, а Серпуховскому мотозаводу с его оборудованием освоить такую «инвалидку» было не под силу.
Знаменитый ГАЗ-69 дал вторую жизнь Ульяновскому автозаводу: как знать, существовал ли бы сейчас УАЗ как автомобильный завод, если бы в 1954 году Горьковскому автозаводу не потребовалось в обязательном порядке передать куда-то только что налаженное производство "шестьдесят девятых"? Передали как раз на УАЗ, работники которого к тому моменту уже стали забывать, что когда-то раньше вообще выпускали автомобили... А теперь ГАЗ и УАЗ - конкуренты: превратности судьбы!
Знаменитая "Волга со звездой": М-21В 1958 года выпуска. Мотор у этой модификации уже был новый, верхнеклапанный. Интересная техническая особенность - центральная система смазки: приводилась в действие она отдельной педалькой прямо с места водителя. Правда, после пользования ею под машиной на асфальте сразу в нескольких местах оставались грязные пятна от старой смазки... В итоге эту систему на "Волги" довольно быстро ставить перестали.
Если на предыдущем фото была показана одна из первых "двадцать первых", то вот это - напротив, самая последняя из "Волг" первого поколения. Называлась она ГАЗ-21УС (с улучшенной отделкой), а выпущена была в 1970 году. Красивая, легендарная, но в то время - уже категорически устаревшая. Ведь в это же самое время с конвейера Волжского автозавода уже сходили первые автомобили ВАЗ-2101...
"Чайка" ГАЗ-13 мне очень нравится. Но, объективно говоря, какой же это был динозавр в последние годы своего выпуска!!! Если кто не в курсе, выпускали-то "тринашку" аж до 1981-го! Кстати, однажды я такую машину чуть не купил: в 1999-м их можно было найти в продаже по цене новой "Оки"! Сделка сорвалась в последний момент: продавец почтенных лет в последний момент передумал продавать машину.
"Чайка" второго поколения - ГАЗ-14 - по сравнению с "тринашкой" словно перепрыгнула через целое поколение. Напротив, она в 1970-е годы выглядела чрезвычайно стильно, да и в 1980-е ее облик не устарел. Жаль, история отмерила ей довольно короткий срок.
Редкая модификация «Чайки» второго поколения – парадный кабриолет ГАЗ-14-05. В отличие от седанов, эти машины красили в серый цвет.
Нынче даже не верится, что история развития "Волги" могла пойти по такому сценарию, но сохранившиеся в музее образцы - тому живой пример: ГАЗ-3105 образца 1987 года - с полноприводной трансмиссией и оригинальным мотором V-8. Но завод такую машину "не потянул": на ГАЗе не смогли обеспечить ей вменяемую цену, а по цене "Мерседеса" она просто не нашла сбыта.
ГАЗ-31029 - модель массовая, но "ширпотребная": та машина, которая своим катастрофически низким качеством уронила престиж "Волги" ниже плинтуса. Интересно, эти машины когда-нибудь будут иметь такую же коллекционную ценность, как ГАЗ-21 или ГАЗ-24?
Еще две «Волги», теперь моделей 3110 и 3111. Последнюю, кстати, пока еще можно найти в продаже за не самые ужасные деньги. Правда, состояние может оказаться совершенно "замученным", а запчастей на такие машины не найти днем с огнем, поэтому перед желанием такую машину все-таки купить, надо трезво оценить собственные силы: а получится ли "потянуть" восстановление?
Продолжение по "грузовой" экспозиции СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ!!!