На кухне по душам
Недавно я в своей публикации упоминал уже о трагедии СТР «Аметист», принадлежавший ФГУП «КамчатНИРО», который затонул в Охотском море 10 февраля 2011 года. Погибли 23 человека.
Судно потом было найдено на глубине 230 метров в заливе Шелихова, лежащим на борту на грунте, и точной причины затопления на выявлено, а предполагаемая – переворот судна вверх килем во время сильного шторма и обледенения надстроек и рангоута траулера. У экипажа шансов на спасение не было.
Надо сказать, что при нынешних спасательных средствах, оснащаемых судами, спастись экипаж может только гипотетически (имеется в виду при высадке на спасательные плоты). Уж, больно сложные нужно выполнить телодвижения морякам, чтобы сначала попасть в спасательный плот, а потом еще и несколько часов выдержать в нем при отрицательной температуре и сильном волнении моря. И если трагедия произошла вдали от других судов, то выжить моряки на плоту могут только чудом (много случаев было, когда на борт спасатели поднимали только трупы уже после трех часов нахождения моряков в плоту). Больше шансов на спасение у моряков, конечно, при высадке на спасательные шлюпки.
Однако кроме откровенных трагедий в море случались и довольно любопытные происшествия, хотя и связанные с посадкой судов на мель или столкновениями, но случившееся без жертв.
Так, еще в восьмидесятых годах прошлого века работал в Управлении промыслового флота Камчатского межколхозного производственного объединения рыболовный сейнер «Комсомолец Забайкалья», старый и довольно поношенный. Его год от года собирались списать, но что-то как-то, видимо, руки не доходили. И название у него было двойное – единственное у РС-300 на всем Дальнем востоке (обычно у РСов названия составляли одно слово «Уважительный», «Чарозеро», «Аксаково» и прочая). В весенней минтаевой экспедиции, штурмана, не знавшие, что из себя представляет судно «Комсомолец Забайкалья», записывались к нему в очередь на сдачу улова, как на плавбазу (у плавбаз случались названия из двух слов, например «Комсомолец Магадана»). А штурмана с «Комсомольца…» подыгрывали своим коллегам и записывали всех желающих… Правда, потом над новичками потешалась вся экспедиция.
Так вот, этот сейнер умудрился два раза утонуть за один год. Первый раз весной на восточном побережье Камчатки сейнер шел к берегу возле бухты Асача прятаться от шторма и на полном ходу благополучно вылетел на камни. Слава богу, что возле берега ветра уже сильного не было, и экипаж с помощью плотов сумели снять с судна. Потом его подняли с камней и оттащили в порт.
На «Комсомольце…» работал знакомый тралмастер, и я спросил его, как они тонули… Тралмастер ничего толком вспомнить не мог… он сказал: «У меня оставалось еще полмешка водки, я его вытащил и потом до самого порта мы пили не просыхая…»
К счастью оказалось, что повреждения на сейнере незначительные, его быстренько подлатали в доке, и уже летом отправили в Берингово море работать на вылове трески.
Но не тут то было. Уж, за какой-такой надобностью пошел «Комсомолец…» к берегу, но и здесь он с полного хода вылетел на скалы да так, что снять его не было никакой возможности, и остался он там навсегда. Экипаж был цел и невредим. Знакомый матрос, который во время посадки на камни стоял на руле, сказал, что штурман дал ему ошибочный курс, а он, хоть и увидел это, но ничего ему не сказал, потому что «кто он такой, чтобы командовать штурманом…».
Но самой знаменитой аварией была посадка на мель плавбазы рыбообработки проекта Б-69 «Северный полюс», когда она выходила из Петропавловска на промысел. Плавбаза довольно аккуратно вылезла на прибрежные скалы прямо в Авачинской губе на виду всего Петропавловска. Мало того, что сама плавбаза была повреждена, так она еще и закрыла подходной канал так, что другие суда не могли ни зайти, не выйти из порта… Ну ладно бы суда… так и подводные лодки из Вилючинска не могли попасть в порт и из него выйти… А это уже стратегическая безопасность страны. В общем, шуму было много, а жители полуострова и гости Камчатки несколько дней пока шли отчаянные работы по снятию с мели плавбазы, могли с берега воочию наслаждаться итогами кораблекрушения.
«Северный полюс» с горем пополам с мели стащили и отправили на металлолом (он сильно повредился).
И еще пикантный был момент в этом происшествии. Когда «Северный полюс» сел на мель, к нему очень быстро подошел на катере капитан рыбного порта и высадился на борт. Он и его команда долго не могли попасть в каюту капитана, но когда они все-таки достучались до него, то увидели, что капитан был пьян абсолютно в дрова и даже не мог понять, что случилось, и где он находится. В каюте также находилась девица с пониженной социальной ответственностью из обработки, не вязавшая лыка…
Иван ТРОФИМОВ.
Фото из открытых источников.