Интеллект – это обязательно управление. Управление осуществляется через осознанность. Для осознанности нужна фиксация объектов/субъектов управления. Для фиксации нужна их идентификация. Так и в эмоциональном интеллекте – чтобы управлять эмоциями нужно знать их названия («имена») – идентифицировать эмоции.
Представьте, что вы воспитатель в детском саду. Как навести порядок в этой бегающей, орущей, плачущей, дерущейся, жалующейся … массе, если все дети у вас на одно лицо и вы не знаете их имен. Особенно тяжелой окажется ситуация, если вы устроитесь воспитателем в китайский детский сад.
С необходимостью идентификации разобрались. А дальше что? Дальше классификация – группировка объектов/субъектов управления по различным признакам. А сгруппированные объекты в своем множестве формируют тематическое пространство. В данном случае – это пространство эмоций. Представив это пространство в какой-то форме (формализовав его), получаем замечательный инструмент управления, который я назвал «Карта эмоций».
Чтобы не быть голословным, я разработал такую карту в табличной форме, включив в нее 13 групп (число нехорошее, надо бы придумать еще одну группу) эмоций:
1. Эмоции борьбы (ГЭ. ЭБ)
2. Большие эмоции отношения к жизни (ГЭ. БЭОЖ)
3. Эмоции Человека (ГЭ.ЭЧ)
4. Духовные эмоции (ГЭ.ДЭ)
5. Альтруистические эмоции (ГЭ.АЭ)
6. Эмоции познания (ГЭ.ЭП)
7. Малые эмоции отношения к жизни (ГЭ.МЭОЖ)
8. Эмоции общения (ГЭ.ЭО)
9. Эмоции отношения к человеку (ГЭ.ЭОЧ)
10. Эмоции отношения к делу (ГЭ.ЭОД)
11. Ценностные эмоции (ГЭ.ЦЭ)
12. Эмоции поведения (реакции на события) (ГЭ.ЭП)
13. Эмоции удовлетворения физиологических потребностей (ГЭ.ЭУФП)
В каждой группе я разбил эмоции по подгруппам (полюсам) – отрицательный, нейтральный, положительный полюс. Чтобы была большая градация добавил две группы: между отрицательным и нейтральным, между нейтральным и положительным.
Например, Эмоции борьбы (ГЭ. ЭБ):
– Отрицательный полюс: страх, отчаяние, паника
– Близко к отрицательному: тревога, озабоченность, волнение, робость, боязнь
– Нейтральное : покорность
– Близко к положительному : уверенность, спокойствие
– Положительный полюс: смелость, кураж, отвага, бесстрашие.
Сколько в итоге у меня получилось идентифицированных и сгруппированных эмоций в этом эмоциональном пространстве я не считал – много. Но теперь я могу распознавать эмоции и перемещаться в этом эмоциональном пространстве! Ура!
Следующий этап – формализация этого пространства, представление его удобном для восприятия и использования виде. Текстовые списки это не совсем удобно.
Но об этом я расскажу в следующей статье, дабы не утомлять вас.
Пишите, если есть чем поделиться по этой теме! И главное – экспериментируйте над собой, пробуйте!
И не забывайте ставить лайки, поддерживая канал.
И заходите почаще, не забывайте меня.
P.S. В ЛитРесе есть мои книги по тематике психологи интеллекта:
1. «Развивай интеллект восприятия»
2. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа».
3. «Интеллектуальный капитал: содержание и формирование»
Доход от продаж перечисляю тяжелобольным детям в фонд «Помогать легко». Поддержите!