Найти тему
Мой интеллект

Эмоциональный интеллект. Составляю «Карту эмоций»

Интеллект – это обязательно управление. Управление осуществляется через осознанность. Для осознанности нужна фиксация объектов/субъектов управления. Для фиксации нужна их идентификация. Так и в эмоциональном интеллекте – чтобы управлять эмоциями нужно знать их названия («имена») – идентифицировать эмоции.

Представьте, что вы воспитатель в детском саду. Как навести порядок в этой бегающей, орущей, плачущей, дерущейся, жалующейся … массе, если все дети у вас на одно лицо и вы не знаете их имен. Особенно тяжелой окажется ситуация, если вы устроитесь воспитателем в китайский детский сад.

С необходимостью идентификации разобрались. А дальше что? Дальше классификация – группировка объектов/субъектов управления по различным признакам. А сгруппированные объекты в своем множестве формируют тематическое пространство. В данном случае – это пространство эмоций. Представив это пространство в какой-то форме (формализовав его), получаем замечательный инструмент управления, который я назвал «Карта эмоций».

Что-то типа....
Что-то типа....

Чтобы не быть голословным, я разработал такую карту в табличной форме, включив в нее 13 групп (число нехорошее, надо бы придумать еще одну группу) эмоций:

1. Эмоции борьбы (ГЭ. ЭБ)

2. Большие эмоции отношения к жизни (ГЭ. БЭОЖ)

3. Эмоции Человека (ГЭ.ЭЧ)

4. Духовные эмоции (ГЭ.ДЭ)

5. Альтруистические эмоции (ГЭ.АЭ)

6. Эмоции познания (ГЭ.ЭП)

7. Малые эмоции отношения к жизни (ГЭ.МЭОЖ)

8. Эмоции общения (ГЭ.ЭО)

9. Эмоции отношения к человеку (ГЭ.ЭОЧ)

10. Эмоции отношения к делу (ГЭ.ЭОД)

11. Ценностные эмоции (ГЭ.ЦЭ)

12. Эмоции поведения (реакции на события) (ГЭ.ЭП)

13. Эмоции удовлетворения физиологических потребностей (ГЭ.ЭУФП)

В каждой группе я разбил эмоции по подгруппам (полюсам) – отрицательный, нейтральный, положительный полюс. Чтобы была большая градация добавил две группы: между отрицательным и нейтральным, между нейтральным и положительным.

Например, Эмоции борьбы (ГЭ. ЭБ):

– Отрицательный полюс: страх, отчаяние, паника

– Близко к отрицательному: тревога, озабоченность, волнение, робость, боязнь

– Нейтральное : покорность

– Близко к положительному : уверенность, спокойствие

– Положительный полюс: смелость, кураж, отвага, бесстрашие.

Сколько в итоге у меня получилось идентифицированных и сгруппированных эмоций в этом эмоциональном пространстве я не считал – много. Но теперь я могу распознавать эмоции и перемещаться в этом эмоциональном пространстве! Ура!

Следующий этап – формализация этого пространства, представление его удобном для восприятия и использования виде. Текстовые списки это не совсем удобно.

Но об этом я расскажу в следующей статье, дабы не утомлять вас.

Пишите, если есть чем поделиться по этой теме! И главное – экспериментируйте над собой, пробуйте!

И не забывайте ставить лайки, поддерживая канал.

И заходите почаще, не забывайте меня.

P.S. В ЛитРесе есть мои книги по тематике психологи интеллекта:

1. «Развивай интеллект восприятия»

2. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа».

3. «Интеллектуальный капитал: содержание и формирование»

Доход от продаж перечисляю тяжелобольным детям в фонд «Помогать легко». Поддержите!