Ну-с начнём! Итак ТВС-2МС - это проект СибНИА им. С. А. Чаплыгина по программе ремоторизации самолёта Ан-2, суть которой заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР на турбовинтовые двигатели.
ТВС - расшифровывается как Турбо Винтовой Самолёт. 2МС (2 члена экипажа модернизация СибНИА) - модификация с силовой установкой Honeywell TPE331 (США), взлётной мощностью 1100 л. с. и работающей на авиационном керосине, что позволяет увеличить полезную нагрузку. Также в данной модификации предусматриваются более комфортные условия за счёт обогреваемого салона самолёта.
Вот что про эту модель написали в СибНИА им. С. А. Чаплыгина:
Цель проекта
- повышение экономической эффективности самолёта Ан-2 путём замены двигателя (ремоторизации) АШ-62ИР силовой установкой «Garrett AiResearch TPE331-12» с сохранением конструкции планера.
Задачи проекта
- Переход с авиационного бензина Б-91 и его аналогов на авиационный керосин ТС-1
- Автономность и независимость от наземных служб аэродрома при техническом обслуживании и подготовке воздушного судна
- Сохранение и улучшение основных характеристик типового самолёта Ан-2
Назначение Ан-2
Самолёт предназначен для решения широкого спектра задач.
Основные модификации: грузопассажирский, лесопожарный, десантно-транспортный, патрульный, геологоразведочный, санитарный, сельскохозяйственный, аэрофотосъёмщик.
Ограничения эксплуатации
- Значительное увеличение стоимости авиационного бензина для АШ-62ИР создаёт экономические препятствия использованию самолёта.
- Эксплуатация поршневого двигателя при отрицательных температурах значительно дороже.
Решение проблемы
Уникальные лётные характеристики и неприхотливость к условиям эксплуатации делают Ан-2 безальтернативным самолётом среди существующих отечественных и зарубежных воздушных судов.
Замена поршневого двигателя АШ-62ИР на турбовинтовой двигатель ТРЕ-331-12 производства компании «Honeywell» (США) позволит отказаться от использования дефицитного авиационного бензина и снизить эксплуатационные затраты за счёт:
- стоимости топлива (керосин в 5 раз дешевле авиационного бензина)
- уменьшения расхода топлива
- увеличения межремонтного ресурса двигателя
Основные особенности эксплуатации Ан-2
Надёжность планера и простота обслуживания, возможность выполнения полётов с грунтовых площадок длиной 200 м., доступность для пилотов любой классификации.
- Главная роль Ан-2 — осуществление социально значимых грузовых и пассажирских перевозок в отдалённых регионах РФ с низкой транспортной доступностью.
- Из-за больших размеров территории РФ потребность в таких перевозках значительна и не имеет тенденции к уменьшению.
- Уникальные конструктивные и эксплуатационные особенности самолёта делают его незаменимым в современных условиях.
Получается сам производитель СибНИА им. С. А. Чаплыгина говорит, что перед нами не новый самолёт а переделанный (заштопаный) Ан-2. Фактически самолёт был спроектирован в 1946 году в ОКБ-153 при Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова.
По поводу "заштопанности" ТВС-2МС так вот, полотняная обшивка крыла Ан-2 на практике даёт ему огромное преимущество. Её можно легко удалить и произвести ревизию всего силового набора, что невозможно сделать ни на одном современном самолёте такого класса. К тому же сегодня перкаль заменяют синтетической тканью, у которой уже абсолютно другие сроки службы. Самолёты с такой обшивкой эксплуатируются более 12 лет.
Ан-2 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана с цельнометаллическим фюзеляжем и прямым двухлонжеронным крылом. Верхнее крыло снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми нависающими закрылками и элерон-закрылками. На нижнем крыле установлены только щелевые закрылки. Обшивка крыльев и оперения — полотняная. Шасси — не убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси.
В общем производитель выполняет "рестайлинг" уже давно построенных машин Ан-2. Основные виды работ, проводимые при модернизации самолёта заявленные СибНИА им. С. А. Чаплыгина:
- замена двигателя АШ-62ИР на турбовинтовой двигатель ТРЕ-331-12 производства компании «Honeywell» (США);
- установка винта производства компании «Hartzell Propeller Inc.» (США);
- установка комплекта современного пилотажно-навигационного оборудования «Garmin» (США);
- установка автономного дизель-генератора;
- установка предпускового подогревателя двигателя и отопителя салона;
- установка противообледенительной системы двигателя и винта;
- изготовление и установка капотов из композитных материалов;
- перетяжка салона по заявке клиента.
Установка двигателя Honeywell обеспечивает:
- улучшение лётно-технических характеристик самолёта на 15-20%;
- использование авиационного керосина вместо дорогостоящего авиационного бензина;
- снижение уровня шума и вибраций от силовой установки;
- увеличение дальности полёта при полной загрузке в 2 раза;
- улучшение температурных условий в пассажирской и пилотской кабинах за счёт использования системы отбора воздуха от силовой установки;
- снижение удельного расхода топлива;
- работу противообледенительных систем двигателя и винта;
- возможность автономной эксплуатации самолёта;
- использование существующей инфраструктуры и авиационного персонала с опытом эксплуатации самолётов Ан-2
Давайте заглянем внутрь биплана:
Салон как вы понимаете по заказу сделать могут практически любой.
В данном варианте салон грузопассажирский. Заглянем в "кабинет" ТВС-2МС!
В декабре 2019 года для региональных полётов в Магаданскую область поступило два самолёта ТВС-2МС. Встречены они были с "помпой", с речами губернатора и съёмкой местных СМИ.
Однако многие жители из репортажей местных журналистов поняли, что область купила два новых самолёта)). Фактически это оказались машины постройки 80-х годов с выполненной модернизацией, т.е. "заштопанными" Ан-2.
Более года два борта ТВС-2МС эксплуатируются в Магаданской области. Давайте посмотрим на статистику двух бортов за 2020 год.
Как видим статистика двух бортов совершенно разная. Но за календарный год выполнено около 350 рейсов, перевезено около 2000 человек (при том что население магаданской области сравнимо с небольшим районом Москвы - 140 тыс.чел.) Налёт воздушных судов более 700 часов. Средняя заполняемость пассажиров в районе 65%, но не надо забывать, что самолеты грузопассажирские.
Если пользоваться альтернативой авиации, то до населенных пунктов , по которым летает малая авиация на Колыме , можно добраться за многочасовые путешествия по пыльной колымской трассе.
Романтики с большой дороги. Легендарная трасса "Колыма"
В планах на 2021 год открытие еще нескольких местных маршрутов, там где условия посадочных площадок позволяют эксплуатировать ТВС-2МС. Так же борта будут использоваться для санитарных рейсов и для выброски парашютистов.
Заключение.
Хорошо это или плохо эксплуатировать пусть и омологированные, но всё таки машины которым уже более 35 лет, наверное ответов может быть много. В данное время, когда нет отечественных альтернатив в малой авиации, наверное целесообразно модернизировать старенькие Ан-2 и продлить им жизнь.
А что будет дальше, посмотрим, у нас ведь есть проект "Перспективный лёгкий многоцелевой самолёт ТВС-2ДТС «Байкал»" c цельнокомпозитной конструкцией из углепластика, полностью новым фюзеляжем, новой кабиной пилотов и современным комплексом авионики. Какие будут перспективы у нового ТВС-2ДТС наверное покажет время.
Ну и в конце послушаем звук двигателя Honeywell на ТВС-2МС!
Часть-2. ТВС-2МС. Где и как модернизируют ветеранов авиации Ан-2 и ТТХ модернового "Антошки".
Часть-3. Полетали на биплане! ТВС-2МС видео обзор обновлённого "Кукурузника"
Часть-4. Крылья, шасси, хвост! Фотообзор ТВС-2МС & видео захода и посадки глазами пилотов.
Смотрите в небе "КУКУРУЗНИК"! Новый взгляд на Ан-2.
Silver Spitfire. Кругосветка на самолёте времён второй мировой войны.
Обзор старых трудяг Ан-24 и Ан-26
Так ли уж плох Super Jet 100? Обзор SSJ-100
Первый рейс SuperJet-100 по маршруту GDX-IKT
Парковка Boeing-737 от первого лица
Небонутая команда! Как я попал... на споттинг. Много фото самолётов!