Найти тему

Женское лицо белорусской науки. А метод важен? Алеся Соловей

Оглавление

Алеся Соловей — научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Беларуси. Она работает над кандидатской диссертацией о женщинах-ученых в академической науке. Это первая диссертация по социологическим наукам по теме в Беларуси. Поговорили с Алесей о существующих барьерах в науке, феминизации научных кадров, социальном и профессиональном положении женщин-ученых в Беларуси.

Алеся Соловей, фото любезно предоставлено автором
Алеся Соловей, фото любезно предоставлено автором

Мы познакомились с Алесей, когда она участвовала в Международном дне девушек и женщин в науке. Меня удивило, что в Беларуси разрешили заниматься и исследовать женщин в академической среде. У нас мало гендерных исследований. Поэтому я пригласила ее принять участие в онлайн встрече, чтобы рассказать о том, как живется женщинам в научных институтах.

Женское исследование

— Алеся, расскажи подробнее о своей теме исследования?

— Я изучаю социальное самочувствие женщин-ученых, процесс феминизации научных кадров, начиная с 1930-х годов до настоящего времени, социально-психологические факторы научной деятельности женщин-ученых, в. т. ч., гендерные стереотипы в научном сообществе.

— Это ведь гендерные исследования?

— В широком смысле да, так как гендерные исследования — это междисциплинарная исследовательская область, которая при изучении социальных явлений опирается на различные теории гендера. Эта область включает как «женские исследования», так и «мужские исследования», а также квир-исследования. Когда объектом исследования являются только женщины, и мы не сравниваем с мужчинами — это уже женское исследование. Правильнее было бы сказать, что у меня женское исследование, методологическим основанием которого являются возможности гендерного подхода.

— Как ты пришла к теме?

— Вообще я даже не предполагала, что буду писать на эту тему. В магистратуре я изучала интернет и виртуальные сообщества. Когда я пришла в аспирантуру, то мне мой научный руководитель предложил выбрать между изучением миграционных намерений ученых и женщинами в науке, я выбрала женщин. Это актуальная и важная тема. Даже в России не так много кандидатских диссертаций по гендерным аспектам научной деятельности, а конкретно по теме «женщины в академической науке» я не встречала. Я расширила рамки предмета исследования, так как остается столько неизученных интересных аспектов. Вопросов много, начиная от карьеры женщины-ученого до эмоционального ее самочувствия.

— Почему не интернет?

— Не было научного руководителя. Когда я только пришла, кто-то уже защитился по схожей тематике. Прийти и просто так сказать, я хочу изучать, к примеру, сексуальные меньшинства или национальные меньшинства, нельзя. Важно, чтобы тема не только соответствовала твоим научным интересам, но и была «диссертабельна», а также вписывалась в рамки научно-исследовательской работы центра или отдела, в котором ты работаешь. Считается, что гендерные темы не всегда приветствуются. Мой научный руководитель, ему уже более 70 лет, сказал, что изучать женщин-ученых — это крайне важно и необходимо, и поддержал меня.

— Как проходило исследование?

— Я проводила социологическое комплексное исследование среди женщин-научных работников НАН Беларуси, методом анкетного опроса, в выборку попали 450 женщин и еще 40 глубинных интервью с женщинами-учеными, которые занимают должность директора, заместителя директора и ученого секретаря в институтах. Также эмпирическую основу работы составляют данные социологических исследований, проведенных Институтом социологии с 2016 по 2020 гг. среди научных работников НАН Беларуси.

О стереотипах

— Есть гендерный стереотип, что наука не женское дело, так ли это?

— Большинство моих респонденток, считают, что нет, это не так. Они не согласны с тем, что принадлежность к женскому полу мешает реализации их научной карьеры. Более 70% женщин не согласны со стереотипным делением наук на «мужские» (к примеру, технические) и «женские» (гуманитарные). Большинство мужчин и женщин ученых не считают, что женщина как ученый менее компетентна, или что наука — это мужская сфера деятельности. Однако, среди тех, кто так считает, превалируют все такие мужчины-ученые. Также большинство женщин считает, что мужнины-ученые чаще привлекаются для работы на высоких должностях, нежели женщины-ученые.

— Какие барьеры влияют на научную деятельность женщин?

Один из основных специфических барьеров — это совмещение профессиональной и семейной жизни. Отдельный блок барьеров — отсутствие поддержки со стороны семьи и мужа, вплоть до распада семьи. И это проблемный вопрос, на который некоторые женщины в ходе глубинных интервью не хотели отвечать. Например, женщинам, которые работают в химических, физических, биологических науках, часто нужно было провести эксперименты. Они задерживались до 9-10 часов вечера, мужьям это не нравилось. При этом средний возраст моих опрашиваемых — 49 лет. То есть время работы над диссертацией у них выпадало примерно на середину 1990-х – 2000-х гг. По мнению женщин, очень важная поддержка семьи, близких родственников, в особенности супруга.

Также следует сказать о психологических барьерах (неуверенности в себе, боязни профессиональной неудачи), проблемах личного характера.

— В чем конкретно проявляется проблема совмещения профессиональной и семейной жизни для женщин-ученых?

— Прежде всего, это наличие двойной нагрузки, которую даже отмечали женщины, не состоящие в отношениях с партнером, и у которых нет детей. По мнению 57% женщин, рождение детей является препятствием, которое тормозит работу над диссертацией. По мнению интервьюируемых, трехлетний декретный отпуск — это время, когда ты выпадаешь из науки. Не у всех есть силы, чтобы вернуться и защитить диссертацию. Для многих молодых женщин-ученых, характерна стратегия «отложенного материнства». Только 5 % женщин-ученых НАН Беларуси до 29 лет на момент опроса имели детей. Для некоторой части молодых женщин-ученых это действительно личный, проблемный момент, потому то средний возраст рождения первого ребенка в Беларуси — 26 лет.

Есть много позитивных примеров: когда женщины, находясь в декретном отпуске, дописывали диссертации, у женщин двое, трое детей, они защищают кандидатские, докторские диссертации, становятся членами-корреспондентами и академиками. Кстати, у нас только одна женщина-академик. Но это уже отдельный проблемный вопрос исследования — профессиональная карьера женщин в высших эшелонах науки.

— А есть ли какие-то цифры, подтверждающие гендерное неравенство в науке?

— Я бы сказала, что гендерный дисбаланс сохраняется на уровне высших академических званий и на уровне докторов наук. Развитие белоруской науки характеризуется широкой представленностью женщин в ее кадровом потенциале. В целом по стране женщины составляют 39,0 % от численности исследователей, в НАН Беларуси женщин практически половина (47,6 %). Среди кандидатов наук женщины составляют 41% по стране и 43,6% в НАН Беларуси. Среди докторов наук — каждая пятая женщина. И этот процент у нас с каждым годом растет. Однако женщин членов-корреспондентов всего 9 — по результатам выборов 2017 года. А академик только одна. Что касается административной карьеры в науке, то тут следует сказать о положительных тенденциях, женщины занимают должность директора научного института, среди заместителей директора — каждая пятая женщина. И большего всего женщин среди ученых секретарей — 63 %.

А в других странах лучше?

— В европейских университетах я видела, что на факультетах любят повесить информацию по количеству обучающихся женщин, о том, какой там рост возможностей для них.

— У нас такого нет. Считается, что нет пола в науке. Даже женщины в моих интервью выступали за равные возможности для всех ученых. Я их спрашивала о том, хотели бы они, чтобы в Беларуси были специальные программы поддержки для женщин-ученых, гранты и стипендии как за рубежом. Они отвечали, что учитывая зарубежный опыт, мы бы этого хотели, это было бы хорошо. Более 50 % женщин говорили “да” специальным стипендиям, но с оговоркой. Если мы опять будем выделять женщин в отдельную категорию ученых, которым нужны программы поддержки, мы тем самым говорим, что женщина-ученый недостойна, что она не наравне с мужчинами может заниматься наукой.

— Наверное, не зря международные организации говорят, что для ликвидации гендерного разрыва нужно более 100 лет.

— Гендерное сознание очень долго менять. Получается, что они не против программ поддержки для женщин, особенно молодых, которые стремятся совместить рождение и воспитание ребенка с научными исследованиями, но понимают, что в науке должна оцениваться сама работа ученого, и половая принадлежность не должна влиять на это, и это правильно. Но мы все-таки должны учитывать особенности социальных практик женщин-ученых и мужчин-ученых, так как они разные.

— Но ведь женщинам правда сложно пробиться по карьерной лестнице, и это не только про науку.

— Это распространенное мнение. Известны разные примеры того, что женщины считают, что им не нужны программы поддержки, потому что якобы тогда (когда они получают эту поддержку) они не конкурентоспособны с мужчинами, их не оценили по научным способностям и талантам, а поддержали, лишь потому, что она женщина в науке. У них установка: «Я сама всего должна добиться без специальных поддержек». Да, даже те женщины, которые достигли различной степени квалификационных и административных вершин в науке, говорят, что женщинам действительно бывает сложнее. Как сказала одна из интервьюируемых женщин-ученых: «Можно исходить из опыта наших коллег предыдущих поколений, как говорила академик Тамара Кулаковская: «чтобы женщине добиться того же результата, что и мужчине, ей нужно сделать в 10 раз больше».

Наука разная, но все делить нельзя

— В Европе начинают поддерживать разные направления, отдельно девушек- математиков, например. Если в научной группе больше мужчин, то туда берут мужчин, если женщин, то берут больше женщин. Это искажение, или так и есть?

— Если говорить о представленности женщин среди исследователей, по статистическим данным, в Беларуси, самая феминизированная наука — медицинская, там 69 % женщин. Меньше всего женщины представлены в технических науках — 28 %. Меньше всего женщин-докторов наук также по техническим наукам — 9,7 %. В гуманитарных, социально-экономических и общественных науках большинство женщин среди исследователей.

— Тогда получается, что директором там точно должна быть женщина?

— Это не так. В академических институтах по гуманитарному отделению нет директоров-женщин. Единственное исключение, где большинство женщин в администрации — это биологические науки, там много женщин и в администрации. Директор и заместители — это женщины.

Суровая реальность

— Еще о стереотипах. Если женщина в науке, то, наверное, у нее муж богатый, потому что в науке не заработаешь.

— Да, такое мнение существует. Действительно в начальный период развития профессиональной карьеры у молодых ученых заработные платы не очень высокие.

В интервью я спрашивала о том, почему некоторые женщины остаются в науке, несмотря на зарплату, которой они не удовлетворены. Многие женщины говорили, что есть тыл. Под тылом имеется в виду мужчина, который зарабатывает деньги. Они могут себе позволить заниматься наукой, потому что их мужья зарабатывают. Стереотип мужчины-кормильца является распространённым.

Интересно, когда спрашивают, вы занимаетесь наукой, потому что ваш муж занимается чем-то другим? А когда узнают, что муж тоже в науке, то тогда начинают вам немного сочувствовать и говорят, и как вы живете? Такое есть на самом деле.

О решении и нужно ли оно?

— Есть ли проблема с нехваткой женщин в белорусской науке? Как видят женщины решение этой проблемы, если это проблема?

— Женщин в науке достаточно, нет проблемы в нехватке женских научных кадров. А вот как им получить поддержку, тем, кому она действительна нужна? Я вспомнила, что женщины говорили, что нужно поддерживать не просто, чтобы девушки шли в науку, они идут и так в науку. Нужно поддерживать женщин, которые хотят продвигаться дальше, когда они уже кандидаты наук, и хотят развивать дальше свои научные направления, чтобы они поступали в докторантуру. Среди молодых ученых — каждая вторая женщина является кандидатом наук, однако среди докторов — только каждая пятая. И по результатам исследования, только 15,7% женщин планируют защитить докторскую диссертацию в будущем, среди женщин-кандидатов наук это процент выше, нацелены на защиту докторской в будущем уже 37,7%.

Нужно поддерживать всех ученых, в независимости от пола, которые хотят продолжать заниматься научным поиском и поступают в докторантуру, но так как 80% докторов наук — это мужчины, то, наверное, тем женщинам, которые работают над докторскими диссертациями, поддержка более необходима.

— Кажется, что это целый квест?

— Там другой уровень, другой социальный и профессиональный статус. Когда ты становишься доктором наук, ты можешь претендовать на разные привилегии, академические звания. А там профессиональная конкуренция. Причем, прежде всего, между мужчинами-учеными. Женщинам-ученым бывает сложно конкурировать с мужчинами-учеными за высшие академические звания. Но я хотела бы отметить, что по сравнению с советским период развития академической науки, число женщин среди докторов наук и член-корреспондентов значительно выросло.

— Что еще необходимо женщинам-ученым для их профессионального развития?

— Это технические и организационные моменты, которые в принципе нужны всем ученым для их научного развития, а не только женщинам. К примеру, помощь в международных командировках, оплата организационных взносов на престижные научные международные конференции и школы, оплата публикаций в престижных научных международных журналах. Если говорить о специальной поддержке именно женщин-ученых, то по мнению самих женщин, желательными были бы финансовые поддержки тем женщинам, у которых рождение ребенка совпадает с периодом работы над диссертацией. Когда в большинстве случаев уходом за ребенком, его воспитанием, организацией быта занимается женщина, дополнительные средства помогли бы женщине уменьшить «двойную нагрузку». Такая программа существует в Германии, это стипендия Фонда имени Кристиане Нюсляйн-Фольхард для мам-аспиранток, задача которой материально помочь женщинам-ученым с детьми. Также, к примеру, курсы адаптации после декретного отпуска по повышению квалификации, так как за период нахождения в декретном отпуске, некоторые научные данные утрачивают свою актуальность.

В целом, я бы хотела подчеркнуть, что выражение «у науки нет пола» соотносится с одним из императивов научной деятельности —универсализмом, который призван регулировать научный поиск вне зависимости от половой принадлежности ученого.

Автор: Ирина Понедельник