Найти тему
PROTAGONIST

"Бархатная бензопила" - извращенные реалии искусства.

"Бархатная бензопила" (2019) - сатирический хоррор от стримингового гиганта Netflix за авторством виртуозного режиссера Дэна Гилроя. Поскольку в свое время лента не получила должного внимания со стороны большей части зрительской аудитории, хотелось бы остановиться на ее разборе.
В том случае, если вы горите желанием изначально увидеть трейлер картины, то крайне рекомендую отбросить подобную идею в виду того факта, что он попросту является кратким пересказом всей истории фильма Гилроя.

Сюжет "Бархатной бензопилы" разворачивается в наши дни и охватывает сферу высокого арт-искусства, а более конкретно ту часть ее богемы, что из-за дня в день занимается коммерческим вопросом данного предприятия. Профессиональный арт-критик с безупречным вкусом Морф Вандевальт в исполнении неподражаемого Джейка Джилленхола ведёт размеренную жизнь тусовщика. Однажды его подруга в квартире скончавшегося соседа случайно находит целый склад неизвестных работ, и передав их на анализ Вандельвату, осознает, что они открыли истинного гения. Поскольку родственников у почившего не обнаружилось, местные галереи наперегонки скупают найденные картины, но вскоре выясняется, что искусство не всегда безобидно. Морф начинает расследование личности художника с целью написать о нем книгу, но со временем рецензор начинает понимать, что работы тайного гения способны оказываться странное воздействие на зрителей и более того, в каком-то смысле они могут оживать ...

-2

В качестве экстраординарно обыгранного хоррора, делающего ставку непосредственно на визуализацию общего сюжетного концепта, фильм, откровенно говоря, вовсе не пугает, а с точки зрения же попытки выстроить эффектную сатиру в сторону абсурдной схемы художественной коммерции ему словно не хватает дерзости в реализации мистических элементов сценария. Где режиссеру удалось проявить креативное мышление, так это в сатирически грамотно созданных диалогах касательно сферы искусства - под нож предельно жесткого стеба попадают и критики, упивающиеся изысканностью собственного вкуса, и вопрос коммерции, когда жажда заработка на чужом авторском труде приводит к печальным последствиям, и, разумеется, сами художники, отрекшиеся от любых понятий о творении достойных работ и с головой ушедших в неудачные повторения формулы былой славы. Даже самым невооруженным глазом видно, как режиссер помещает в центр преднамеренно растянутого повествования идею смехотворного устройства мира современного арт-комьюнити. В одной из сцен фильма персонаж Джона Малковича приглашает в свою мастерскую крупного владельца престижной выставки, чтобы показать тому последние наработки новой картины. Владелец, поднявшись на второй этаж замечает посреди гостинной несколько черных пакетов с мусором и в ту же секунду признает в этом подлинный шедевр высшего ума, пока Малкович не указывает гостю на то, что перед ним находится всего лишь обыкновенный мусор.

-3

Что самое интересное, герою, великолепно сыгранному Джейком Джилленхолом, нельзя однозначно дать звание главного действующего лица - скорей, мы наблюдаем за полноценным ансамблем колоритных актерских лиц как за одним единым механизмом .

"Бархатная бензопила", пожалуй, в большей степени работает удачным образом именно за счет мастерски обыгранной самоиронии мира высокого искусства, поскольку Дэн Гилрой находит способы очень тонко и в то же время достаточно доступно для массового зрителя подчеркнуть всю нелепость высмеянной темы, замаскировав подобный авторский стиль под средний мистический триллер о выживших картинах погибшего художника. Не ясен сам устрой этих мистических элементов, ведь одержимые картины Диза сами по себе никого так никого и не убивают, убивают предметы искусства других художников. Именно поэтому ло картины воспринимается с неким недопониманием, словно ключ к ответу на все захватывающий вопросы был выкинут еще с самого начала.

Фильм во многих конкретных деталях предсказуем, но при том и не лишен увлекательной атмосферы, отличного актерского состава и его достойной игры на экране, а также отличным визуальным рядом (невероятно насыщенная картинка благодаря сбалансированному подходу оператора Роберта Элсвета ) и определенной доли остроумного черного юмора без какого-либо лишнего пафоса и высокомерности.
В итоге проблема тут кроется исключительно в одном факторе - оригинальная задумка со слишком сильным упором рвется к хоррор-составляющей, которая, увы, не способна по-настоящему нагнать жути или поразить. Но, видимо, все вновь упирается в вопрос восприятия: как вы интерпретируете высказывание Гилроя - визуально завлекающий ужастик на вечер, либо же серьезный двухчасовой стеб, который многим может запросто прийтись далеко не по душе.

Оценка: 7/10.

P.S. Довольно-таки иронично писать обзор на произведение, от части высмеивающее вклад различных рецензий в многогранное понятие мировой культуры.

Спойлер (!): финал ленты оставляет после себя своеобразное впечатление - ощущение образования новых загадок без долгожданного ответа на давние. Картины Диса расходятся по всему городу, и в этом заметен пугающий знак грядущего апокалипсиса. Правда, в титрах нас расслабляет герой Джона Малковича, настоящий художник, абстрагировавшийся от медийной жизни и отныне рисующий произвольные линии на берегу океана, которые в любом случае будут смыты очередным приливом.
Спойлер (!): финал ленты оставляет после себя своеобразное впечатление - ощущение образования новых загадок без долгожданного ответа на давние. Картины Диса расходятся по всему городу, и в этом заметен пугающий знак грядущего апокалипсиса. Правда, в титрах нас расслабляет герой Джона Малковича, настоящий художник, абстрагировавшийся от медийной жизни и отныне рисующий произвольные линии на берегу океана, которые в любом случае будут смыты очередным приливом.