"Бархатная бензопила" (2019) - сатирический хоррор от стримингового гиганта Netflix за авторством виртуозного режиссера Дэна Гилроя. Поскольку в свое время лента не получила должного внимания со стороны большей части зрительской аудитории, хотелось бы остановиться на ее разборе.
В том случае, если вы горите желанием изначально увидеть трейлер картины, то крайне рекомендую отбросить подобную идею в виду того факта, что он попросту является кратким пересказом всей истории фильма Гилроя.
Сюжет "Бархатной бензопилы" разворачивается в наши дни и охватывает сферу высокого арт-искусства, а более конкретно ту часть ее богемы, что из-за дня в день занимается коммерческим вопросом данного предприятия. Профессиональный арт-критик с безупречным вкусом Морф Вандевальт в исполнении неподражаемого Джейка Джилленхола ведёт размеренную жизнь тусовщика. Однажды его подруга в квартире скончавшегося соседа случайно находит целый склад неизвестных работ, и передав их на анализ Вандельвату, осознает, что они открыли истинного гения. Поскольку родственников у почившего не обнаружилось, местные галереи наперегонки скупают найденные картины, но вскоре выясняется, что искусство не всегда безобидно. Морф начинает расследование личности художника с целью написать о нем книгу, но со временем рецензор начинает понимать, что работы тайного гения способны оказываться странное воздействие на зрителей и более того, в каком-то смысле они могут оживать ...
В качестве экстраординарно обыгранного хоррора, делающего ставку непосредственно на визуализацию общего сюжетного концепта, фильм, откровенно говоря, вовсе не пугает, а с точки зрения же попытки выстроить эффектную сатиру в сторону абсурдной схемы художественной коммерции ему словно не хватает дерзости в реализации мистических элементов сценария. Где режиссеру удалось проявить креативное мышление, так это в сатирически грамотно созданных диалогах касательно сферы искусства - под нож предельно жесткого стеба попадают и критики, упивающиеся изысканностью собственного вкуса, и вопрос коммерции, когда жажда заработка на чужом авторском труде приводит к печальным последствиям, и, разумеется, сами художники, отрекшиеся от любых понятий о творении достойных работ и с головой ушедших в неудачные повторения формулы былой славы. Даже самым невооруженным глазом видно, как режиссер помещает в центр преднамеренно растянутого повествования идею смехотворного устройства мира современного арт-комьюнити. В одной из сцен фильма персонаж Джона Малковича приглашает в свою мастерскую крупного владельца престижной выставки, чтобы показать тому последние наработки новой картины. Владелец, поднявшись на второй этаж замечает посреди гостинной несколько черных пакетов с мусором и в ту же секунду признает в этом подлинный шедевр высшего ума, пока Малкович не указывает гостю на то, что перед ним находится всего лишь обыкновенный мусор.
Что самое интересное, герою, великолепно сыгранному Джейком Джилленхолом, нельзя однозначно дать звание главного действующего лица - скорей, мы наблюдаем за полноценным ансамблем колоритных актерских лиц как за одним единым механизмом .
"Бархатная бензопила", пожалуй, в большей степени работает удачным образом именно за счет мастерски обыгранной самоиронии мира высокого искусства, поскольку Дэн Гилрой находит способы очень тонко и в то же время достаточно доступно для массового зрителя подчеркнуть всю нелепость высмеянной темы, замаскировав подобный авторский стиль под средний мистический триллер о выживших картинах погибшего художника. Не ясен сам устрой этих мистических элементов, ведь одержимые картины Диза сами по себе никого так никого и не убивают, убивают предметы искусства других художников. Именно поэтому ло картины воспринимается с неким недопониманием, словно ключ к ответу на все захватывающий вопросы был выкинут еще с самого начала.
Фильм во многих конкретных деталях предсказуем, но при том и не лишен увлекательной атмосферы, отличного актерского состава и его достойной игры на экране, а также отличным визуальным рядом (невероятно насыщенная картинка благодаря сбалансированному подходу оператора Роберта Элсвета ) и определенной доли остроумного черного юмора без какого-либо лишнего пафоса и высокомерности.
В итоге проблема тут кроется исключительно в одном факторе - оригинальная задумка со слишком сильным упором рвется к хоррор-составляющей, которая, увы, не способна по-настоящему нагнать жути или поразить. Но, видимо, все вновь упирается в вопрос восприятия: как вы интерпретируете высказывание Гилроя - визуально завлекающий ужастик на вечер, либо же серьезный двухчасовой стеб, который многим может запросто прийтись далеко не по душе.
Оценка: 7/10.
P.S. Довольно-таки иронично писать обзор на произведение, от части высмеивающее вклад различных рецензий в многогранное понятие мировой культуры.