182 подписчика

Людмила Улицкая «Медея и ее дети»

773 прочитали
О семейных ценностях и хрупком человеческом счастье. А ещё - «незатёртый» взгляд на природу Крыма, который по-настоящему вдохновляет.

О семейных ценностях и хрупком человеческом счастье. А ещё - «незатёртый» взгляд на природу Крыма, который по-настоящему вдохновляет.

Если вы зачитывались семейными сагами: «Будденброки», «Сага о Форсайтах», «Угрюм-река» и, конечно, «Сто лет одиночества», эта вещь Людмилы Улицкой покажется вам «легким чтивом», однако, не менее интересным и идейным.

Если вы НЕ настроены на чтение тяжелых томов о коллизиях поколений, но хотите прочитать что-то глубокое и, в то же время, современное – обязательно возьмите в руки этот роман.

Для справки:

Семейная сага (семейные хроники) - жанр литературы, предметом которого является изображение жизни нескольких (как правило, от двух до четырёх) поколений одного семейства.

«Медея и ее дети» (1996 г.) - роман, написанный женщиной, но я бы не назвала его женским. В представлении мифологических пластов и философских исканий героев этот романа не уступает знаменитому роману Габриэля Гарсиа Маркеса.

Интересно также, что в обоих романах существует огромное генеалогическое древо, где можно отследить семейные связи многочисленных героев.

Верхняя иллюстрация: генеалогическое древо семьи Буэндиа ("Сто лет одиночества"). Нижняя иллюстрация: семейное древо героев романа "Медея и ее дети".
Верхняя иллюстрация: генеалогическое древо семьи Буэндиа ("Сто лет одиночества"). Нижняя иллюстрация: семейное древо героев романа "Медея и ее дети".

И все же Людмила Улицкая по-женски, с эмпатией, проживает вместе с героями их взлеты и падения, страсти, жизненные перипетии. И основная призма повествования – это главная героиня, Медея Синопли.

Бездетная вдова Медея становится совестью и душой всех членов своей семьи. Ей не случайно дано имя богини. Она действительно божество для всех членов семьи, которые тянутся к ней со всех концов огромной страны. Но это не злая богиня Медея, она не разрушает, а воссоединяет, примиряет и восстанавливает родственные связи.

…Медея собирала в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников и вела над ними свое тихое ненаучное наблюдение. Считалось, что она всех их очень любит. Какова бывает любовь к детям у бездетных женщин, трудно сказать, но она испытывала к ним живой интерес, который к старости даже усиливался.

Пережив все ужасы 20 века – революцию, репрессии, Великую отечественную войну, потеряв близких людей, она остается благодарной, жизнелюбивой и жизнеутверждающей «мадонной».

Ее маленький, скромный домик на берегу Чёрного моря – это «ноев ковчег» для всех, кто запутался в жизни. Сама Медея – хранительница местной природы, практически мифическое существо.

Вся округа, ближняя и дальняя, была известна ей, как содержимое собственного буфета… Крымская земля всегда была щедра к Медее, дарила ей свои редкости. Зато и Медея благодарно помнила каждую из своих находок вместе с самыми незначительными обстоятельствами времени, места и всеми оттенками испытанного когда-то чувства…Своими подошвами она чувствовала благосклонность здешних мест. Ни на какие другие края не променяла бы она этой приходящей в упадок земли и выезжала из Крыма за свою жизнь дважды…

Описание крымской природы у Людмилы Улицкой занимает особое место в повествовании. После прочтения хочется своими глазами увидеть эти укромные уголки на морском побережье, проникнуть в тайны камней и соленого воздуха.

Понравилась статья? Ставьте лайки!

И приятного вам чтения.