Найти в Дзене
PSY - Фактор+

Нарциссизм и cайты социальных сетей: феномен Селфи

Оглавление

В 2013 году термин “селфи” был назван “словом года” по данным Оксфордского словаря английского языка. Теперь словечко “селфи” присутствует в лексиконе каждого подростка и молодого человека.

Феномен селфи
Феномен селфи

Селфи определяется как “фотография самого себя, сделанная, как правило, с помощью смартфона или веб-камеры и распространяемая через социальные сети” (Oxford Dictionary, 2013).

Для поколения миллениалов ("поколения Y" - тем, кому сейчас от 20 до 35 лет) акт селфи и общее использование различных платформ социальных сетей являются неотъемлемой частью жизни. До недавнего времени считалось, что увлечение социальными сетями довольно безобидная штука, и связано преимущественно с представлениями миллениалов о комфортном времяпровождении. Специальных исследований на тему влияния соц-сетей на жизнь этих людей не проводилось. Однако новые исследования связывают увлечение социальными сетями у молодых людей с различными проблемами развития поведения.

Для миллениалов в возрасте от 18 до 33 лет характерно наличие огромного количества информационных связей. Но при этом они, как правило, проявляют мало внимания или заботы о других, кроме как в тех случаях, когда другие воспринимаются в качестве аудитории.

Исследование профессора Университета штата Сан-Диего Твенге показывает, что уровень нарциссизма неуклонно повышался в течение последних нескольких десятилетий, делая поколение миллениума, также известное как “Поколение Я”, более эгоистичным и эгоцентричным, чем любое другое предыдущее поколение.

Нарциссизм обычно определяется как склонность считать себя выше других, настойчиво добиваться восхищения от других и проявлять эгоистичное мышление и поведение. Селфи и обмен фотографиями на популярных платформах социальных сетей, таких как Facebook и Twitter, считаются одним из самых больших факторов роста нарциссического поведения среди миллениалов.

Согласно исследованию, проведенному Исследовательским центром Pew Research Center в рамках проекта Internet & American Life, подростки в Соединенных Штатах делятся личной информацией в социальных сетях больше, чем когда-либо ранее.

Дополнительное исследование, изучающее взаимосвязь между использованием социальных сетей, эмпатией и нарциссизмом, показало, что как для мужчин, так и для женщин публикация и комментирование фотографий были связаны с более высокими показателями нарциссизма: “Нарциссы используют Facebook и другие социальные сети, потому что верят, что другим интересно то, что они делают”.

Определение нарциссизма

Нарциссизм определяется как склонность считать себя выше других, постоянно добиваться обожания от других и проявлять эгоистическое мышление и поведение. Рост нарциссизма оказывается потенциально опасным для развития молодых людей с точки зрения их эмоционального и психологического здоровья. Опасность нарциссизма заключается в том, что он может помешать способности человека формировать здоровые, взаимовыгодные отношения.

Кроме того, люди с повышенным уровнем нарциссизма, как правило, более склонны реагировать насильственным и агрессивным поведением в ответ на критику. Онлайн-отношения часто привлекают нарциссов, которые, как правило, не способны или не желают создавать значимые дружеские отношения, требующие каких-либо временных или эмоциональных усилий.

История возникновения термина “селфи”

Несмотря на то, что “селфи” является феноменом 21-го века, обмен своими фотокарточками с друзьями возник гораздо раньше Интернета. Мода на “cartes de visite”, или обмен карманными фотокарточками, датируется 1860-ми годами (The Economist, 2014). В 1880 году была открыта фотостудия, которая привлекала людей к фотографиям самого себя так же, как они делают это и сегодня. Изобретение автоспуска в конце 1880-х годов позволило любому человеку попасть в кадр. Считается, что это начало того, что сейчас известно как селфи, или автопортрет.

В 1948 году был продан первый фотоаппарат Polaroid. Эту камеру можно было держать на расстоянии вытянутой руки, что побуждало людей делать более интимные селфи (The Economist, 2013). Само сленговое выражение “селфи” впервые появилось в 2002 году в онлайн-посте из Австралии. С тех пор использование слова selfie в обществе увеличилось в 170 раз, что побудило Оксфордский словарь английского языка объявить его “словом года” в 2013 году (Day, 2013).

Selfie
Selfie

Facebook, Twitter и смартфоны

Рост средств массовой информации и технологий, которые позволяют людям участвовать в процессе общения в социальных сетях, привел к увеличению количества проявлений нарциссизма. В частности увеличение числа смартфонов и их доступность позволили пользователям получить доступ к любому типу социальных сетей всего несколькими движениями пальца.

Почти 40% владельцев сотовых телефонов утверждают, что будут использовать сайты социальных сетей на своем мобильном устройстве время от времени, и почти 28% утверждают, что они заходят на сайты социальных сетей каждый день.

Опросы показывают, что подростки, афроамериканцы, латиноамериканцы, люди с высшим образованием и люди с большим годовым доходом семьи чаще, чем кто-либо другой, используют сайты социальных сетей на своих телефонах.

Подростки хорошо осведомлены о своей репутации в Интернете и склонны активно управлять содержанием и статусом своих профилей в социальных сетях. В ходе опроса, проведенного Исследовательским центром Pew Research Center, подростки заявили, что Facebook является продолжением их социальной коммуникации и важным компонентом их социальной жизни.

При этом отмечалось, что онлайн-профили помогают подросткам определить свой социальный статус. В частности, подростки измеряют свой статус по количеству “лайков”, которые получает фотография или обновление статуса. Чтобы получить максимальное количество лайков, пользователи Facebook будут манипулировать и изменять содержимое своего профиля. Если пользователи не достигают желаемого количества “лайков” на фотографии, они могут удалить ее из своего профиля.

Управление и пересмотр содержания своего онлайн-профиля является жизненно важным аспектом онлайн-идентичности подростка и его “электронной личности”. Исследования показали, что:

“59% удалили или отредактировали что-то, что они опубликовали в прошлом, 53% удалили комментарии других людей в своем профиле или аккаунте и 45% удалили свое имя с фотографий, которые были помечены для их идентификации”

В дополнение к Facebook, миллениалы все чаще используют Twitter в течение последних нескольких лет. Некоторые склонны чаще пользоваться Twitter, чтобы избежать того давления, которое, по их мнению, оказывает Facebook. Тем не менее, эти же подростки все еще умудряются оставаться активными на Facebook, в дополнение к другим социальным профилям.

Нарциссизм в социальных сетях

Сайты социальных сетей, такие как Facebook и Twitter, предлагают простой способ удовлетворить стремление к самолюбованию, свойственное нарциссам. Нарциссам важно делиться своим опытом, потому что они верят, что все их последователи и друзья в социальных сетях искренне заинтересованы в том, чтобы знать, что они делают. Сайты социальных сетей дают нарциссическим индивидуумам возможность сфокусировать содержание своего профиля именно на себе. При этом они публикуют обновления статуса, комментарии и фотографии, которые изображают только их самих, а не других, увековечивая свою эгоистичную природу.

Исследования показывают, что те, кто использует эти типы сайтов социальных сетей, как правило, разрабатывают свои онлайн-профили для достижения того типа социальной идентичности, которую они хотят изобразить. При этом человек будет преувеличивать определенные черты характера и представлять личность, которая, по его мнению, привлекательна для широкой публики.

Вывод

Поколение миллениум использует социальные сети для создания и поддержания не только личных отношений, но и собственных идеализированных личностей. Поскольку социальные сети, такие как Facebook и Twitter, являются их основным каналом социального взаимодействия, неудивительно, что многие миллениалы чувствуют необходимость представлять себя таким образом, чтобы привлечь наибольшее внимание своих сверстников.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Пишите в комментариях, о чем еще из мира психологии вы хотите узнать!