Нынешний день в истории — пример того, как идея, опережающая свое время, может практически уничтожить не только своего автора, но и саму себя.
А началось все с челобитной, которая поступила в царскую канцелярию. Подателем письма был крестьянин подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Никонов. Инженер-самоучка, он не владел грамотой, но готов был представить императору «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым в море в тихое время будет из снаряду разбивать корабли, хоть бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец». Иными словами, на руках у мастера были чертежи первой в мире подводной лодки — «потаенного судна».
Можно себе представить, как эта идея вдохновила молодого царя, который, как известно, был крайне расположен к новшествам. Особенно тех, что касались его детища — морского флота.
Известно, что Петр I принял Ефима Никонова. Беседа была секретной. После нее Никонов получает неограниченные полномочия по постройке такого потаенного судна. И 11 февраля 1720 год выходит официальный указ, обязывающей Адмиралтейств-коллегию всячески способствовать делу Никонова и «отпускать лесов, мастеровых и припасов».
Год работы, в течение которого мастер практически жил на верфи, год «войны» с чиновниками от адмиралтейства, которые втихую всячески саботировали дело Никонова. И вот день Х! На первое погружение испытательного образца прибыл сам Петр. Изобретатель продемонстрировал судно на суше, сел в него, модель спустили на воду. Но всплыть сама она не смогла — через кожаные уплотнения вёсел вода стала поступать внутрь.
После этого трижды проводились испытания лодки, однако успешным ни одно так и не стало. Разочарование было так сильно, что больше к идеям о подводном оружии Петр не обращался. Уже после смерти своего покровителя Никонов попал в опалу и был сослан обычным плотником на Астраханскую верфь.
К мысли о создании подводного флота вернутся лишь в начале XX века.
Переходите на наш сайт и читайте больше интересных новостей!