Жизней немало у человека, зависит от того, в какие системы отношений он вовлечен: личная, деловая, семейная, социальная, и др.
Есть жизнь духовная, выстраиваемая в отношениях: человек - Бог. Крупная, системообразующая, основополагающая.
3 основные причины, по которым человек обращается к духовной жизни:
1. Через истощение в делах и событиях жизни, основанное на угасании страстей. Юношеские страсти, дававшие человеку успех в земных делах, теряют свою силу. Человек задумывается о другой, духовной стороне жизни (бесстрастной, добродетельной, лучшей).
2. Через поиск смысла жизни своей или какие-то необычные события в ней (драмы или открытия).
3. Если человек с детства воспитывается в нравственной, духовной среде и приучен к ней (многие из святых и праведников были рождены и воспитывались в благочестивых семьях).
Интерес обратиться к духовной жизни – одно.
Другое – обратившись, понимать, как возрастает человек в ней и возрастать в меру своих возможностей и Воли Божьей.
Здесь интересны наблюдения четырех подвижников благочестия: преп. Исаака Сирина, свят. Василия Великого и преп. Аввы Дорофея и святителя Феофана Затворника.
Рассмотрим последовательно.
Преп. Исаак Сирин, как и все Святые Отцы, выделяет в составе человека три уровня:
- Тело
- Душа
- Дух
(В этом составе не выделяется отдельно ум, но он входит либо в состав Души и тогда это душевный ум, либо в состав Духа, как дар Его, и тогда это духовный разум. Обычное здравомыслие и рациональное человеческое мышление входит в состав душевного ума. Этот ум служит земным целям и задачам и является человеческим. Постижение Божественного есть духовный разум и он по природе Божественен).
Преп. Исаак Сирин говорит о ведении, как главной характеристике духовной жизни человека, главном его критерии (преп. Исаак Сирин «Слова Подвижнические», Слова 25-28).
Ведение есть аналог знания, понимания Бога и духовной жизни. Корень этого слова «ведать», то есть знать, понимать, сознавать.
При возрастании человека в духовной жизни увеличивается масштаб этого ведения.
- На начальном этапе: это телесное ведение. Здесь человек видит телесные страсти и у него возникает понимание греховного, как мешающего жизни, желание от него отдалиться. Внешняя бутафория успеха видится как красивая обертка некрасивой конфетки, в которой доминируют страсти, подставы, страхи и прочая духовная нечисть.
- На втором этапе (душевном): человек возрастает к отказу от душевных страстей и созиданию естественных добродетелей.
- На третьем этапе (духовном): человеку, за постоянство и верность в правильной духовной жизни, открываются плоды Духа Божьего и открываются совершенные добродетели, которые не от человека, но от Бога идут. Важный момент: Это не навык, который наработал человек своим трудом, а дар, подарок от Бога, за постоянство и правильность такого труда. Этими плодами являются духовная вера, духовная любовь, духовный разум и другие Плоды Благодати Духа Божьего.
Переход с уровня на уровень происходит по правилам расширения осознания (горизонтов ведения). Человек открывает все большие масштабы духовной жизни: материальное, душевное, духовное.
Схожей системой возрастания в духовной жизни можно назвать воззрения святителя Василия Великого и преп. Аввы Дорофея (преп. Аввы Дорофей «Душеполезные чтения»).
Но здесь иной критерий возрастания: роли человека по отношению к Богу.
Здесь тоже выделяются три этапа возрастания, похожие, но по - иному обозначаемые: раб, наемник и сын.
- Раб пред Богом - тот человек, который не знает Бога, но догадывается о действиях духовных законов. Такой человек творит глупости и беззакония по причини власти в нем страстей, но боится наказания Божьего.
- Наемник- это человек, который понимает важность отказа от страстей и творения добродетелей. И он творит их в надежде получить доброе воздаяние от Бога. Я отказался от страстного – поощри меня Бог. Я сделал доброе дело – поощри меня Бог. Очень на работу за бонусы похоже.
- Сын – это человек, который творит добродетели и отказывается от страстей, потому что любит Бога и понимает Его. Это то, к чему и призывает Христос, когда говорит ученикам своим:
«Я больше не называю вас рабами , потому что раб не знает, что собирается делать его хозяин; но я назвал вас друзьями , потому что всё, что я слышал от Отца моего, я открыл вам" (Евангелие от Иоанна 15:15).
И последней, весьма интересной системой возрастания в духовной жизни, можно назвать взгляды святителя Феофана Затворника .
Святитель Феофан говорит о пяти этапах усвоения благодати Духа Божьего человеком (свят. Феофан Затворник «Путь ко Спасению».
Человек, к которому приходит духовное осознание реальности, считает жизнь свою до усвоения благодати Божьей, состоянием греховного сна. Человек, в какой-то момент своей жизни пробуждается от греховного сна, осознает, что живет не так, и хочет узнать жизнь иную, духовную, духовно благодатную. Критерии возрастания в ней – стяжание человеком благодати Духа Святаго и Ее плодов.
Вот 5 этапов, про которые говорит святитель Феофан:
Первый: призыв к благодати. Длится как правило около пяти лет. Человек начинает интересоваться вопросами веры, молитвы, духовной жизни, начинает изучать и практиковать все это. Ему подаются первые плоды благодати.
Второй: Истощение страстей или оставление благодати Божьей.
У человека, будто бы отнимается благодать, и он остается сам с собой и страстями. На этом этапе, либо человек скатывается в еще более худшую жизнь, чем жил раньше, либо понуждает себя терпеть и продолжать духовное познание и обучение. Продолжать молитву, пост, чтение Евангелий, исповеди и так далее. При втором исходе, благодать вновь возвращается. Это период может длиться от 5 до 15 лет и более. Длительность этапа зависит от твердости намерений и действий самого человека. Здесь главное правило: чтобы не падать назад – крепко держаться Бога и взывать к нему. Самонадеянность, при отсутствии опыта духовной жизни и знания искушения – чревата. Надежней – взывать к Богу. Еще слаб человек против тонких искушений. Очень нужен ему на этом этапе Бог.
Итак, на этом этапе:
- Оставляет человек духовное делание: возвращается в старое, в ухудшенном варианте.
- Терпит и трудится - идет дальше в духовной жизни.
Третий: собственно усвоение духовной благодати. Человек уже овладел основными методами, способами духовной жизни: молитвой, постом, чтением Евангелий, Богомыслием и применяет их на постоянной основе, устойчиво. Он уже различает что есть искушение и способен сопротивляться им. Большинство мирян приходят к этому уровню и остаются на нем, живя как праведные миряне.
Четвертый: степень истинного христианина. Человек живет под руководством Духа Святаго, который направляет, помогает ему. Это уже уровень продвинутых христиан. И он во многом зависит от Бога, нежели от человека. Какой духовный потенциал есть в самом человеке от Бога.
Пятый: степень совершенного христианина. Это уровень святых. Здесь пробуждение больших даров Духа Благодати. Сюда восходят немногие. Может, и немногим это нужно и не всем дано.
Для чего все это стоит знать? Что говорили в помощь нам святые об этом?
Чтобы понимать динамику и этапы духовной жизни. Ее огромные просторы. Но при этом, святые предупреждали, не надо искать преждевременных даров, не надо ставить цели в этом и насиловать себя в их достижении, и не надо ими гордиться. Иначе можно прельститься, потерять.
Живешь, трудишься духовно, возрастаешь в той мере и тех возможностях, что открывает именно тебе Бог, и не усердствуешь излишне, не гордишься и не считаешь себя особым. Здесь главное делать по мере своей, правильно, с упованием на Бога и не гордиться собой. И тогда все пойдет как надо.
Понравилось – ставьте лайк. Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.
Добра и любви всем.