Найти тему
Игорь Орлов

Святые об основных этапах духовной жизни человека

Жизней немало у человека, зависит от того, в какие системы отношений он вовлечен: личная, деловая, семейная, социальная, и др.

Есть жизнь духовная, выстраиваемая в отношениях: человек - Бог. Крупная, системообразующая, основополагающая.

3 основные причины, по которым человек обращается к духовной жизни:

1. Через истощение в делах и событиях жизни, основанное на угасании страстей. Юношеские страсти, дававшие человеку успех в земных делах, теряют свою силу. Человек задумывается о другой, духовной стороне жизни (бесстрастной, добродетельной, лучшей).

2. Через поиск смысла жизни своей или какие-то необычные события в ней (драмы или открытия).

3. Если человек с детства воспитывается в нравственной, духовной среде и приучен к ней (многие из святых и праведников были рождены и воспитывались в благочестивых семьях).

Интерес обратиться к духовной жизни – одно.

Другое – обратившись, понимать, как возрастает человек в ней и возрастать в меру своих возможностей и Воли Божьей.

Здесь интересны наблюдения четырех подвижников благочестия: преп. Исаака Сирина, свят. Василия Великого и преп. Аввы Дорофея и святителя Феофана Затворника.

Рассмотрим последовательно.

Св. преп. Исаак Сирин Ниневийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Св. преп. Исаак Сирин Ниневийский (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Преп. Исаак Сирин, как и все Святые Отцы, выделяет в составе человека три уровня:

  • Тело
  • Душа
  • Дух

(В этом составе не выделяется отдельно ум, но он входит либо в состав Души и тогда это душевный ум, либо в состав Духа, как дар Его, и тогда это духовный разум. Обычное здравомыслие и рациональное человеческое мышление входит в состав душевного ума. Этот ум служит земным целям и задачам и является человеческим. Постижение Божественного есть духовный разум и он по природе Божественен).

Преп. Исаак Сирин говорит о ведении, как главной характеристике духовной жизни человека, главном его критерии (преп. Исаак Сирин «Слова Подвижнические», Слова 25-28).

Ведение есть аналог знания, понимания Бога и духовной жизни. Корень этого слова «ведать», то есть знать, понимать, сознавать.

При возрастании человека в духовной жизни увеличивается масштаб этого ведения.

  • На начальном этапе: это телесное ведение. Здесь человек видит телесные страсти и у него возникает понимание греховного, как мешающего жизни, желание от него отдалиться. Внешняя бутафория успеха видится как красивая обертка некрасивой конфетки, в которой доминируют страсти, подставы, страхи и прочая духовная нечисть.
  • На втором этапе (душевном): человек возрастает к отказу от душевных страстей и созиданию естественных добродетелей.
  • На третьем этапе (духовном): человеку, за постоянство и верность в правильной духовной жизни, открываются плоды Духа Божьего и открываются совершенные добродетели, которые не от человека, но от Бога идут. Важный момент: Это не навык, который наработал человек своим трудом, а дар, подарок от Бога, за постоянство и правильность такого труда. Этими плодами являются духовная вера, духовная любовь, духовный разум и другие Плоды Благодати Духа Божьего.

Переход с уровня на уровень происходит по правилам расширения осознания (горизонтов ведения). Человек открывает все большие масштабы духовной жизни: материальное, душевное, духовное.

Схожей системой возрастания в духовной жизни можно назвать воззрения святителя Василия Великого и преп. Аввы Дорофея (преп. Аввы Дорофей «Душеполезные чтения»).

Святитель Василий Великий (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Святитель Василий Великий (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Св. преп. Авва Дорофей (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Св. преп. Авва Дорофей (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Но здесь иной критерий возрастания: роли человека по отношению к Богу.

Здесь тоже выделяются три этапа возрастания, похожие, но по - иному обозначаемые: раб, наемник и сын.

  • Раб пред Богом - тот человек, который не знает Бога, но догадывается о действиях духовных законов. Такой человек творит глупости и беззакония по причини власти в нем страстей, но боится наказания Божьего.
  • Наемник- это человек, который понимает важность отказа от страстей и творения добродетелей. И он творит их в надежде получить доброе воздаяние от Бога. Я отказался от страстного – поощри меня Бог. Я сделал доброе дело – поощри меня Бог. Очень на работу за бонусы похоже.
  • Сын – это человек, который творит добродетели и отказывается от страстей, потому что любит Бога и понимает Его. Это то, к чему и призывает Христос, когда говорит ученикам своим:

«Я больше не называю вас рабами , потому что раб не знает, что собирается делать его хозяин; но я назвал вас друзьями , потому что всё, что я слышал от Отца моего, я открыл вам" (Евангелие от Иоанна 15:15).

И последней, весьма интересной системой возрастания в духовной жизни, можно назвать взгляды святителя Феофана Затворника .

Святитель Феофан Затворник (фото из открытых источников Яндекс Картинки)
Святитель Феофан Затворник (фото из открытых источников Яндекс Картинки)

Святитель Феофан говорит о пяти этапах усвоения благодати Духа Божьего человеком (свят. Феофан Затворник «Путь ко Спасению».

Человек, к которому приходит духовное осознание реальности, считает жизнь свою до усвоения благодати Божьей, состоянием греховного сна. Человек, в какой-то момент своей жизни пробуждается от греховного сна, осознает, что живет не так, и хочет узнать жизнь иную, духовную, духовно благодатную. Критерии возрастания в ней – стяжание человеком благодати Духа Святаго и Ее плодов.

Вот 5 этапов, про которые говорит святитель Феофан:

Первый: призыв к благодати. Длится как правило около пяти лет. Человек начинает интересоваться вопросами веры, молитвы, духовной жизни, начинает изучать и практиковать все это. Ему подаются первые плоды благодати.

Второй: Истощение страстей или оставление благодати Божьей.

У человека, будто бы отнимается благодать, и он остается сам с собой и страстями. На этом этапе, либо человек скатывается в еще более худшую жизнь, чем жил раньше, либо понуждает себя терпеть и продолжать духовное познание и обучение. Продолжать молитву, пост, чтение Евангелий, исповеди и так далее. При втором исходе, благодать вновь возвращается. Это период может длиться от 5 до 15 лет и более. Длительность этапа зависит от твердости намерений и действий самого человека. Здесь главное правило: чтобы не падать назад – крепко держаться Бога и взывать к нему. Самонадеянность, при отсутствии опыта духовной жизни и знания искушения – чревата. Надежней – взывать к Богу. Еще слаб человек против тонких искушений. Очень нужен ему на этом этапе Бог.

Итак, на этом этапе:

  • Оставляет человек духовное делание: возвращается в старое, в ухудшенном варианте.
  • Терпит и трудится - идет дальше в духовной жизни.

Третий: собственно усвоение духовной благодати. Человек уже овладел основными методами, способами духовной жизни: молитвой, постом, чтением Евангелий, Богомыслием и применяет их на постоянной основе, устойчиво. Он уже различает что есть искушение и способен сопротивляться им. Большинство мирян приходят к этому уровню и остаются на нем, живя как праведные миряне.

Четвертый: степень истинного христианина. Человек живет под руководством Духа Святаго, который направляет, помогает ему. Это уже уровень продвинутых христиан. И он во многом зависит от Бога, нежели от человека. Какой духовный потенциал есть в самом человеке от Бога.

Пятый: степень совершенного христианина. Это уровень святых. Здесь пробуждение больших даров Духа Благодати. Сюда восходят немногие. Может, и немногим это нужно и не всем дано.

Для чего все это стоит знать? Что говорили в помощь нам святые об этом?

Чтобы понимать динамику и этапы духовной жизни. Ее огромные просторы. Но при этом, святые предупреждали, не надо искать преждевременных даров, не надо ставить цели в этом и насиловать себя в их достижении, и не надо ими гордиться. Иначе можно прельститься, потерять.

Живешь, трудишься духовно, возрастаешь в той мере и тех возможностях, что открывает именно тебе Бог, и не усердствуешь излишне, не гордишься и не считаешь себя особым. Здесь главное делать по мере своей, правильно, с упованием на Бога и не гордиться собой. И тогда все пойдет как надо.

Понравилось – ставьте лайк. Читайте, пишите, подписывайтесь на канал.

Добра и любви всем.