Сравнительно недавно этот мир покинула Н. Бехтерева, которая часто принимала участие в спорах о клинической смерти. Андрей Гнездилов делился с ней информацией, которую получал из практики, а она утверждала, что более нелепой ерунды не слышала. По её версии особенность клинической смерти напрямую связана с происходящими в мозгу изменениями. Но в один день Наталье был приведен яркий пример, поразивший её настолько, что она часто рассказывала его и использовала.
Случай этот произошел в практике А. Гнездилова, который имел 10-ти летний опыт работы в Институте онкологии. Здесь он занимал должность психотерапевта, и однажды должен был осмотреть молодую пациентку. При осуществлении хирургического вмешательства у нее наблюдалась остановка сердца, которое не могли «запустить» на протяжении длительного времени. Когда она пришла в себя, ей необходим был осмотр психотерапевта, чтобы получить уверенность в нормальном психическом состоянии, которое вполне могло измениться, в связи с продолжительным кислородным голоданием мозга.
Войдя в реанимацию, психотерапевт увидел, что пациентка только начинает приходить в чувство. На вопрос о том, можно ли с ней побеседовать, молодая женщина согласилась, попросив извинение за то, что её остановка сердца доставила множество хлопот. Она невзначай произнесла фразу: «Я видела насколько большим стрессом была эта ситуация для врачей». Психотерапевт сразу решил уточнить информацию, спросив, как ей удалось увидеть это, пребывая в глубоком наркотическом сне, а также при остановке сердца. Пациентка, не задумываясь, ответила, что готова рассказать намного больше, но она должна быть уверена в том, что её не отправят в психиатрическую лечебницу. После того как она получила обещание доктора, она поведала невероятную историю.
Погрузившись в наркотическую спячку, молодая женщина ощутила незначительный мягкий удар в зоне стоп, который вынудил что-то развернуться внутри нее. Было чувство выворачиваемого болта, словно душа вышла наружу, причем она попала в особое туманное пространство.
Присмотревшись более внимательно, женщина смогла рассмотреть, как целая группа докторов склонилась над телом. В тот момент промелькнула мысль: «Очень знакомое лицо у женщины на операционном столе». После этого наступило понимание того, что это она и есть. Буквально сразу же «прогремел» голос: «Срочно останавливайте операцию, сердце прекратило функционирование, его следует запускать».
В этот момент женщина подумала, что скончалась, и с ужасом осознала, что не простилась с любимой мамой, а также маленькой дочкой. Невероятная тревога о своих близких, сильным толчком ударила в спину, благодаря чему женщина словно покинула операционную и оказалась в собственном жилье.
Здесь она наблюдала за игрой своего пятилетнего ребенка, за действиями мамы, которая занималась шитьем, и бабушки. Внезапно послышался стук, это пришла соседка Лидия. Она принесла платьице в мелкий горошек, и попросила девочку примерять его.
Машенька моментально бросила свои игрушки, и ринулась к соседке, задев рукой скатерть. Со стола упала фарфоровая чашка вместе с ложечкой. Это старинное изделие разбилось, и девочка начала плакать, под ругань бабушки. Но соседка напомнила, что посуда разбивается только к счастью.
Все взрослые начали успокаивать маленькую девочку, а она, подняв заплаканное личико, посмотрела прямо на маму, но какой-либо реакции не появилось. Потом молодая пациентка онкологической клиники попыталась погладить своего ребенка по голове, но не испытала ощущения прикосновения. Женщина моментально направилась к зеркалу, но своего отражения в нем не увидела.
Невероятная тревога и ужас позволили пациентке вспомнить о том, что она должна быть на операционном столе, и у нее отказало сердце. Она моментально покинула жилое помещение, в считанные секунды появилась в операционной. Как только она пришла сюда, сразу же услышала фразу: «Сердце запустилось, продолжаем делать операцию, но помним, что очень важна скорость, поскольку сердце может вновь отказать».
Психотерапевт, выслушав пациентку, предложил привести родных в больницу, на что женщина согласилась. Прибыв по указанному адресу, он позвонил в дверь, и на пороге появилась бабушка, пригласившая его войти. Доктор рассказал обо всех деталях операции, после чего решил уточнить: «Подскажите, Вас не навещала соседка Лидия в 10:30?». На этот вопрос получил ошеломляющий ответ: «Да, она была здесь, Вы знакомы?». Потом врач задал вопрос о платье, которое Лидия приносила, и бабушка опять подтвердила информацию. На этом расспросы не окончились, и каждая мелочь, каждая детали подтверждались.
Данная история оказала на Бехтереву невероятное влияние. После этого она лично столкнулась с подобной ситуацией. Однажды ей пришлось потерять сразу и мужа и пасынка. Дело в том, что они решили свести счеты с жизнью. В тот момент женщина пережила невероятный стресс, и, зайдя в комнату, «наткнулась» взглядом на мужа, который что-то говорил ей.
Наталья Бехтерева замечательный специалист-психиатр, сослала такое видение на галлюцинации, и перешла в другое помещение, попросив родственницу пройти в ту комнату, где был «странный гость». Та, не задумываясь, направилась в комнату и с ужасом вскрикнула, что в ней находится муж Натальи. После этого Бехтерева выполнила просьбу мужа, и полностью убедилась в том, что подобные ситуации действительно существуют.
Наталья подчеркивала: «Сложно найти специалиста, который бы знал мозг лучше, чем я (Бехтерева занимала должность директора и-та мозга в Санкт-Петербурге). У меня появилось чувство, что передо мной выросла огромная стена, за которой звучат голоса, и я уверена, что там находится необычный чудесный мир, но я не в состоянии рассказать всем, что мне известно. Это связано с тем, что с научной точки зрения подобное обосновать невозможно, и каждый должен получить тот опыт, который есть у меня».
Однажды Андрей Гнездилов посетил умирающую пациентку, сев возле нее. Он поставил небольшую музыкальную шкатулку, из которой лились трогательные звуки, после чего специалист задал ей вопрос: «Вам не мешает музыка, может выключить?». Пациентка попросила не трогать играющую шкатулку, и вдруг она перестала дышать. Близкие умирающей в панике бросились к врачу, умоляя что-то предпринять. Гнездилов в отчаянии вколол ей адреналин, после чего женщина пришла в себя, поинтересовавшись у специалиста: «Что произошло?». Он ответил коротко: «Клиническая смерть», на что пациентка, улыбаясь, произнесла: «Нет, это была жизнь».
Как можно описать это состояние, которое наблюдается при клинической смерти, когда мозг переходит «в особый режим»? Если учесть что смерть, является смертью, которая фиксируется при наблюдении остановки дыхания, сердца, а также отключении мозга, который прекращает посылать, а также воспринимать любую информацию, то с чем её можно сравнить?
Говорит ли это о том, что мозг является лишь передатчиком, а в людях существует что-то более мощное, глубокое? В этих случаях вспоминается понятие «душа», которое практически удалено другим понятием «психика». То есть психика есть, а сама душа отсутствует.