(можно не верить в шаманов и этому тексту, но они все равно существуют)
РУССКИЙ ХОГВАРТС-ЭКСПРЕСС
Фирменный скорый мчит меня в Улан-Удэ, столицу Бурятии и шаманизма, по совместительству. Через сутки буду там. Но знающие пассажиры такой мерою не меряют. Поезд Москва-Владивосток это русский «Хогвартс-экспресс». Только там Гарри доставляли в параллельную мистическую вселенную, а наш экспресс из будущего — упитанного московского — несется в мистерийное прошлое. Чем дальше на восток, тем оно ощутимей.
Удары рельсовых стыков по колесам — станционные фонари, выхватывающие купе из ночной мглы — с контейнеров встречных «товарняков» успеваешь задержать у себя слово «Транс...» Окончание не важно. Это знак пространства, которое измеряется не километрами, а днями и неделями — оно начинает изменять состояние твоего сознания. И когда поезд вдруг где-то встал, уже через 4 минуты ты подсознательно тревожишься будто младенец, которого перестали укачивать в темной комнате. На стоянках спасает ПГСО — парковая связь громкого оповещения, голос в громкоговорителе накрывает поезда, он категоричен, сказанное им неизвестно и непонятно, как шумерский и это мгновенно успокаивает. Так неведомое пространство говорит с тобой.
Днем без наваждений; в руках штампованный подстаканник, чай горячий с сахаром, домашнее уютное тут против странного и абсурдного за окном. Вот исчезают покосившиеся при "царе горохе" водонапорные башни; притиснутые к ж/д путям сельские кладбища с крестами и железными надгробиями; нелепая дорога из ниоткуда в никуда в снежном поле, а там сжатый морозом дым из печных труб подвешивает к небу старые деревянные дома, как ёлочные игрушки...
Дверь в моем купе распахивается:
- Здравствуйте, температуру проверим, я начальник поезда, антиковидные меры, - утвердительно-вопросительно говорит мужик в эржэдешном пиджаке и направляет на меня дистанционный термометр. Все начпоездов теперь каждый день ходят по вагонам, чтобы замерить у пассажиров температуру. Я хочу спросить, догадывается ли он, что первым и главным разносчиком "ковида" по всему составу, в случае чего, будет именно он? Глупый вопрос, вместо этого говорю:
- А что вы сделаете с человеком у которого высокая температура и признаки "короны", высадите?
- Нет, мокрую простынь натянем в купе между больным и остальными пассажирами.
Он не шутил. Я смотрю за окно - как дальше не меняется ничего.
13 БОЖЕСТВ VS "КОВИД"
Улан-Удэ шесть утра, темно, мороз, разогревающая таксистов и вновь прибывших "Крошка моя, я по тебе скучаю" летит от павильонов к зданию ж/д вокзала и обратно, мужик в шапке-формовке предлагает мне "в город недорого", но я уже вызвал "яндекс". Едем через центр, а на самом деле по сакральному телу божества - оно спрятано под бетоном, а из под земли возвышается только его голова весом в 42 тонны и высотой 7 метров. Подсветка подчеркивает фирменный ленинский прищур.
Самую большую в мире голову вождя мирового пролетариата в Улан-Удэ окружают здания администрации города, республиканского правительства, местного парламента, ФСБ, прокуратуры. За ними официальный советский оберег теряет силу, ее вытесняют буддисткие дацаны, православные церкви, а еще дальше - на окраине, где сплошь частный сектор - сила в правде духов. В 2019 бурятские шаманы открыли тут целый комплекс "Тэнгэри". Храм, вокруг одноэтажные дома для индивидуального приема
- В "Тэнгэри" состоят 120 шаманов Бурятии. Раз в месяц 10-15 из них собираются здесь на общественное камлание по заранее составленному графику.
- У нас сегодня большой обряд. 13 великих божеств, которые сидят вокруг Байкала, будем просить, чтобы сохранили люд наш, чтобы ушла большая нехорошая болезнь "ковид" и не страдали люди, - говорит мне шаманка.
Что ж, если РЖД борется с коронавирусом мокрыми простынями, то массовое камлание и подавно сойдет.
Их сегодня семь - шаманы которые будут входить в транс и "призывать духов". Встреть их на улице без облачения не отличил бы от обычных пенсионеров. Каждый накрывает свой стол, угощение для потусторонних сил: водка, мармелад, чай, печенье, чай с молоком.
- Это мы готовим духам угощение, а потом каждый шаман будет спускать лично своего духа рода, а мы их будем встречать тут и разговаривать с ними по-бурятски, мы как принимающая сторона - рассказывает мне шаманка. - Вот, я буду встречать бабушку шаманки Софьи. Объясню, значит зачем ее спустили, поблагодарю, угощу чаем, а потом спрошу что она хочет пожелать. И можно просить у них. Денежки если попросить у своих предков это всё исполняется, да - вот там кредит тебе одобрят, или подарит кто. Они как ангелы хранители. Вот лично у меня есть три бабушки и 2 дедушки я спускаю их тоже, когда сама вхожу в транс.
- - Так за столы во время камлания не заходить там место духов, - строго говорит мне шаман. - В глаза шаману, когда он камлает не смотреть!
- Почему?
- Все равно что в глаза богу заглянуть. Унесет тебя...
Скульптуры божеств восседают тут же сверху, по исполнению они похожи на героев диснеевских мультфильмов, ну не мне судить - шаманы усаживаются за столы. Затягивают напевы на бурятском, а пространство густеет от нарастающих ударов в бубен. Призывающие голоса с проникновенной яростью летят по кругу пустующего помещения шаманского храма. Звуки бьются в большое - перед камлающими - окно; за стеклом нетронутые шаманскими песнями висят провода деревянных столбов, стоят истуканами девятиэтажки. И может только Ленин своим каменным затылком удовлетворенно ощущает вибрации знакомой ему веры в светлые идеалы.
- Я вообще по молодости комсомолка, активистка, ни в бога ни в черта не верила, - говорит шаманка. - Болела потом сильно, всех обошла, чуть не загнулась. Прошла обряд посвящения в шаманы и теперь всё хорошо. Это мое призвание.
- Мы же не по своей воли становимся шаманами. Жизнь у тебя тяжелая, ты видишь то, что не видят другие, ты изгой. Разные странные вещи происходят с тобой. И от этого нельзя отказаться - в моем случае было так: либо ты принимаешь свой ген шамана, либо тебя не станет, всё. Болезни разные могут свалиться, начиная от шизофрении заканчивая онкологией. Шаманская болезнь, на самом деле, это же проклятие, - подхватывает другая. - Связываемся с нашими предками у нас уже появляется защита, у нас есть связь. Дар начинает работать.
- Что ты чувствуешь во время камлания?
- Это измененное состояние сознания...
ПАРОЛЬ ШАМАНА: oplatienergiu
- Каждый из домов вокруг главного шаманского храма закреплен за несколькими человеками. Они платят за его аренду в официально зарегистрированную шаманскую организацию и договариваются между собой, в какое время принимать людей. Обратиться к шаману можно с любым вопросом - и тогда будет индивидуальное камлание. С пением и угощением духам. Захожу на один из таких - в роли просителей две молодые женщины из другого региона. Не бедные. Собрав три пальца вместе - руки на коленях - они напряженно с прямыми спинами замерли на диване - похоже, боятся, что сделают что-то не так и духи не отзовутся на их проблемы. Обряд займет больше часа, вряд ли я дождусь узнать с чем они пришли. Хотя чувствую, что бурятские песнопения мне точно нравятся.
- А сколько это стоит? - спрашиваю у другой шаманки.
- Ну, у нас прайса нет. По-разному. Кто сколько даст - одни двести рублей, другой пятьсот. А может больше.
Потом в сети нахожу объяснение: платить нужно обязательно, это же все энергозатратно, а деньги это тоже энергия - вот ими и восполняется. Хорошо, пусть так. Собираюсь уходить, но местные утверждают - нужно дождаться верховного шамана. Ждем, наконец на территорию заезжает "Лексус NX" и оттуда выходит руководитель "Тэнгэри".
- Ракеты, космос, компьютеры, 21 век - это всё понятно. Но религия это составляющая человека, подсознания человека, которое включается в те минуты, когда человеку нужно собраться с мыслями, а мысли это духовная часть человека и это будет всегда. Есть момент, когда человеку трудно искать веру в себе, ему нужно сориентироваться. Ему нужен бог хоть, какой бы ни был. И этот бог дает смысл жизни, - рассказывает верховный шаман.
- Однажды у нас большой шум был в СМИ и соцсетях: в центре города стал вдруг попадаться черный козел с ленточками на рогах. Это так называемый козел отпущения. Обрядовый, т.е. с какой-то семьи снимают проклятия и перекладывают на него. Народ долго пугался и не знал, что делать с этим животным. Тем более поверье было что, якобы, трогать его нельзя, чтобы не навлечь на себя. Потом попривыкли, - говорит журналист, редактор газеты "Номер один" Оксана Сажинова. - У нас тут все перемешалось: человек может сходить в буддистский дацан. Потом через некоторое время в православный храм и к шаманам. И люди не видят в этом противоречия.
Котловина Улан-Удэ в безветрие испаряется то ли в дыме от печей и котельных, то ли в тумане.
Но мы-то знаем, что это пространство, которое растворяет и время и всякое движение. А люди хватаются за идеи, чтобы так же не исчезнуть в нём.