Найти тему

10 попыток создать новое общество (ч.1)

Оглавление

Многие философы, политические реформаторы и художники провели годы в раздумьях над идеалом человеческой коммуны. Одни (как, например, Уэллс и Хаксли) помещали героев своих романов в утопии, другие же (Платон, Мор и Бэкон) не стеснялись в своих трудах сравнивать идеалы государственного устройства с тем, что творилось вокруг на самом деле. Но некоторые смелые идеалисты выходили за пределы теории и пробовали создать действительно новые гражданские сообщества.

1. Шейкеры

В английском Манчестере в 1747 году была основано Объединение верующих во второе пришествие Христа. Когда в 1774-м внутри сообщества произошёл раскол, одна из настоятельниц, Матерь Энн Ли, собрала верных последователей и вместе с ними отправилась искать новый дом в США, где они общими усилиями основали сельскохозяйственную коммуну.

Идея коммуны

Шейкеры исходили из христианских убеждений взаимной любви, всепрощения и безвозмездности труда, делили друг с другом абсолютно всё имущество — от урожая до крова. Члены секты практиковали безбрачие и полностью отрицали необходимость деторождения, помня о непорочном зачатии Иисуса. Поэтому потребность коммуны в людях восполнялась исключительно за счёт привлечения новых адептов из окрестностей и усыновления бездомных детей.

Шейкеры расселялись по домам в соответствии с половой принадлежностью и называли себя не иначе как братьями и сёстрами. Досуг жители общины проводили в общении, молитвах и танцах, настолько необузданных и странных на вид (все дружно тряслись и прыгали в кругу) , что именно из-за них и получили своё название (to shake — трясти, с англ. ). Кроме того, популярность получила и деревянная мебель ручной работы, которую шейкеры обменивали в близлежащих поселениях на необходимые товары.

Одна из коммун шейкеров в 1882 году
Одна из коммун шейкеров в 1882 году

Чем кончилось

Просуществовав достаточно долго, шейкеры, однако, со временем растворились в массе жителей США: молодые члены постепенно сбегали из коммун в поисках счастья в большие города, а прироста не наблюдалось. К началу ХХ века из 19 наиболее крупных общин большинство просто перестало существовать.
Но даже сейчас известно как минимум одно поселение шейкеров в штате Мэн, в котором сектанты продолжают жить согласно вековым традициям.

2. Ферма у ручья

В 1841 году Джордж и София Рипли, семья американских социалистов, задумали эксперимент по созданию микросообщества, для чего арендовали недалеко от Бостона 200 акров земли. Здесь вместе с другой, схожей во взглядах семьёй они построили несколько домов, ферму и возвели участки под посевы. А затем распространили молву о своём чистом деревенском уголке по округ е, привлекая новых жителей в общину.

Идея коммуны

Рипли целиком и полностью поддерживали фурьеризм — зародившуюся в XVIII веке во Франции социально-политическую мысль о том, что небольшие, хорошо организованные и независимые от традиционного капиталистического общества коммуны смогут посодействовать своим гражданам в развитии личных талантов и профессиональных навыков. В Европе описанная Чарльзом Фурьером идея в своё время была принята в штыки, но в свободолюбивой Америке она многим пришлась по вкусу.

Каждый член Фермы получал социальные удобства в виде бесплатного образования в местной школе, жилья и еды, а взамен работал на благо коммуны на мануфактуре или в поле. Помимо работы, в приоритетах жителей были научные и культурные исследования, которые должны были позже принести пользу всему человечеству.

Центральный дом Фермы сегодня
Центральный дом Фермы сегодня

Чем кончилось

Ферма процветала всего шесть лет. Сообщество развалилось из-за внутренних распрей между молодыми и взрослыми жителями, так как именно юным членам общины поручали самые сложные и не самые интересные дела. Они, в основном, чистили конюшни, убирали за скотом и чинили дороги — и всё вместо обещанного совместного строительства светлого будущего. Люди стали покидать коммуну, а позже вспышка оспы окончательно погубила Ферму.

3. Фруктовый край

Пока ещё Ферма у ручья пользовалась популярностью, её посетили два друга и единомышленника — Бронсон Алкот и Чарльз Лэйн, которые нашли сообщество слишком мирским и обычным для их чуть более широких (и жёстких) взглядов. В какой-то мере вдохновившись опытом соседей, они решили создать собственную коммуну и сделали это в том же штате Массачусетс в 1843-м.

Идея коммуны

В отличие от французских социалистических идеалов, воплощённых в Ферме, в основу жизни Фруктового края Алкот и Лэйн поставили реформистскую британскую модель, полностью отрицающую право частной собственности. Они подкрепили её идеей свободной любви и прогрессивного веганства. Первым поселенцам, насчитывавшим едва ли больше десятка взрослых и ещё меньше детей, пришлось существовать в условиях тотальных запретов. Нельзя было употреблять в пищу мясо животных или использовать их продукты, такие как молоко, мёд, шерсть и даже навоз. Скот запретили впрягать в телеги, а землю нельзя было распахивать, чтобы не нарушать спокойную жизнь микроорганизмов. Свечи и факелы изымались, пить разрешалось только воду.

Фруктовый край сегодня — национальный музей
Фруктовый край сегодня — национальный музей

Чем кончилось

Спустя недолгое время члены коммуны стали понимать, что условия слишком жёсткие и при этом подавляют всё то духовное, что утописты старались развить в себе и своих соседях. Не хватало еды, а питание только фруктами и некоторыми злаками довели жителей до истощения и безумия. Разногласия между основателями, один из которых, Бронсон, хотел также ввести и целибат, только усугубили трудности. В январе 1844 года Фруктовый край окончательно увял.

4. Фаланстер в Скаянах

Идеи Фурьера вдохновляли не только американских, но и восточноевропейских идеалистов. Так, румынский князь Теодор Диаман и ещё несколько единомышленников, вернувшись из Франции в Валлахию, решили организовать социалистическую микрокоммуну в городе Скаяны. В конце 1835 года они арендовали проданную за долги усадьбу и переделали её в фаланстер — разработанный Фурьером специально для нужд утопии тип особняка-фермы.

Идея коммуны

Маленькую сельскохозяйственную коммуну утописты населили сначала освобождёнными из рабства цыганами, а позже подселили к ним ещё нескольких местных жителей. В сообществе снизили количество дневных рабочих часов, но отменили выходные. Это тем не менее не помешало людям спокойно заниматься работой и производить товары на обмен. Сколько произведённых продуктов достанется каждому из жителей коммуны, зависело от индивидуальных результатов работников, а все прочие вопросы решали на общем сходе. Жителям коммуны разрешали вступать в связи и заводить детей, но как-то иначе расширять фаланстер создатели не намеревались.

Проект фаланстера по представлениям Фурьера
Проект фаланстера по представлениям Фурьера

Чем кончилось

В августе 1936-го заинтересованные слухами вокруг сообщества местные власти посетили его. Увидев перед собой странно одетых и молчаливых мужчин и женщин, живущих двумя дюжинами под одной крышей, члены администрации решили, что это бордель. Позже им пояснили, что это социалистический эксперимент, что только усугубило ситуацию: люди боялись привлечь коммунистов в страну. Коммуну закрыли, а инвесторы ещё некоторое время судились друг с другом из-за потраченных средств.

5. Коммуна Пуллмана

Джордж Пуллман, невероятно богатый по меркам тех времён промышленник, строивший вагоны для железной дороги, решил провести социальный эксперимент, чтобы доказать состоятельность капитализма как идеи, позволяющей человеку объединить материальные и духовные ценности воедино. В 1880 году недалеко от Чикаго на деньги Пуллмана и ещё нескольких инвесторов заложили строительство небольшого промышленного городка, который и стал коммуной.

Идея коммуны

Идея была проста, идеалистична и в то же время тщеславна. Городок населяли только рабочие и управляющие, которые вместе производили на местных заводах Пуллмана продукцию, получали деньги и тратили их в принадлежащих основателю магазинах, развлекательных заведениях и платили ими за жильё. Все работники получали две зарплаты, одна из которых шла на уплату ренты и налогов, а вторая оставалась на нужды. По расчётам собственников, ежегодно город должен был приносить не меньше 7 % прибыли.

Хотя коммуна и называлась на бумаге утопией, она имела очень жёсткую классовую иерархию: в число менеджеров рабочие войти не могли, зато внутри своего слоя делились на квалифицированных работников, живущих в лучших условиях, и на неквалифицированных, обитающих в многоквартирных и небогатых домах.

Центральная улица Пуллмана
Центральная улица Пуллмана

Чем кончилось

Так как в строительство и развитие коммуны, обладавшей даже собственной канализационной системой, вложили очень большие деньги, их требовалось отбить обратно. Пуллман не терпел медлительность и проявлял в своём контроле над коммуной чрезмерную жадность. Рента росла, при этом зарплата работников не увеличивалась. Недовольство жителей росло и особенно разгорелось на фоне промышленного кризиса в 1896 году. Забастовки на фабриках вылились в столкновения со служителями правопорядка. После этих событий инвесторы и чикагские власти стали судиться с собственником, что привело его к проблемам со здоровьем и затем к кончине. Сообщество, названное когда-то «совершенным городом на Земле», признали не самым удачным экспериментом и превратили в обычный пригород.

Вторая часть материала "10 попыток создать новое общество" здесь ->