В этой статье я постараюсь ответить на этот вопрос, а также поделюсь своим опытом и видением ситуации. Сразу отмечу, что эта проблема затрагивает по большому счету исключительно гуманитарные предметы, так как они требуют развернутых смысловых ответов. В технических же, рассуждения размером в несколько предложений не применяются, а используются преимущественно лишь числовые значения.
Начать хотелось бы с того, что я чуть больше года назад сдавала тот самый злосчастный Единый государственный экзамен, а перед этим, конечно, долго к нему готовилась. По окончании 11 класса я сдавала русский язык, историю, обществознание и английский.
Давайте для начала кратко разберем формат ЕГЭ тех предметов, которые я сдала. Он представляет собой комбинацию тестовых заданий и заданий с открытым ответом. Каждый из этих предметов включает в себя сочинение.
Что мы подразумеваем под сочинением до того, как начинаем готовиться к ЕГЭ (или даже к ОГЭ)? Сочинение - это художественное или научное произведение, основанное на личных идеях и задумках автора. Сочинение - это свобода изложения своих мыслей.
А теперь, что такое сочинение на ЕГЭ? Сочинение - это некий шаблон, обрамленный мыслями ученика.
Если хочешь написать хорошее сочинение, то пиши его по шаблону.
В начале своей подготовки меня только радовало то, что мне дают готовые фразы и выражения для сочинения, потому что это значительно облегчает задачу сдать ЕГЭ. Тебе нужно лишь запомнить шаблон, а потом дополнять его примерами и парочкой собственных рассуждений.
Но по истечении какого-то времени, я поняла, что таким образом, экзамены начали превращаться в некое "заучивание", которое нужно использовать, чтобы набрать хорошие баллы. Во всех сочинениях (сочинениях!), которые мы пишем на экзамене, необходимо чему-то соответствовать.
К примеру, русский язык. Тебе предлагают прочитать текст, выделить проблему, которую поднимает автор, и написать по ней сочинение. В большинстве своем, проблемы довольно очевидные, но бывает так, что ты можешь разглядеть в тексте какую-то особенную, более глубокую и даже доказать ее. А теперь представьте, что этой проблемы не окажется в бумажке у проверяющего. Что тогда? Он поставит вам 0. Именно поэтому каждый выпускник, выходя с экзамена, просто трясется за то, чтобы угадать и попасть в примерный круг проблем!
Структуры, клише, шаблоны - все это лишает своего видения проблемы, выражения своих мыслей, потому что ты должен подстроить их под то, "как надо", под привычные стандарты.
После нескольких месяцев подготовки ты уже начинаешь думать за эксперта, который будет оценивать твою работу, а не своей головой. Каждый раз, каждую свою мысль ты видишь сквозь призму "как это оценит проверяющий". Разве в этом есть свобода изложения мысли? Мне кажется, нет.
На самом деле, это не проблема конкретного экзамена, это проблема всей системы, потому что составители экзаменов стараются сделать их сложнее, а преподаватели пытаются найти максимально выгодные шаги для твоей подготовки и достижения хорошего результата. Именно поэтому и предлагают универсальные шаблоны, чтоб ты получил максимальный балл. Здесь все закономерно и циклично. Но оправдано ли это, когда работы выпускников похожи одна на другую, когда они загоняются в рамки? И ведь шаблонное ("правильное") написание сочинения никак не отражает знания самого школьника.
Как вы считаете, ЕГЭ на 100% определяет знания выпускника, или является своеобразной лотереей по типу "повезет/не повезет"?
Подписывайтесь и ставьте лайк, если было интересно)