Египет
Образование классового общества в Египте.
Классовое рабовладельческое общество сложилось в Египте раньше, чем в других странах. Здесь впервые в мире возникло и государство — орудие насилия в руках эксплуататорского меньшинства для угнетения трудящихся масс. Древнейшие в истории человечества классовые битвы развёртывались в Нильской долине.
Наше название страны «Египет» (современные египтяне, которые говорят по-арабски, называют свою страну «Миср») происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос»; это слово, в свою очередь, восходит, видимо, к одному из имён значительнейшего из древнеегипетских городов — Мемфиса(Древнеегипетские города обычно называются не по их древнеегипетским названиям, а по греческим, употребляемым в произведениях древних авторов.) (по-древнеегипетски, согласно принятому в науке условному произношению,— Хет-ка-Птах; судя по вавилонским данным, это название произносилось в действительности как Хэ-ку-Птах). Сами древние египтяне называли свою страну «Кеме» — «Чёрная», по цвету тёмной её почвы, в противоположность «красной» земле окрестной пустыни.
Страна и население.
Египет находится в северо-восточной части Африки. В древности Египтом считали только самую долину реки Нила. В настоящее время к нему относят не только пересекающую всю страну с юга на север долину реки, но и пустынное, сильно пересечённое Восточное, или так называемое Аравийское, нагорье (между Нилом и Красным морем), а на западе— Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами. С севера страна омывается Средиземным морем. Восточное нагорье выходит к Красному морю, которое отделяется от Средиземного лишь узким перешейком. Границы страны на западе проходят по малонаселенным пустынным местностям. Южной границей Египта в древности считались первые — по течению реки последние — пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская Эфиопия, или Нубия.
10—12 тыс. лет назад климат Египта был прохладнее, мягче, атмосферных осадков выпадало здесь несравненно больше.
В послеледниковый период климат Египта становится всё более сухим и жарким, степи превращаются в пустыни, растительный и животный мир беднеет. Уже в течение тысячелетий в Египте, даже на побережье Средиземного моря, количество осадков невелико, а дальше от побережья дожди иногда не выпадают несколько лет подряд.
Нил — одна из величайших рек в мире — вытекает из озёр тропической Африки (Белый Нил). В среднем течении в него впадает Голубой Нил, вытекающий из озера Таны, в горах современной Эфиопии (Абиссинии). На территории Египта Нил течёт по узкой, стиснутой горами долине, которая примерно в 300 км от Средиземного моря расширяется. Здесь, в Нижнем Египте, Нил разветвляется веерообразно на ряд рукавов, впадающих в Средиземное море. Эта часть долины Нила носит название «Дельта», данное ей древними греками, так как речная система Нила в этом районе по форме напоминает букву греческого алфавита Д («дельта»).
Вся долина Нила является по существу гигантским оазисом. Египет —«дар Нила», справедливо утверждали греческие писатели. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает прибывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой земле осаждается ил, приносимый рекой с её верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддаётся обработке и отличается исключительным плодородием.
Таким образом, природные условия в долине Нила благоприятствовали развитию земледелия, и древние поселенцы этой долины, обладавшие уже со времени неолита орудиями труда, достаточными для обработки мягкой нильской почвы, рано перешли к сельскохозяйственному производству.
Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения различных племён Северо-Восточной Африки, а возможно, и некоторых племён, живших впоследствии в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения; цвет их кожи был смуглый, волосы — чёрные, гладкие.
Древнеегипетский язык составляет особую группу в пределах семито-хамитской семьи языков. Более всего исследованы взаимоотношения древнеегипетского языка с семитическими языками. Менее изучены связи древнеегипетского языка с другими родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими.
Пяемеяа, окружавшие Египет.
Нам мало известно о населении остальной Африки IV— III тысячелетий. Большинство африканских племён тогда и еще долгое время позже жило в условиях неолита. Несколько больше, чем о других, мы знаем лишь о тех племенах, с которыми непосредственно соприкасались египтяне.
В долине Нила, южнее египтян, обитало темнокожее население, говорившее, повидимому, на языках кушитской ветви семито-хамитских языков. Страна их у народов древнего Востока чаще всего обозначалась именем Куш; греки и римляне называли её Эфиопией, затем она была известна как Нубия. Сами же племена, населявшие в древности эту страну, имели различные названия. В науке их чаще всего называют нубийцами или эфиопами (Следует заметить, что в наше время эфиопами обычно называется не население Нильсиой долины, а население современного государства Эфиопии (Абиссинии), представляющее этнически иной народ.).
Нубийские эфиопы занимались скотоводством и земледелием; вначале уровень развития их общества был сходен с египетским, и лишь позднее Египет начал быстро опережать Эфиопию. Классы и государство возникли здесь значительно позже — до некоторой степени в связи с завоеванием значительной части страны Египтом.
Далее на юг, в пределах Судана, а также на побережьях Сомали и Эритреи, где, вероятно, надо поместить упоминаемую египетскими источниками страну Пунт, обитали негритянские и — в глубине страны — также пигмейские племена. В древнейшие периоды истории Египта связь египтяне ними имела лишь случайный характер.
К западу от Нильской долины обитали племена ливийцев, говорившие на языках ливийско-берберской ветви семито-хамитских языков. Цвет кожи их был светлее, чем у египтян. Судя по некоторым данным, область их расселения простиралась вплоть до Атлантического океана; нынешние народности Северной Африки, говорящие как на берберском, туарегском и других языках этой группы, так и на диалектах арабского языка, являются их потомками.
Ливийцы представляли собой племена охотников, бродячих скотоводов и первобытных земледельцев; условия их жизни в сухих степях были неблагоприятны. Лишь в прибрежных долинах Северо-Западной Африки условия были более пригодны для земледелия, но и здесь оно ещё не могло развиться во времена энеолита. Классовое общество возникло у этих племён много позже, чем у их соседей в долине Нила.
На северо-востоке соседями египтян были семитические скотоводческие племена, о которых речь будет идти далее.
Период возникновения древнейшего классового общества и государства в Египте.
Для превращения долины Нила в одну из плодороднейших стран мира необходим был преобразующий человеческий труд.
Производство кремнёвых орудий достигло в первобытном Египте исключительного совершенства. Этому способствовало обилие здесь отличного кремня. Медные орудия появились в Египте тоже очень рано. Хотя в самом Египте, месторождения медной руды ничтожны, но недалеко от долины Нила—на Синайском полуострове— находились богатейшие месторождения меди. Их начали разрабатывать в самой глубокой древности.
Распространение относительно совершенных орудий труда .позволило обществу рано достигнуть того уровня развития, при котором становилось возможным широкое хозяйственное использование могучей природной силы — реки. Только человеческий труд мог распределить равномерно и своевременно избыточную влагу по поверхности земли и устранить как безводье, так и заболоченность почвы.
В результате труда многих поколений страна была покрыта сетью перекрещивавшихся насыпей, которые отгораживали земледельческие участки. Сквозь высокие наносные берега от реки к этим участкам были прорыты протоки. Во время половодья участки затоплялись. После того как вода пропитывала почву, отстаивалась и отлагала ил, её спускали обратно в реку.
По мере того как создавалась оросительная система, в первобытных родо-племенных общинах, переходивших к земледелию, становились возможными более производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх необходимых для прокормления самих работников. В то же время становилось возможным и присвоение большей части произведений труда более богатыми и сильными людьми. Это были, вероятно, по большей части вожди племён и близкие к ним люди. Они и завладевали средствами производства. О ходе этих событий в Нильской долине мы можем судить лишь предположительно, на основании данных, известных нам о жизни других народов Несомненно, что в условиях Египта этот процесс происходил очень рано, так как для водоустройства и обработки илистой почвы, для получения с неё довольно высоких урожаев здесь достаточно было самых простых орудий.
Порабощение человека человеком началось в Египте в глубочайшей древности. Вместе с тем, как и в других странах, здесь разрушалась родо-племенная общность, и на месте первобытных общин возникали общины земледельцев, объединённых соседством и совместным трудом по поддержанию орошения. Хотя письменные источники, дошедшие от различных периодов истории древнего Египта, несмотря на своё разнообразие (литературные памятники, надписи в гробницах, храмах, царские надписи, документы крупных, в том числе царских, хозяйств), не дают пока возможности проследить историю этой сельской общины, однако сохранившиеся данные позволяют предполагать её существование на протяжении тысячелетий. Именно трудом общинников создавались грандиозные оросительные и другие сооружения древнейшего Египта.
Разложение общинных порядков происходило в Египте медленно, и тем самым тормозилось развитие частнособственнических отношений и рабовладельческого строя.
Развивавшаяся система угнетения большинства меньшинством привела к образованию в Египте государства. Однако при современном состоянии наших знаний ещё нельзя точно определить дату возникновения государства в Нильской долине. Мы ещё не можем свести воедино свидетельства вещественных памятников, с трудом поддающиеся истолкованию, с глухими и косвенными намёками позднейших письменных источников. Большое количество находок дошло до нас — правда, не .без досадных пробелов — от различных периодов, начиная от палеолита до того периода медного века, когда древнейшее государство в Египте уже сложилось. Между каменным веком и развитым медным лежала длительная переходная пора, когда медные орудия соперничали с каменными или начинали преобладать. Когда возобладали медные орудия, в Египте уже происходил процесс сложения классового общества и государства рабовладельцев.
Во времена, предшествовавшие образованию объединённого государства, Египет распадался на несколько десятков отдельных областей. В позднейшие времена эти области, называвшиеся по-гречески номами, имели каждая по главному городу и своих местных богов. В последующей истории Египта номы не раз проявляли склонность к обособлению.
В более поздние времена постоянно разграничивались две половины государства — верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе паря соединялись два властителя — верхнеегипетский и нижнеегипетский. Это подтверждает существование некогда двух раздельных царств в Египте— Нижнего и Верхнего.
До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. По этим обломкам можно заключить, что в летописи перечислялись египетские цари (Египетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно: nep-'o—«большой дом», откуда и происходит видоизменённое слово «фараон».) от времени их царствования имелись погодные записи. Этим царям предшествовал, по всей вероятности, ещё в .IV тысячелетии до н. э. длинный ряд царей, владевших как областями Северного (Нижнего), так и Южного (Верхнего) Египта, для которых летопись не давала погодных записей. В летописи имеется также перечень царей одной северной половины Египта, о которых уже в III тысячелетии ничего не знали, кроме их имён.
Пока остаётся ещё неясным, в какой мере древнейшие, долетописные правители объединённого Египта и правители разобщённых его половин были уже действительно царями, а не племенными вождями, а их «царства» являлись государствами.
От начального периода Египетского государства мы имеем не -одни вещественные, но и некоторые письменные источники, однако последние вследствие их немногословности, а также из-за древности языка и системы письменности часто малопонятны. Поэтому историю египетского общества времени Раннего царства мы знаем лишь в общих чертах.
Раннее царство.
Сколько времени длился ранний период в истории Египта (Раннее царство) — неизвестно; во всяком случае около 3000 г. до н. э. государство в долине Нила уже существовало.
За недостаточностью данных точное летоисчисление для древнейшей египетской истории невозможно. Время приходится обозначать не столько по столетиям, сколько условно — по династиям. Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300 г. до н. э. по-гречески своё сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов—Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему царству относятся I и II династии по списку Манефона. Сюда же надо отнести и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I династии, так как во времена их правления классовое общество и государство в Египте, невидимому, уже сложились. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефоновским спискам династий додинастическими црями.
Каменные и медные орудия труда. Ремёсла.
Для оценки уровня развития раннеегипетского общества необходимо в первую очередь ответить на вопрос о тогдашнем состоянии металлургии. Добыча руды и изготовление орудий из металла были важнейшим условием для достижения производством того уровня, при котором становилось возможным сосредоточение важнейших средств производства в руках меньшинства и порабощение большинства меньшинством.
Уже сравнительно давно при раскопках погребений времён I династии было обнаружено немало медных орудий (из естественной меди, без искусственного приплава), особенно резцов и иголок, а также топоров, тёсел, шильев, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, затем медные обшивки, украшения и посуда.
Однако по-настоящему оценить развитие обработки меди при I династии стало возможным сравнительно недавно, когда в одной из богатых гробниц был обнаружен целый клад медных изделий. При этом примечательно не только число найденных орудий (более 600), но и количество их видов (пилы, ножи, резцы, тёсла, мотыги, шилья, иглы и т. д.). Эти предметы клались в гробницы в связи с верованием древних египтян в загробную жизнь, подобную земной. В гробницу были положены и медные пластины, вероятно, на тот случай, если бы мертвецу на том свете пришлось изготовлять какое-либо орудие.
Всё говорит о большом и давнем навыке в изготовлении и употреблении орудий из меди уже в период Раннего царства. Почти все эти орудия в том же виде встречаются и в последующий период египетской истории, обычно называемый периодом Древнего царства.
Однако камень как материал для производства орудий продолжал ещё применяться весьма широко. Это доказывают многочисленные кремнёвые орудия (ножи и ножички, разнообразные скребки, наконечники стрел и т. п.), найденные в погребениях не только подданных, но и царей как I, так и II династий. Городище, соседнее с царским кладбищем, в пластах, современных Раннему царству, оказалось усеянным кремнёвыми орудиями: ножами, скребками, частями мотыг и т. п. Описанному выше кладу медных орудий начала I династии можно противопоставить клад кремнёвых орудий, тоже сравнительно недавно найденный в гробнице сановника середины той же династии. Здесь было найдено более 300 разнообразных орудий, в том числе (целиком и в остатках) много деревянных серпов с кремнёвыми лезвиями.
Но как бы ещё ни были употребительны каменные орудия, основным материалом для орудий в представлении современников II династии была уже медь. Египет при первых династиях жил в медном веке, хотя и полном ещё пережитками каменного.
Во времена Раннего царства значительного совершенства достигло строительство из кирпича-сырца; кирпичный свод египтяне умели возводить уже при I династии. Наряду с кирпичом в Раннем царстве широко пользовались и деревом. Страна тогда была, невидимому, гораздо богаче деревом, чем позже. На изображении, относящемся ко времени около I династии, показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми брёвнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. То же показывают и остатки домашней обстановки.
Камень в раннеегипетском зодчестве применялся в ограниченном объёме. Тем не менее он не был особой редкостью даже в гробницах частных лиц I династии. От конца II династии сохранился большой дарский склеп с каменным полом и такими же стенами, а также каменный косяк дверей храма. Уже при I династии на отдельных плитах ясно видны следы обработки их медными орудиями.
Во времена Раннего царства в большом количестве производилась посуда из глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава — так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда. Тем не менее при I и II династиях, более чем когда-либо прежде, распространена была посуда из камня, особенно из более мягкого (преимущественно алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди.
Уже в те времена умели изготовлять писчий материал — папирус. От середины I династии до нас дошёл целый свиток волокнистой «бумаги», приготовленной из сердцевины высокого болотного растения вроде осоки — папируса. В папирусную «бумагу» были завёрнуты кремнёвые орудия.
Земледелие и скотоводство.
Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.
Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических парей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была прежде всего орошаемой землёй; само слово «область» (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделённую оросительной сетью на четырёхугольники. Пересечённый оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.
Как и в последующие времена, Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет — страна болотных зарослей — обозначался кустом папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен, в период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхнеегипетский ячмень отличали от нижнеегипетского.
В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена также разновидность пшеницы — эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в период Раннего царства были в общем такими же, что и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотёрки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.
Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные верёвки. При этом некоторые полотна — очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.
На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.
Едва ли не все виды домашнего скота, распространённые в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: ещё около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.
Источники сырья.
Одна из особенностей природных условий Египта состояла в том, что почти все сырье, необходимое для производства, можно было найти или в самой стране, или в близлежащей пустыне. Правда, местные месторождения меди были ничтожны, но её можно было добывать поблизости, на Синайском полуострове, и присутствие там египтян засвидетельствовано памятниками уже I династии. Золото имелось в пустыне между рекой и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии, но отсюда золото стало, повидимому, поступать значительно позже. Долина реки и пустыня восточнее её были богаты разнообразным камнем. По породам камня, употреблявшимся при I династии, можно заключить, что уже тогда были известны многие месторождения. Большинство пород полудрагоценных камней, употреблявшихся для украшений, было известно уже при I династии. Некоторые из них встречались в пустыне к востоку от реки, другие — на Синайском полуострове (бирюза, малахит), и только редкий камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами.
Деревом, как уже говорилось, страна тогда, повидимому, располагала, хотя вообще недостаток дерева был слабым местом древнеегипетского хозяйства. Чёрное дерево, уже при I династии употреблявшееся для всевозможных поделок, от частей домашней обстановки до наконечников стрел, было, несомненно, привозным.
Размеры потребления слоновой кости почти исключают мысль о ввозе её из-за рубежа. Скорее всего слон ещё водился по окраинам пустыни. Возможно, что именно увлечение изделиями из слоновой кости и было причиной последующего полного истребления слонов в Египте.
Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьём, что, конечно, не исключало сношений Египта со странами, даже довольно отдалёнными: так, посуда, привозившаяся, как полагают, с островов Эгейского моря, была известна в Египте уже в начале I династии.
Общественные отношения.
Наши сведения об общественном строе Египта периода Раннего царства скудны и неполны. Источники говорят о большом царском хозяйстве, тщательно управляемом и выпускавшем разные изделия. Печати на глиняных пробках винных сосудов при обеих первых династиях упоминают названия царских виноградников и звания ответственных за эти хозяйства сановников. До нас дошло много печатей, которыми были опечатаны продукты, изготовленные в царских хозяйствах, причём значительная часть таких печатей была найдена вне царских гробниц, в погребениях знатных, а подчас и незнатных людей, которые получали припасы из царского хозяйства.
Надписи II династии упоминают «мастерские пищи». О существовании тогда в больших хозяйствах различных мастерских может свидетельствовать «печать судостроительного (или, быть может, шире — деревообделочного) заведения», принадлежащего хозяйству «матери детей царя». Одновременно эта печать показывает, что уже в конце II династии внутри самой царской семьи хозяйство царицы было отдельным от хозяйства царя, совсем как в последующие времена. Выделение «дома царя» предполагает существование при I и II династиях и «домов» (хозяйств) нецарских.
Но кто же работал в царском хозяйстве или в других больших владениях? Источники, к сожалению, отвечают на этот вопрос недостаточно полно.
Среди надгробных надписей царских приближённых и слуг I династии имеется по меньшей мере одна, в которой погребённый прямо называется «рабом». Возможно, этот «раб» был царским невольником, скорее всего домашним слугою царя. К этому времени слово «раб» уже должно было стать настолько обычным в языке египтян, что во времена I династии жрецов назы вали «рабами» того или иного божества.
Откуда брались рабы? В период Раннего царства велось немало войн внутренних и внешних. Связанный пленник был излюбленным сюжетом в тогдашнем изобразительном искусстве. Иногда пленные изображались целыми вереницами, связанные каждый по рунам и все вместе за шеи. Иногда захваченными в плен оказывались иноземцы, но в большинство случаев изображенные пленные могут быть приняты и за египтян.
На некоторых изображениях представлено убиение пленныхых, на других показывался только их угон. Один из царей I династии хвалился тем, что взял 120 тыс. пленников. Так как он воевал с непокорным Нижним Египтом, вполне вероятно, что пленники могли происходить оттуда. Сомневаться в достоверности приведённой цифры нет оснований. Число повстанцев Нижнего Египта, павших в бою с одним из царей II династии, как оно передано надписями того времени, тоже громадно (48 205 или 47 209). 120 тыс. пленных названы в качестве добычи после перечисления количества захваченного скота. Уже это указывает на хозяйственное использование пленных. Было бы, однако, неосторожно сводить раннеегипетское рабство только к использованию труда военнопленных, хотя об эксплуатации рабов-соплеменников и нет определённых данных.
Раскопки мест погребений, производившиеся за последние десятилетия подле «Белых стен» — так первоначально, а иногда и позже именовался нижнеегипетский город Мемфис,— наглядно раскрыли перед нами всю глубину общественного расслоения Египта уже в середине I династии.
Как крепость высилась кирпичная громада усыпальницы важного сановника, снаружи вся украшенная выступами и нишами, внутри полная потайных помещений, заваленных богатой утварью и припасами. С юга подле усыпальницы находилось 19 небольших ям, и в каждой было по деревянному гробу со скорченным человеческим трупом, завёрнутым в тонкую ткань. В каждой такой могиле лежало немного простой посуды, некогда с припасами. Но одна (двадцатая) могила была побольше, гроб в ней покрупнее, и мертвец лежал в полусогнутом положении. Восточнее усыпальницы было несколько крошечных могил с птичьими трупиками, обвитыми тонкими тканями и лежавшими в деревянных ларцах, из которых один был отделан слоновой костью и чёрным деревом; в каждой могилке было по маленькому сосуду. По соседству было 7 погребений, во всём подобных птичьим, с той только разницей, что погребены здес были собаки. При пернатых и четвероногих «покойниках» был зарыт и человек, очевидно, их сторож. Он похоронен без всякого гроба, только в саване, около него находилось несколько горшков.
Всё это очень показательно. Вельможа погребён по-царски. Как царь, он окружён и по смерти своими людьми. С ним похоронены и его пернатые и четвероногие любимцы. Его люди — возможно, его рабы — были похоронены не лучше, а то и хуже птиц и собак. Таким образом, здесь с полной наглядностью представлены две крайние противоположности в египетском обществе.
Раскопки вскрыли существование и средней прослойки населения столицы того времени — середины I династии. В той же местности, где находилась описанная усыпальница, было откопано скромное кладбище. Из откопанных могил, общим числом в 231, несколько высечено в каменной почве, но подавляющее большинство могил — просто ямы, вырытые в слежавшемся песке. Только единичные могилы из числа высеченных в скале отделаны изнутри сырцовым кирпичом, и лишь две могилы разгорожены внутри кирпичными стенками на склеп и кладовые. В некоторых могилах не было никакой утвари, в других была лишь глиняная посуда. В ряде могил была обнаружена и дорогая каменная посуда отличной работы. Притом такая же посуда была обнаружена даже в некоторых простых ямах. В одной такой могиле были найдены два набора игральных пешек из слоновой кости, в другой — изящная булавка, большая медная чаша.
Таким образом, перед нами кладбище и бедняков, и людей с достатком. Какая разница между этими погребениями и усыпальницами знати?
Столичная знать, располагавшая людьми и богатствами, — вот кто вершил уже тогда судьбами страны. Глядя на гробницы вельмож, почти не уступавшие царским, можно заключить, что при I династии сам царь не выделялся в окружении могущественных вельмож, хотя он и был их главой. Гробница иного сановника затмевала царскую.
Государственная власть.
Всё, что мы знаем о Раннем царстве, позволяет видеть в нём сложившееся государство уже при I династии, еслине раньше.
Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было ещё непрочным. «Соединение обеих земель» — Верхнего и Нижнего Египта — справлялось царями как праздник при вступлении их на престол. Но это «соединение» было результатом насилия верхнеегипетских покорителей. Север был ещё не до конца покорён. Борьба между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом красной нитью проходит через историю Раннего царства.
Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. У царя было два особых головных убора: белый — верхнеегипетский и красный — нижнеегипетский. Они имели значение корон, символизирующих царскую власть над обеими землями. Эти «короны» надевались также вместе — одна на другую. С начала I династии надписи величают царя «обеими владычицами» — в знак соединения в его лице богинь обеих половин царства, а с середины той же династии — «принадлежащим к Тростинке и Пчеле»: первая знаменовала Верхний, а вторая Нижний Египет. Это название и стало обычным обозначением фараона как царя обеих половин Египта. Двуединый характер государства отражался и в названиях его учреждений: по цвету корон верхнеегипетская сокровищница именовалась «белым домом», а нижнеегипетская — «красным домом».
Царя окружал многолюдный двор, состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников. Значение царской власти подчёркивалось полным обожествлением её носителей. Царя объявляли разновидностью царского бога-покровителя Гора, и каждый царь в добавление к своему личному имени принимал ещё особое царское имя: Гор-Боец, Гор-Высокий Рукою и т. п.
Сосредоточивая полновластие в царских руках, рабовладельческая знать (вельможи) на деле не выпускала его из своих рук. Вельможи, как можно судить по их званиям, были обладателями важных должностей в самом царском хозяйстве. И если «государственное» и царское сливались, повидимому, воедино, то и вельможи I династии не делали большого различия между управлением и владением. Управляющий царскими виноградниками, например, заполнял свою гробницу заготовками из подведомственных ему царских угодий.
Наряду с основной задачей государственной власти — подавления угнетаемых — одной из существенных задач этой власти была организация оросительного дела в Нильской долине. Этим обеспечивалась возможность получения прибавочного продукта. Нет прямых данных о том, как практически были в то время организованы работы по орошению, но несомненно, что верховное руководство находилось в руках государства. Наблюдение за рекой как при I, так и при II династиях было поставлено образцово: ежегодно точно измерялся и тщательно записывался уровень воды.
Источники упоминают об областях, на которые распадался в то время Египет и которые греки много позже называли номами. Звание, обозначавшее впоследствии правителя области — номарха, встречается в надписях уже при I династии. Также и слово «судья» можно прочитать на печатях ещё середины I династии.
Постоянное войско, повидимому, существовало в зачаточном состоянии. Полководец одного из последних царей I династии, изобразивший себя на синайских скалах с луком в руке, имел в числе званий и одно военное, надо думать — постоянное: «начальник войска». Второстепенный придворный, погребённый в числе других около склепа царя I династии, был увековечен на своём надгробии с луком в руке. Это изображение похоже на иероглиф, которым писалось слово «воин». Вероятно, он и был воином.
В то время велось много войн и с непокорным Нижним Египтом и с соседними племенами, как с южными — эфиопами (или нубийцами), так и с западными (ливийцами) и северо-восточными (азиатами). На Синайском полуострове Египетское государство постоянно вело войны с местными племенами, так как там находились медные рудники.
Большое значение в государственной жизни уже того времени имели писцы. Даже при I династии важный сановник, имея высшие звания, не пренебрегал и скромным званием писца. Каждые два года при II династии в стране производился переучёт, повидимому для налоговых целей.
Начало летописной истории Египта.
Древнее предание первым царём Египта считало Мена (Мину).
Один очень старый памятник, сохранившийся от времени никак не позже начала I династии, прославляет победу над Нижним Египтом, одержанную царём, чьё имя условно читается «Нармер». Высказывалось предположение, что имя «Мен» могло быть вторым или личным именем этого победителя (египетские цари носили по нескольку имён). Но такое предположение едва ли правильно. Поражение Севера, которое изображено на этом памятнике, вовсе не обязательно считать первоначальным завоеванием этой части страны. Оно могло быть и подавлением какого-либо восстания: усмиряли повстанцев-северян ещё и при II династии.
Имеются и прямые основания думать, что Египет был объединён задолго до I династии. Не только Нармер владел уже обеими частями Египта (он носит обе «короны»), но и два других, ещё более древних властителя были, повидимому, уже общеегипетскими царями. Так, в надписях одного из них на посуде упоминаются поочередно Верхний и Нижний Египет. По уцелевшим обломкам летописи, начертанной во времена Древнего царства, также можно заключить, что в ней перечислялся целый ряд царей, имевших право на двойную «корону» объединённого Египта и царствовавших раньше I династии.
Но если Египет был объединён задолго до I династии, почему же предание считало именно её первой династией, а её основателя Мена первым царём? Этого нельзя объяснить тем, что объединение Египта до Мена не было ещё окончательным и только при нём было закреплено. Окончательным это объединение не было даже при II династии, о чём свидетельствует кровавый погром в Нижнем Египте, учинённый царём этой династии Хасехемом. С другой стороны, неподчинение северной окраины страны общеегипетским царям вряд ли могло побудить предание не признавать существования этих царей. Поэтому лучше всего отбросить предположение об объединений Меном всей страны. Ни одним источником это объединение Мену не приписывается. Необходимо найти более надёжное объяснение «первенству» Мена и его династии.
При первых династиях летоисчисление велось следующим способом. Каждый год правления того или иного царя получал особое название по примечательным событиям, происшедшим за этот год. Названия годов заносились в особые списки — летописи. Остатки такого списка дошли до нас от Древнего царства, и по ним видно, что непрерывная цепь подобных записей начиналась с I династии.
От этого времени сохранилось значительное количество костяных и деревянных ярлыков, которые помечены названием того или иного года. И эти ярлыки тоже появляются лишь с воцарения I династии. От додинастических царей ни одного такого ярлыка, как кажется, не дошло. Повидимому, летоисчисление для египтян начиналось с I династии, и летопись, т. е. в древнейшие времена перечень лет по событиям, начиналась с I династии. До этой династии список приводил только одни имена властителей и летописью такой список не был. Тем самым и основатель этой династии должен был для египтян стать первым летописным, мы бы сказали — «историческим», фараоном.
Первый царь, от времени которого мы имеем ярлыки с названиями лет, именуется на своих памятниках обыкновенно Гором-Бойцом. По всей видимости, он и был Меном. С выводом, что имя «Мен» было личным именем царя, называвшегося Гором-Бойцом, как нельзя лучше согласуются и прочие данные.
По Манефону, обе первые династии были родом из верхнеегипетского города Тина. Гробницы царей I и отчасти II династии, откопанные в Тинской области подле города Абидоса, служат наглядным подтверждением правильности этого сообщения.
Предание приписывало Мену основание главного города Нижнего Египта — Мемфиса, ставшего столицей всего Египта. На кладбище этого города откопаны были сотни могил людей среднего достатка, современников I династии, и большие усыпальницы тогдашней знати. Из этих усыпальниц древнейшая относится ко времени Гора-Бойца.
Об исторических событиях времён I династии мы знаем очень мало. Если судить по имеющимся данным, положение внутри страны при I династии было относительно устойчивым. Источники намекают только на распри внутри царствующего дома, да и то в более поздние годы. Иначе обстоит дело со II династией.
Восстание в Нижнем Египте.
В начале II династии цари нарушили вековую традицию, перестав использовать абидосское кладбище. Затем, ещё при той же династии, в Абидосе вновь появляются царские погребения, но теперь уже цари носят новую, необычную титулатуру.
Как мы уже говорили, властители Египта неизменно именовали себя богом Гором, теперь же, в период II династии, мы находим царя, объявившего себя не Гором, а его противником — богом Сетом. Вслед за тем другой царь, уже под самый конец династии, провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался, повидимому, в примирительном духе: «Тот, в ком умиротворились оба бога».
Трудно решить, были ли такие изменения титулатуры связаны с теми кровавыми событиями в Нижнем Египте, где почитался бог Сет, о которых повествует царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях двух своих изваяний этот царь символически изобразил Нижний Египет поражённым; там же изображены трупы повстанцев и указано число павших врагов (на одном изваянии — 48 205, на другом — 47 209). На двух каменных сосудах он представил богиню Верхнего Египта, вручающую ему, украшенному верхнеегипетской короной, знак соединения обеих земель в «год поражения Нижнего Египта».
Пока что всё....