Обзорный доклад по плачевному положению дел с подготовкой летных кадров гражданской авиации на 2018 год, не утративший актуальности и сегодня.
Итак, поехали:
Современная ситуация с подготовкой летных кадров в РФ близка к критической, поскольку учебная программа государственных авиационных учебных заведений (Ульяновский Институт ГА и Санкт-Петербургский университет ГА, осуществляющие подготовку по программе ВПО, и их основные филиалы, осуществляющие летную подготовку по программе СПО – Сасовское, Краснокутское и Бугурусланское училища ГА) полностью устарела. Значительная часть учебных вопросов отрабатывается на примере самолетов второго поколения (Ту-154, Ил-76, Як-40), тогда как используемый в отрасли авиапарк на 70% состоит из самолетов третьего и четвертого поколений (таких как Б-737, А-320, А-330, ССЖ-100), а указанные типы практически полностью выведены из эксплуатации. Теоретическая часть включает в себя, к примеру, изучение учебника по аэронавигации (авт. Черного и Кораблина) 1982 года издания, при том, что методики самолетовождения на сегодняшний день принципиально иные (использование систем GPS и др.) Изучается устаревшее и не применяемое на современных типах воздушных судов навигационное оборудование, такое как РСБН и РСДН (радиолокационная система ближней и дальней навигации), АРК (авиационный радиокомпас) и др.
Учебная программа перегружена общеобразовательными дисциплинами, такими как экономика, философия и др. (например – 46 учебных часов по дисциплине «Экология» в рамках СПО по специальности «Летная эксплуатация воздушных судов», что явно не отвечает критерию разумности). Программа по профильным предметам так же не соответствует современным требованиям – не преподается технический английский язык, необходимый для изучения руководств по летной эксплуатации иностранных воздушных судов, составляющих большую часть авиапарка, не изучаются правила международных полетов, аэронавигация изучается по устаревшим «Сборникам аэронавигационной информации ЦАИ ГА», а не по применяемым на сегодня международным схемам « Jepessen ». При вводе в строй молодых специалистов инструктора авиакомпаний отмечают крайне слабый уровень теоретической и практической подготовки.
При современной системе подготовки выпускники государственных авиационных учебных заведений не готовы к работе на рейсовых полетах в крупных авиакомпаниях без переучивания и доподготовки, так как основной тип ВС, допуск на который получают выпускники – это двухмоторный четырехместный самолет Diamond -42. По этой причине время ввода пилота в строй увеличивается в среднем почти на год, а затраты средств на обучение неэффективны.
Другая глобальная проблема заключается в нехватке учебных ВС, средств на их техническое обслуживание и обеспечение топливом. Как следствие – недостаточный практический налет у обучающихся, затягивание сроков обучения. Так, за 2017 г. в Краснокутском и Сасовском летных училищах наблюдалось невыполнение учебной программы полетов более чем 80-тью процентами обучающихся. По этой же причине фактически не состоялся выпуск 2018-го года в Сасовском летном училище. На срыв программы практических полетов влияют и другие факторы материально-технического характера – так, в Краснокутском летном училище не имеется искусственной ВПП, а состояние грунтовой полностью зависит от погодных условий.
Тренажерная база так же не полностью соответствует предъявляемым требованиям, т.к. современных летных тренажеров тех типов ВС, на которых осуществляются практические учебные полеты (ДА-42, Цессна-172 и др.) как правило три-четыре на учебное заведение, часть из них не всегда находится в рабочем состоянии из-за высокой стоимости технического обслуживания, т.е. дорогостоящее оборудование фактически простаивает.
Ситуация с преподавательским составом так же нуждается во внимании, поскольку привлечь высококвалифицированных и опытных специалистов на преподавательскую работу не представляется возможным при крайне низких заработных платах (например, з/п преподавателя Краснокутского ЛУ ГА может составлять менее 15 тыс. руб. на сегодняшний день) и неразвитой инфраструктуре в местах базирования авиационных учебных заведений, особенно таких как Красный Кут, Сасово и Бугуруслан. Инструкторский состав зачастую состоит из молодых выпускников, не имеющих достаточного опыта работы в своей сфере и налета, а тем более - практики рейсовых полетов.
Из изложенного следует, что существующая система подготовки пилотов ГА крайне неэффективна и влечет несоразмерную нагрузку на государственный бюджет. Средняя стоимость подготовки пилота по программе ВПО составляет 3 – 5 млн. руб., переучивание в авиакомпании за счет работодателя – в среднем 1 млн. руб; обучение по программе СПО – около 2,5 млн. руб. При этом, обучение по программе дополнительного профессионального образования с изучением лишь действительно необходимых прикладных дисциплин в негосударственных авиационно-учебных центрах, прекративших деятельность по инициативе ФАВТ «Росавиация», стоило менее 2 млн. руб. Однако уровень профессиональной подготовки и летного мастерства выпускников АУЦ зачастую существенно превосходил уровень выпускников государственных учебных заведений, в т.ч. про программе ВПО (естественно, при условии соблюдения в конкретном АУЦ всех нормативных требований и добросовестном подходе к осуществлению своей деятельности).
Приведенные факты и цифры очевидно свидетельствуют о крайне неэффективном расходовании бюджетных средств, затрачиваемых на подготовку пилотов, особенно по программе ВПО в Санкт-Петербургском университете ГА и Ульяновском институте ГА.
Спасибо за внимание!