Найти тему
Онлайн-логопеды Novator

Как учить детей с задержкой речевого развития?

Задержка речевого развития – замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

К трем годам речь ребенка становится связной и похожа на речь взрослого человека с отсутствием некоторых звуков и грамматическими ошибками.

Если к этому возрасту у вашего ребенка нет связной речи, маленький словарный запас или он произносит отдельные слоги или звуки вместо слов, то это, повод обратиться за квалифицированной помощью специалистов (невролог, лор, логопед, дефектолог, стоматолог, психолог).

Причины ЗРР:

  • Внутриутробная гипоксия;
  • Родовая травма;
  • Инфекции;
  • Тугоухость;
  • Педагогическая запущенность;
  • Билингвизм;
  • Гиперопека.

После сбора анамнестических сведений от мамы как протекала беременность, роды и первый год жизни ребенка, логопед (дефектолог) выстраивает план работы по преодолению задержки речевого развития.

Работа начинается с:

  • развития фонематического слуха (ребенка просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит определенный речевой звук. Показать или назвать предмет или объект, который издал звук, и т.д.);
  • развития органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • воздушной струи (мы говорим на выдохе, поэтому важно научить ребенка правильно дышать, чем длиннее выдох, тем больше фраза, которую можно произнести, а также при произнесении звука нужно преодолеть множество преград, которые мешают правильному произношению);
  • гласных звуков (давай уложим куклу спать, кладем ее на ручки и качаем А-А-А-А-А);
  • развиваем высшие психические функции (память, внимание, восприятие и т.д);
  • развиваем мелкую моторику рук («Речь на кончиках пальцев»);
  • поем песенки, учим потешки, стихотворения, рассказываем сказки.

Все задания и упражнения должны проходить в игровой форме. Демонстрационный материал должен быть ярким, интересным, доступным по возрасту и вовлекающим ребенка в образовательный процесс.

Рекомендации для родителей:

  1. У ребенка должна быть мотивация к говорению, не стоит сразу выполнять его требование, показываемое жестом, пусть произнесет, что ему нужно.
  2. Покупая игрушки, обратите внимание на их развивающую функцию.
  3. Создаем условие для общения ребенка со сверстниками.
  4. Учим потешки, стихотворения, считалки, загадки.
  5. Во время отучаемся от соски, бутылочки, груди.

️Возрастные границы примерные, каждый ребенок уникален и развивается по своему пути!

P.S. За материал спасибо Марине Ветровой, логопеду-дефектологу с педагогическим стажем более 10 лет, учителем-логопедом более 5 лет. В настоящее время Марина преподает у нас в Novator.Kids логопедию и развитие речи.