Все мы взрослые люди, однако кто из нас в детстве не читал сказок? Разве тот факт, что нам давно не пятнадцать, означает отказ от веры во что-то чудесное в угоду реалистичному взгляду на мир? Золушка больше не носит хрустальные туфельки, предпочитая кеды? Рапунцель отстригает волосы ради каре? Storytel собрал аудиокниги, в которых повзрослевшие любители сказок увидят нечто знакомое: элементы волшебства и фантасмагории, немного странных персонажей и непривычные миры.
«Странствия по поводу смерти», Людмила Петрушевская
Людмила Петрушевская сама будто вышла из сказки или как минимум из мультфильма. Она выдумывает свои собственные словечки («пуськи бятые» — ее изобретение), а образ писательницы в широкополой шляпе так и просится на страницы какой-нибудь волшебной повести. Петрушевскую всегда интересовали предельные состояния, когда персонажи балансируют на грани здравомыслия и безумия, жизни и смерти, реального и вымышленного мира. В сборнике «Странствия по поводу смерти» собраны рассказы, действие которых происходит в 1990-х годах. Девяностые — время, ставшее в общественном сознании мифологическим: оно стабильно ассоциируется лишь с бандитами, маргиналами и прочими лихими людьми. Петрушевская, как дирижер, руководит оркестром изгоев и отчаявшихся чудаков — и в нужный момент решает, кто из персонажей достоин волшебного спасения от смерти, помилования, а кто — нет.
«Сказки и истории», Макс Фрай
«Сказки и истории» можно слушать вне зависимости от того, знаком ли вам мир и вселенная Еxo Макса Фрая. Макс Фрай искусно и иронично работает со сказками народов мира — исландскими, арабскими, русскими, китайскими, загадочными мальгашскими и нганасанскими, а также задается неожиданными вопросами об известных литературных и мифологических персонажах. Кто были родители Карлсона? Что общего у Винни-Пуха и бога Одина? Истории Макса Фрая требуют читательского доверия и соответствующего настроя «на магию»: именно тогда они будут гипнотически действовать на слушателя, как шаманские песни.
«Три новеллы», Фредрик Бакман
Шведский писатель Фредрик Бакман — удивительный автор, практически каждая его книга становится мировым бестселлером («Вторая жизнь Уве», «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», «Медвежий угол» и так далее). Если попытаться раскрыть секрет его популярности, то можно сказать, что Фредрик Бакман — это такой Дед Мороз для давно выросших мальчиков и девочек.
«Три новеллы» — современные притчи о преодолении. Героям предстоит столкнуться со страшным — с неизлечимыми болезнями и смертью близких людей — и найти силы выбраться к свету благодаря любви. Только осторожно: чтение Бакмана вызывает очищающие душу слезы и желание крепко обнять ближних.
«Пиранези», Сюзанна Кларк
Сюзанна Кларк — автор известного романа «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» — вновь создает волшебный мир, но сужает его от масштаба всей Англии до размеров одного дома. Пиранези — ученый, живущий в особняке с бесконечными комнатами и коридорами, статуями и книгами. За стенами дома — море, облака и ветра. Книга представляет собой дневниковые записи Пиранези о доме, и в записках этот дом представлен как божественное существо, которое преобразует любого, кто в него попадает. Но при условии, что к дому будут относиться с почтением. Однажды появляется непрошеный гость, неизвестный Другой, — и тогда среди статуй и коридорных лабиринтов разворачиваются настоящие «Приключения Индианы Джонса».
«Золушка и стеклянный потолок и другие феминистские сказки», Эллен Хоун, Лора Лэйн
Пока «авторки» и «редакторки» все еще продолжают ассоциироваться с не вполне реальными людьми, им приходится отстаивать право быть услышанными и воспринятыми всерьез. Комикессы Лора Лейн и Эллен Хоун весьма ответственно подошли к своей миссии — они предложили новое прочтение известных сказок, поднимая вопросы гендера, расизма, личного пространства и многие другие. Получилось ли забавно — решать слушателю, но такой эксперимент «авторок» точно можно назвать важным и злободневным.
Читайте также:
«Пиранези» Сюзанны Кларк: интеллектуальный роман с отсылками к Платону и Лавкрафту
Сюзанна Кларк известна объемным романом «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» про английскую магию — обманчиво безобидную и домашнюю, как если бы ее практиковали мисс Марпл и королева Елизавета. Ее новая книга «Пиранези» совсем иная. Ни следа уютности, напротив — чистая холодная интеллектуальность, поданная как роман-загадка.