Найти тему

Умение играть пригодится в жизни

В жизни без театра никуда
В жизни без театра никуда

Из историй о советском детстве 70-х.

Однажды руководитель нашей студии, Александр Ивлев, был с бодуна и сильно хотел курить. Но отлучаться нельзя, шла репетиция. Тогда он дал денег Сергею, старшему подростку из нас, и попросил сбегать за сигаретами. Тот возразил:

— Мне 16 лет, не дадут.

Александр остановил репетицию и нахмурился:

— Вот вы говорите, что искусство в жизни не пригодится. Ну-ка, подойди ко мне.

Сергей подошел к мужчине. Тот подозвал гримера, наклеил на лицо подростка несколько морщин, гримом затемнил крылья носа и скулы, одел шляпу и очки. Подал зеркало.

— Сколько теперь тебе лет?

— Не менее 25, — удивился Сергей.

— Ну вот и дуй в магазин. И нет, пива не покупай, только минералку.

Пока Сергей бегал в магазин, Александр продолжил:

— Эмпатия, умение понять другого человека и сыграть его в жизни очень полезно. Жизнь — хитросплетение человеческих взаимоотношений и тот, кто в них разбирается, никогда не пропадет.

— Вам это помогло? — с недоверием спросил один из нас.

— Я и не стремился, — парировал руководитель. — Но, бывало, зарабатывал искусством. — Он подогнул одну ногу и привязал ее шарфом к поясу так, что со стороны казалось, что дальше колена конечности нет. Взял из реквизита костыли. Накинул длинное пальто. Протянул руку, протянул и сказал дрожащим голосом:

— Подайте Христа ради сироте-инвалиду! — Он усмехнулся. — Бывало, на Московском вокзале в день до десятки зашибал!

— Так вас узнают! — сказал я.

Александр быстро приклеил усы и бородку, провел тушью несколько полос по лицу, как будто в саже вывалялся:

— А так?

— Так не узнают, — согласился я. — А что не зарабатывали, милиция, наверное, мешала?

Александр развязал ногу и стер грим. Вернулся Сергей, протянул ему сигареты и сдачу. Руководитель сунул в рот сигарету, но не зажег.

— И да, и нет. На вокзале у нищих мафия, чужих не пускают. Сами не наезжают, сдают милиции. А те своих не трогают, видимо в доле. К церкви даже не подходи, сломают ногу по-настоящему. Хлебные места, в других мало подают и гоняют. Но это как пример. Умение играть, перевоплощаться полезно всегда. Ну-ка, Олег и Сергей, изобразите мне гопников.

Я одел кепку, приосанился, взял сигарету у мужчины, сунул себе в рот. Вместе с Сергеем обошли Александра с двух сторон. Я сплюнул на пол:

— Папаша, слышь, мелочишки на пивко не найдется?

— Чё вылупился? — добавил Сергей, обходя «папашу» с другой стороны. — Выручи по-братски!

Александр усмехнулся, и в упор посмотрел на него:

— Тебе это надо?

— Ты, чё, пацанов не уважаешь? — взвился я.

— Уважаю тех, кто за базаром следит, — ответил Александр. — Вчера Сашку Жало допрашивали за беспредел по району. Свидетелями пойдете?

— Да кто ты такой?! — повысил голос Сергей.

Александр сунул руку за пазуху и тут же ее вытащил, как будто передумал.

— Если скажу, придется с вами разбираться в другом месте. Идите и передайте Жалу, чтобы фраеров в этот переулок не присылал. — Он развернулся, и, не оборачиваясь, ушел.

— И вы думаете, мы, то есть гопники, не пойдут за ним? — спросил я.

— Не рискнут. Я сыграл то ли кого-то их круга, то ли милицию. В любом случае, будут неприятности. Зачем им связываться, проще найти другую жертву.

— Но в тюрьме вы такое не сыграете. Вмиг разоблачат.

— Я не утверждаю, что умение играть выручит вас в любой ситуации. Но то, что оно вам поможет в жизни, уверен. Вот ты, Олег, за девушкой ухаживал?

— Еще чего! Зачем это мне?

— Затем, что и другим: чтобы создать семью и жить счастливо. И если ты не выбираешь, выберут тебя. Это неизбежность. Поэтому лучше процесс брать в свои руки. Конкретно у тебя с девушками не получается, потому что ты ни то, ни сё. Девушки знакомятся с прицелом на свадьбу, им нужна надежная опора. И, если хочешь закадрить девушку, должен дать ей то, чего она хочет. Таня, — он подозвал племянницу, — ты идешь со школы домой. Олег пытается со тобой познакомиться. Начали.

Я расстегнул две верхние пуговицы рубашки, небрежной походкой подвалил к Тане:

— Девушка, не подскажете, как пройти на площадь Ленина?

— Прямо и на проспекте налево, — ответила «незнакомка» и отвернулась.

— Стоп! — Александр поднял руку. — Все неправильно. Вопрос означает неуверенность. Вам скажут направление, но знакомства вы не добьетесь. И что за походка «пацанчика на районе»? Что за небрежность в одежде? Если хочешь добиться ответа, должен быть опрятным и уверенным в себе. Повторяем.

— Девушка, извините, вас не Наташа зовут?

Таня удивленно оборачивается ко мне.

— Ой, извините, вы так похожи на мою подругу Наташу, но красивее. А как вас зовут?

— Меня так просто не зовут, — усмехнулась Таня. — Извините, я занята.

— Чуть лучше, — заметил Александр. — Комплимент — прекрасное начало разговора. Но ты сделал как минимум две ошибки. Первое: упомянул какую-то подругу. Зачем?

— Ну… — протянул я. — Что у меня нет проблем с девушками.

— Глупо. Если у тебя уже есть подружка, зачем тебе еще одна? Выбрал цель — добивайся ее, ты не девушка, которой нужен широкий выбор. Второе. Ты начал приставать к девушке с вопросами, ничего не сказав о себе.

— Так она занята.

— Хорошая девушка всегда занята. И тебе придется напористо ее отвоевывать, а она будет отбиваться, чтобы оценить тебя. Это инстинкт. Еще одна попытка.

Я поправил одежду, вырвал листок из тетрадки, сделал два «билета».

— Девушка, можно вас на секундочку?

Таня остановилась и повернулась ко мне.

— Я Олег, у меня два билета в театр на постановку «Слуга двух господ», гастроли московского театра, единственный вечер, получил за отличную учебу. Я загадал, что приглашу первую девушку, которая пройдет по этой улице. Как здорово, что это оказалась вы!

— Почему? — удивилась Таня.

— Вы удивительно красивы! Я даже оробел, чуть вас не упустил.

— А когда начало? — спросила Таня.

— Через два часа.

— Я не успею собраться. Да и занята.

— Жаль, — я вздохнул. — Но тогда и я не пойду, провожу вас до дома.

— Зачем? — не поняла девушка.

— Чтобы узнать ваш адрес. Я буду идиотом, если упущу такой шанс!

— Стоп! — прервал наш диалог Александр. — Хорошо, но очень уж наигранно и слащаво, как в оперетте. Вы не в Париже, вы в Рубцовске. Большинство девушек отошьет вас на первой фразе. Но продолжать не будем, у нас не клуб знакомств. — Он улыбнулся. — Но, думаю, все поняли, что умение держаться, играть всегда пригодится в жизни.

В самом деле, театральные уроки помогли мне в жизни. Ты учишься играть и понимать игру других. Да и полезно для общего развития.

Буду благодарен комментариям и критике. Это нужно мне для выхода книги "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.