Из историй о советском детстве 70-х.
Однажды руководитель нашей студии, Александр Ивлев, был с бодуна и сильно хотел курить. Но отлучаться нельзя, шла репетиция. Тогда он дал денег Сергею, старшему подростку из нас, и попросил сбегать за сигаретами. Тот возразил:
— Мне 16 лет, не дадут.
Александр остановил репетицию и нахмурился:
— Вот вы говорите, что искусство в жизни не пригодится. Ну-ка, подойди ко мне.
Сергей подошел к мужчине. Тот подозвал гримера, наклеил на лицо подростка несколько морщин, гримом затемнил крылья носа и скулы, одел шляпу и очки. Подал зеркало.
— Сколько теперь тебе лет?
— Не менее 25, — удивился Сергей.
— Ну вот и дуй в магазин. И нет, пива не покупай, только минералку.
Пока Сергей бегал в магазин, Александр продолжил:
— Эмпатия, умение понять другого человека и сыграть его в жизни очень полезно. Жизнь — хитросплетение человеческих взаимоотношений и тот, кто в них разбирается, никогда не пропадет.
— Вам это помогло? — с недоверием спросил один из нас.
— Я и не стремился, — парировал руководитель. — Но, бывало, зарабатывал искусством. — Он подогнул одну ногу и привязал ее шарфом к поясу так, что со стороны казалось, что дальше колена конечности нет. Взял из реквизита костыли. Накинул длинное пальто. Протянул руку, протянул и сказал дрожащим голосом:
— Подайте Христа ради сироте-инвалиду! — Он усмехнулся. — Бывало, на Московском вокзале в день до десятки зашибал!
— Так вас узнают! — сказал я.
Александр быстро приклеил усы и бородку, провел тушью несколько полос по лицу, как будто в саже вывалялся:
— А так?
— Так не узнают, — согласился я. — А что не зарабатывали, милиция, наверное, мешала?
Александр развязал ногу и стер грим. Вернулся Сергей, протянул ему сигареты и сдачу. Руководитель сунул в рот сигарету, но не зажег.
— И да, и нет. На вокзале у нищих мафия, чужих не пускают. Сами не наезжают, сдают милиции. А те своих не трогают, видимо в доле. К церкви даже не подходи, сломают ногу по-настоящему. Хлебные места, в других мало подают и гоняют. Но это как пример. Умение играть, перевоплощаться полезно всегда. Ну-ка, Олег и Сергей, изобразите мне гопников.
Я одел кепку, приосанился, взял сигарету у мужчины, сунул себе в рот. Вместе с Сергеем обошли Александра с двух сторон. Я сплюнул на пол:
— Папаша, слышь, мелочишки на пивко не найдется?
— Чё вылупился? — добавил Сергей, обходя «папашу» с другой стороны. — Выручи по-братски!
Александр усмехнулся, и в упор посмотрел на него:
— Тебе это надо?
— Ты, чё, пацанов не уважаешь? — взвился я.
— Уважаю тех, кто за базаром следит, — ответил Александр. — Вчера Сашку Жало допрашивали за беспредел по району. Свидетелями пойдете?
— Да кто ты такой?! — повысил голос Сергей.
Александр сунул руку за пазуху и тут же ее вытащил, как будто передумал.
— Если скажу, придется с вами разбираться в другом месте. Идите и передайте Жалу, чтобы фраеров в этот переулок не присылал. — Он развернулся, и, не оборачиваясь, ушел.
— И вы думаете, мы, то есть гопники, не пойдут за ним? — спросил я.
— Не рискнут. Я сыграл то ли кого-то их круга, то ли милицию. В любом случае, будут неприятности. Зачем им связываться, проще найти другую жертву.
— Но в тюрьме вы такое не сыграете. Вмиг разоблачат.
— Я не утверждаю, что умение играть выручит вас в любой ситуации. Но то, что оно вам поможет в жизни, уверен. Вот ты, Олег, за девушкой ухаживал?
— Еще чего! Зачем это мне?
— Затем, что и другим: чтобы создать семью и жить счастливо. И если ты не выбираешь, выберут тебя. Это неизбежность. Поэтому лучше процесс брать в свои руки. Конкретно у тебя с девушками не получается, потому что ты ни то, ни сё. Девушки знакомятся с прицелом на свадьбу, им нужна надежная опора. И, если хочешь закадрить девушку, должен дать ей то, чего она хочет. Таня, — он подозвал племянницу, — ты идешь со школы домой. Олег пытается со тобой познакомиться. Начали.
Я расстегнул две верхние пуговицы рубашки, небрежной походкой подвалил к Тане:
— Девушка, не подскажете, как пройти на площадь Ленина?
— Прямо и на проспекте налево, — ответила «незнакомка» и отвернулась.
— Стоп! — Александр поднял руку. — Все неправильно. Вопрос означает неуверенность. Вам скажут направление, но знакомства вы не добьетесь. И что за походка «пацанчика на районе»? Что за небрежность в одежде? Если хочешь добиться ответа, должен быть опрятным и уверенным в себе. Повторяем.
— Девушка, извините, вас не Наташа зовут?
Таня удивленно оборачивается ко мне.
— Ой, извините, вы так похожи на мою подругу Наташу, но красивее. А как вас зовут?
— Меня так просто не зовут, — усмехнулась Таня. — Извините, я занята.
— Чуть лучше, — заметил Александр. — Комплимент — прекрасное начало разговора. Но ты сделал как минимум две ошибки. Первое: упомянул какую-то подругу. Зачем?
— Ну… — протянул я. — Что у меня нет проблем с девушками.
— Глупо. Если у тебя уже есть подружка, зачем тебе еще одна? Выбрал цель — добивайся ее, ты не девушка, которой нужен широкий выбор. Второе. Ты начал приставать к девушке с вопросами, ничего не сказав о себе.
— Так она занята.
— Хорошая девушка всегда занята. И тебе придется напористо ее отвоевывать, а она будет отбиваться, чтобы оценить тебя. Это инстинкт. Еще одна попытка.
Я поправил одежду, вырвал листок из тетрадки, сделал два «билета».
— Девушка, можно вас на секундочку?
Таня остановилась и повернулась ко мне.
— Я Олег, у меня два билета в театр на постановку «Слуга двух господ», гастроли московского театра, единственный вечер, получил за отличную учебу. Я загадал, что приглашу первую девушку, которая пройдет по этой улице. Как здорово, что это оказалась вы!
— Почему? — удивилась Таня.
— Вы удивительно красивы! Я даже оробел, чуть вас не упустил.
— А когда начало? — спросила Таня.
— Через два часа.
— Я не успею собраться. Да и занята.
— Жаль, — я вздохнул. — Но тогда и я не пойду, провожу вас до дома.
— Зачем? — не поняла девушка.
— Чтобы узнать ваш адрес. Я буду идиотом, если упущу такой шанс!
— Стоп! — прервал наш диалог Александр. — Хорошо, но очень уж наигранно и слащаво, как в оперетте. Вы не в Париже, вы в Рубцовске. Большинство девушек отошьет вас на первой фразе. Но продолжать не будем, у нас не клуб знакомств. — Он улыбнулся. — Но, думаю, все поняли, что умение держаться, играть всегда пригодится в жизни.
В самом деле, театральные уроки помогли мне в жизни. Ты учишься играть и понимать игру других. Да и полезно для общего развития.
Буду благодарен комментариям и критике. Это нужно мне для выхода книги "Триста историй из советского детства", куда войдут все истории.