4,1K подписчиков

Любовь учителя и ученицы. Её цена. Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер. Лонгрид

692 прочитали
Вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем, потому что любил живопись больше всего, и бороться с этим стремлением было нелегко… В возрасте тридцати лет мне явилась мысль — теперь или никогда

Бросив карьеру юриста, Кандинский с головой уходит в мир живописи. Вначале школа Ашбе, затем со второй попытки Мюнхенская академия художеств.

Николай Зедделер, Дмитрий Кардовский и Василий Кандинский в школе Антона Ашбе. Мюнхен, 1897г
Николай Зедделер, Дмитрий Кардовский и Василий Кандинский в школе Антона Ашбе. Мюнхен, 1897г

В 1901 году Кандинский и его друзья по "цеху" Рольф Ницки, Вальдемар Хеккель и Вильгельм Хьюсген объединились в художественно-творческий союз «Фаланга», который принимал под своё крыло живописцев, стремящихся найти новые пути в искусстве. Тогда же открылась школа, в которой члены "Фаланги" преподавали скульптуру и живопись.

В начале XX века женщины не могли получить фундаментальное высшее образование. Поэтому Габриэль Мюнтер - будущая знаменитая немецкая художница и график, представительница экспрессионизма, но на тот момент выпускница дюссельдорфской частной художественной школы, недавно вернувшаяся после двух лет путешествий по Соединенным Штатам - решила обучаться в "Фаланге". Девушка записалась на два курса: скульптуру ей преподавал Вильгельм Хьюсген, а живопись - Василий Кандинский. Последний поразил её своим преподавательским талантом:

Для меня было совершенно новым художественным впечатлением то, как Кандинский, принципиально иначе, чем все другие преподаватели, все подробно и основательно объяснял и воспринимал меня как сознательно устремленного к своим целям человека, способного ставить перед собой собственные задачи
 Gabriele Münter
Gabriele Münter

В свою очередь Кандинский утверждал, что Габриэль нечему учить, что она и без него талантлива. Ему оставалось лишь пестовать её дар. На почве искусства герои нашей статьи очень сблизились. Вначале учитель и ученица, потом единомышленники, далее друзья и, наконец, любовники. В 25-летней, как он её называл, Элле 36-летнего художника привлекали остроумие и уверенность в себе - та черта, коей не доставало самому Кандинскому.

Летом ученики и преподаватели школы имели традицию выезжать на пленэр в сельскую местность провинциальной Германии. В 1902 году этой местностью стал небольшой баварский городок Кохель - поистине прекрасное место для этюдов и прогулок на велосипедах. Кандинский был только рад компании, которую ему регулярно составляла Габриэль во время этих прогулок на двухколесном "коне".

Идиллию нарушило желание жены Кандинского приехать к нему в Кохель. Да, художник вот уже как 10 лет был женат на своей кузине, которую знал с самого детства, - на Анне Чемякиной. Василий упрашивает Габриэль покинуть Кохель, и она уезжает. В переписке Василий просит Эллу подождать, ведь "время всё расставит по своим местам...".

И оно всё расставило так, что учитель и ученица вновь встретились спустя год в баварском городке Кальмюнц. Любовный треугольник бесповоротно замкнулся. Поначалу Кандинский не решался сообщать жене правду, но Элла всё же настояла на том, чтобы он это сделал. Анна отреагировала вполне спокойно, скандала не было. И всё же художник не спешил с ней разводиться и узаконивать отношения с Габриэль, хотя и обручился с последней.

После обручения пара отправляется в путешествие, где заводят знакомства со многими знаменитыми деятелями искусства. Они побывали в Италии, Голландии, Франции и Тунисе. Время от времени художник встречался в Мюнхене со своей женой и на это время просил Габриэль уезжать из города. Он разрывался между ними двумя. В такие моменты Элла отправлялась в Бонн или Берлин, где навещала своих родных, которые всякий раз старались отговорить её от отношений с русским живописцем. Жизнь порознь заканчивалась, когда пара отправлялась в путешествия. Но общий номер отели давали им далеко не всегда. Это не могло не огорчать обоих.

Летом 1906 года влюбленная пара снимает дом в Париже. Но очень скоро Василий Кандинский понимает, что столица Франции чужда ему. Он решает уехать, но Габриэль наотрез отказывается. Она записалась на курс рисования кистью к Теофилу Штайнлену. Именно в этот момент в Париже Мюнтер наконец находит свой особенный "контурный" стиль.

Габриель Мюнтер. Портрет Василия Кандинского, 1906г
Габриель Мюнтер. Портрет Василия Кандинского, 1906г

Это, несомненно, радовало художницу, но в целом её угнетало её положение: ей 30, и она вот уже как 5 лет везде следует за мужчиной, который всё никак не разведется со своей бывшей. Взгляните, какие грустные глаза были у Габриэль в этот период:

Василий Кандинский. Портрет Габриэлы Мюнтер, 1905г
Василий Кандинский. Портрет Габриэлы Мюнтер, 1905г

А летом 1908 года переломный момент в творчестве случился у Кандинского, дав начало новому этапу - абстракционизму, когда они с Габриэль жили в городке Мурнау в Баварии. Через год они купили там дом и стали жить открыто. Не трудно представить, какой уровень гнетущего осуждения испытывала на себе Мюнтер.

Здесь у двух художников начался плодотворный период в их творчестве. Тогда же наметилось некоторое охлаждение у любовников. Их любовный союз стал перерастать в союз двух людей, каждый из которых был погружен в свою деятельность.

Мурнау сегодня. Источник: Гугл картинки
Мурнау сегодня. Источник: Гугл картинки

Дом стал ещё одним поводом побудить Кандинского узаконить их совместную жизнь. Об этом Элла не переставая думала, даже когда они вместе увлекались разрисовыванием мебели в их новом доме.

К. разрисовал мой шкаф особым образом — мило и забавно. Через среднее отделение проносится синий всадник, а за ним — темная всадница. Он повернулся и машет ей рукой, а она скачет изо всех сил: иногда эта шутка раздражала меня, потому что была абсолютной неправдой — он ни разу не обернулся и никогда так и не сказал «пойдем со мной
Источник: Гугл картинки
Источник: Гугл картинки

У дома был сад, где живописцы пололи грядки, сажали овощи и ягоды.

Живя в Мернау, Кандинский не только писал картины и полол грядки. Он также работал над своим трактатом "О духовном в искусстве", который вышел в 1911 году на немецком языке и имел большой успех. Габриэль же, поглощённая Кандинским и его творчеством, продолжала всё так же страдать. Год за годом глаза её становились всё более грустными.

Габриель Мюнтер. Автопортрет перед мольбертом, 1909г
Габриель Мюнтер. Автопортрет перед мольбертом, 1909г

В 1911 году пара разъехалась. Кандинский с единомышленниками начал работу над альманахом "Синий всадник" и параллельно развелся с женой Анной. Но жениться на Элле не спешил. В том же году Кандинский с друзьями по кисти уходит из "Нового художественного объединения" и создают своё - "Синий всадник". Живописец вспоминал:

Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само

В этот союз вошло 9 художников, в том числе Габриэль, но Кандинский считал: «Синий всадник — это мы двое». И «вторым» был именно Франц Марк, а не Габриэль.

Василий Кандинский. Композиция, 1913г
Василий Кандинский. Композиция, 1913г

Первая мировая война расставила всё по своим местам. Кандинский заканчивает близкие сношения с Эллой и едет в Москву. Мюнтер пишет ему:

Ты изменился. Ты прекрасно знаешь, что обещал в 1903 году. Надо отвечать за свои слова!

Ответ:

Я тебя все время вводил в заблуждение лишь потому, что сам насчет себя заблуждался

И даже тогда точка не была поставлена. Они вновь встретятся в Стокгольме в 1915, куда Мюнтер отправилась, надеясь увидеться со своим кумиром. Не сразу, но Кандинский приезжает. Он работает в ателье у Эллы, усердно пишет, а она, как и всегда, во всём помогает ему.

 Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1913 год
Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1913 год

В 1916 году у них у обоих проходят выставки, и обе успешно. А 16 марта 1916 Василий покидает Стокгольм со словами любви и обещаниями свадьбы. Но больше им не суждено встретиться. Он, 50-летний уже знаменитый художник, едет в Москву, где встречает свою новую любовь - 17-летнюю Нину Андреевскую.

 Слева: Кандинский и Нина Андреевская, 1922 год; справа: Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1916 год.
Слева: Кандинский и Нина Андреевская, 1922 год; справа: Кандинский и Габриэль Мюнтер, 1916 год.

Зимой 1917 года он женится. Мюнтер об этой свадьбе не сообщает… Знакомство с Ниной произошло по телефону, и он сразу же влюбился в её голос. И в тот день он написал свою акварель «Незнакомому голосу». Нина позже отметит в своём дневнике:

Меня удивили его потрясающие голубые глаза…
 Василий Кандинский «К незнакомому голосу», Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду
Василий Кандинский «К незнакомому голосу», Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду
Василий Кандинский и Нина Андреевская. 1916−20 г. г.
Василий Кандинский и Нина Андреевская. 1916−20 г. г.

Долгие годы Габриэль была в неведении. Она не раз пыталась найти его, писала письма, но они не получали ответа. Только по прошествию четырёх лет Кандинский вышел с ней на связь через адвоката. Он хотел вернуть свои личные вещи и картины. Габриэль была сражена таким поворотом событий, она написала ему целых 40 страниц с упреками. Что-то Элла вернула, а часть оставила себе как моральную компенсацию. Искусство художница забросила на долгие 10 лет и стала вести замкнутый образ жизни.

Габриэль Мюнтер
Габриэль Мюнтер

Мюнтер хранила полотна своего учителя и любовника с угрозой для своей жизни - спасала их от нацистов в подвале своего дома. А в 1957 году, на склоне лет, безвозмездно передала картины Василия Кандинского и свой личный архив в дар мюнхенской Городской галерее.

Габриэль Мюнтер жила в Мурнау до самой смерти в 1962 году. Дом, в котором они с Василием Кандинским прожили пять лет, нынче именуется Мюнтерхаус. Местные жители по-прежнему называют его «Русский дом».

Спасибо, что дочитали до конца! Если у меня получилось погрузить вас в жизнь этих двух художников и и прожить эту жизнь с ними, не пожалейте пальца вверх)

Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки , впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

Вам также может быть интересно:

Иногда лучше не знать биографию художника. Гений кисти Константин Маковский и его три любви

Художник, который был не по карману русским коллекционерам. Гений Константина Маковского

Написал картину и был вынужден бежать из страны. Что произошло у Сарджента?

Малоизвестные и малозаметные детали картины "Последний день Помпеи". Рассматриваем вместе