Найти тему
510 подписчиков

Записи деда о жизни после революции 1917 года. Коллективизация. Образование колхозов.

(После смерти деда остались тетради с записями. Разбираю его почерк. Пытаюсь сохранить дословно).

Рукопись деда. Фото автора.
Рукопись деда. Фото автора.

Начало здесь.

Часть шестая. Крестьянские заботы.

Весна приходит, а вместе с ней и заботы о новом урожае: пахать, боронить, сеять. Всё работа крестьянина. Он пока не отсеется - пропадает на своей земле. Пока не уложит зерно в землю - не успокоится. Дальше сенокос. Затем снова страда. Некоторые держат "пары", но и "пары" надо обрабатывать. в летнее время не бывает простой поры, нет и праздников. Это больше весной или осенью после уборки урожая. Тогда уже крестьянин празднует все праздники.

Праздновал и Михаил Васильевич. Весной справил " Едонию" , а осенью -Покров. Когда ранняя Пасха, то и её праздновал. А эту весну, как-то некогда ему было праздники справлять. У него был привезён лес. Его надо ещё обработать.

Пришлось нанимать пильщиков. Нужно было строить амбар.

Опять пошла работа. Двое мужиков пилят лес на тёс, а он с ребятами рубил амбар. Когда тёс был напилен- покрыли им амбар. Стали рубить завозню, а потом и малуху, но это уже после сенокоса доделывали.

Тут сенокос подошёл. Косили все вместе. Сначала одному, а потом другому. Так четыре семьи и косило. Двое племянников и брат, а отец уже четвёртый. На покос брали своих жён и, даже, ребятишек ( у некоторых не с кем было оставить дома). Домой каждый день не ездили. Делали "балаган" , в нём и ночевали. Ребятишки все вместе утром просыпались, сами себе игры организовывали и были заняты ими целыми днями.

Когда кошенина поспевала, то гребли её в кучи, а эти кучи потом лошади возили на волокушах .Ребята постарше садились на коней и ездили-помогали свозить все кучи к зароду, где мужчины мечут стог. Женщины же подскребают остатки после волокуш. Так и идёт сенокос.

Когда пропитание заканчивается, то женщины выезжают домой и привозят всё, что нужно дня на два. Так до самого конца сенокоса. Некоторый раз выезжают в субботу в баню. Вечером, как приедут топят баню- парятся, а утром снова на сенокос едут.

В этот раз косили втроём, т.к. крёстный Павлика женился и уехал жить к тестю - там заготавливал сено. Остались трое хозяев и откосились рано.

У Михаила Васильевича была ещё и домашняя работа. Остался тёс.

Он стал пристраивать отпев - крышу к амбару, завозне и малухе, чтобы дождевая вода не подтекала к основанию строений. Этим самым отпевом отвёл воду дальше. Теперь строительство было почти закончено. Осталось сделать заплоты, но уже не было времени. С уборкой урожая затянул, но , всё же, убрал, а теперь молотьба.

На молотилке был только один барабан. В него совали солому со всем зерном. Приводился в движение он от конной тяги.

Запрягали коней, а мальчишки их гоняли, молотилка работала. Женщины сгребали солому с зерна, а мужчины относили её. Солому делали в скирду . Она шла зимой скоту на корм и настил. Зерно отгребали в сторону лопатами, сеяли на веялке или просто на ветру .Готовое зерно везли в амбар. Так проходила молотьба из года в год. Она доставалась нелегко, но , что поделаешь - не было тогда ещё машин.

Это позже, при колхозах, стали сперва молотилки , а потом и комбайны. Облегчился труд крестьянина-хлебороба.

До этого ещё надо было дожить...

Конец шестой части.

Продолжение здесь.

Если хотите дочитать повесть до конца, то прошу подписаться и ждать продолжения.