Найти тему
Интересная история

Человеческие зоопарки: позорный секрет западного мира, 1900-1958 гг.

Филиппинцы изображены в набедренных повязках, сидящих вместе кругом на Кони-Айленде в Нью-Йорке в начале 20-го века, в то время как толпы американцев наблюдают за ними из-за заграждений.
Филиппинцы изображены в набедренных повязках, сидящих вместе кругом на Кони-Айленде в Нью-Йорке в начале 20-го века, в то время как толпы американцев наблюдают за ними из-за заграждений.

Эти шокирующие редкие фотографии показывают, как так называемые « человеческие зоопарки » по всему миру держали «примитивных туземцев» в вольерах, чтобы жители Запада могли таращиться на них и издеваться над ними. Ужасающие изображения, некоторые из которых были сделаны совсем недавно, в 1958 году, показывают, как с чернокожими и азиатскими людьми жестоко обращались как с экспонатами, привлекающими миллионы туристов.

В конце 19 - начале 20 веков западный мир отчаянно хотел увидеть «диких», «примитивных» людей, описанных исследователями и авантюристами, разведывающими новые земли для колониальной эксплуатации. Чтобы подпитывать безумие, тысячи представителей коренных народов из Африки, Азии и Америки были доставлены в Соединенные Штаты и Европу, часто при сомнительных обстоятельствах, чтобы их можно было выставить на обозрение в условиях квази-неволи в «человеческих зоопарках».

Человеческие зоопарки можно найти в Париже, Гамбурге, Антверпене, Барселоне, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. Карл Хагенбек, торговец дикими животными и будущий предприниматель многих зоопарков в Европе, решил в 1874 году выставить самоанцев и саамов как «чисто естественные» популяции.

В 1876 году он отправил своего сотрудника в Египетский Судан, чтобы тот привез туда диких зверей и нубийцев. Нубийская выставка имела большой успех в Европе и посетила Париж, Лондон и Берлин.

В 1880 году Хагенбек отправил агента в Лабрадор, чтобы обезопасить несколько эскимосов (эскимосов / инуитов) из моравской миссии в Хевроне; эти инуиты выставлялись в его Гамбургском парке развлечений.

Другие этнологические экспозиции включали имитацию поселений египтян и бедуинов. Хагенбек также нанимал агентов для участия в своих этнологических выставках с целью познакомить свою аудиторию с различными способами существования и образами жизни.

-2

Молодая филиппинская девушка изображена сидящей на деревянной скамейке в вольере на Кони-Айленде, Нью-Йорк, на другой ужасающей «выставке» 1906 года.

На Всемирной парижской ярмарке 1878 года и 1889 года была представлена ​​Черная деревня. Всемирная выставка 1889 года, которую посетили 28 миллионов человек, привлекла внимание 400 коренных жителей. Всемирная выставка 1900 года представила знаменитую диораму, живущую на Мадагаскаре, в то время как колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922) и в Париже (1907 и 1931) также представили людей в клетках, часто обнаженных или полуобнаженных.

Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за шесть месяцев ее посетили 34 миллиона человек, в то время как меньшая контр-выставка под названием «Правда о колониях» , организованная Коммунистической партией, привлекла очень мало посетителей. Были также представлены кочевые сенегальские деревни.

В 1904 году апачи и игороты (из Филиппин) были представлены на Всемирной выставке в Сент-Луисе в связи с летними Олимпийскими играми 1904 года. США только что приобрели после испано-американской войны новые территории, такие как Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико, что позволило им «выставить на обозрение» часть коренных жителей.

В 1906 году Мэдисон Грант - светская львица, евгеник, антрополог-любитель и глава Нью-Йоркского зоологического общества - выставила конголезского пигмея Ота Бенга в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке вместе с обезьянами и другими животными.

По указанию Гранта директор зоопарка Уильям Хорнадей поместил выставленную Бенгу в клетку с шимпанзе, затем с орангутангом по имени Дохонг и попугаем и назвал его Недостающим звеном, предполагая, что с точки зрения эволюции африканцы, такие как Бенга, были ближе к обезьяны, чем европейцы. Это вызвало протесты городских священников, но, как сообщается, публика устремилась, чтобы увидеть это.

Бенга стрелял по мишеням из лука, плел шпагат и боролся с орангутангом. Хотя, согласно The New York Times, «немногие выразили явное возражение против вида человека в клетке с обезьянами в качестве компаньонов», споры разгорелись, когда чернокожие священнослужители в городе сильно обиделись. «Мы думаем, что наша раса достаточно депрессивна, если не выставлять ни одного из нас с обезьянами», - сказал преподобный Джеймс Х. Гордон, суперинтендант приюта для сирот Говарда в Бруклине. «Мы думаем, что достойны того, чтобы нас считали людьми с душой». В понедельник, 8 сентября 1906 года, всего через два дня, директора решили закрыть выставку, и можно было увидеть Бенгу, прогуливающегося по территории зоопарка, часто сопровождаемого толпой, «воющей, насмехающейся и кричащей».

-3

Африканская девушка показана на выставке 1958 года в Брюсселе, Бельгия, где была представлена ​​«Деревня Конго», и посетители наблюдали за ней из-за деревянного забора.

В человеческих зоопарках начала 20-го века представители коренных народов столкнулись с рядом проблем. Члены африканских племен были обязаны носить традиционную одежду, предназначенную для экваториальной жары, даже при морозных декабрьских температурах, а филиппинских сельских жителей заставляли снова и снова выполнять сезонный ритуал поедания собак, чтобы шокировать публику. Отсутствие питьевой воды и ужасающие санитарные условия привели к свирепой дизентерии и другим заболеваниям.

В большинстве случаев не было никаких решеток, чтобы удержать тех, кто находится в человеческих зоопарках, от побега, но подавляющему большинству, особенно привезенным с чужих континентов, некуда было идти. Поселившись в ложных «этнических деревнях», коренных жителей попросили выполнять типичные повседневные задачи, демонстрировать «примитивные» навыки, такие как изготовление каменных орудий и ритуалы пантомимы. В некоторых шоу местные исполнители участвовали в фальшивых битвах или испытаниях на прочность.

В конце концов, не было возмущения по поводу порабощения людей, положившего конец человеческим зоопаркам. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне и после нее, время и внимание общественности были отвлечены от легкомыслия в сторону геополитических конфликтов и экономического коллапса. К середине 20-го века телевидение заменило цирки и передвижные «зоопарки» - человеческие или другие - в качестве предпочтительного способа развлечения, а показы коренных жителей для развлечения вышли из моды.

-4

Немецкий зоолог профессор Лутц Хек изображен (слева) со слоном и семьей, которую он привел в Берлинский зоопарк в Германии в 1931 году.

-5

Профессор Лутц Хек, директор Берлинского зоопарка, прибывает в Берлин в 1931 году. С ним - представители африканского племени Сара-Каба, которые вскоре будут выставлены на обозрение. Шарфы над ртами женщин закрывают губные пластины.

-6

Оригинальная подпись: «Каннибалы несут своего хозяина», Всемирная Колумбийская выставка, Чикаго, Иллинойс ». 1893 г.

-7

На этом снимке коренные жители участвуют в стрельбе из лука в 1904 году в Сент-Луисе, штат Миссури, на мероприятии, названном «Выставка дикой Олимпиады».

-8

Мужчины игорот из Филиппин в набедренных повязках и с ручными барабанами танцуют на выставке покупок в Луизиане, 13 ноября 1904 года.

-9

На Всемирной выставке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году, этот макет сенегальской деревни был представлен. Шоу, проводимые в западном мире, были призваны подчеркнуть культурную разницу между европейцами и людьми, которых считали примитивными.

-10

Кайзер Вильгельм II в Германии встречается с эфиопами, стоящими за деревянным забором в Гамбурге, Германия, 1909 год.

-11

Ота Бенга, конголезец, выставленный в нью-йоркском зоопарке Бронкса в 1906 году, был шокирующе назван «недостающим звеном» эволюции. Каждый день к нему приходило более 40 000 человек, и толпа часто насмехалась над ним.

-12

Главный Желтоволосый и его советник стоят перед репликами типи в человеческом зоопарке на Всемирной выставке 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури.

-13

Этот неопознанный африканец был жестоко выставлен в качестве экспоната на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году в Миссури. На обеих фотографиях были нацарапаны слова «недостающее звено».

-14

Ужасное обращение с Ота Бенга (второй слева), конголезцем, «выставленным» в нью-йоркском зоопарке Бронкса в 1906 году, вызвало возмущение, и в конце концов он был освобожден. Но шесть лет спустя он трагически покончил с собой, не сумев ассимилироваться в американской жизни.

-15

На фотографии с грубым названием «Встреча крайностей - выставка цивилизованных и диких людей, наблюдающих за спасателями» изображена сцена с Всемирной выставки в Сент-Луисе 1904 года, где туристы наблюдают за людьми, которых считают «примитивными».

Этот ребенок-эскимос, изображенный с собакой, родился на Всемирной выставке в Чикаго и изображен после того, как его перевезли на Всемирную выставку в Сент-Луис в 1904 году.

-16

Недалеко от филиппинской выставки на Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 года герой апачей Джеронимо (на фото) позировал туристам и давал автографы. Джеронимо и несколько других вождей коренных американцев также были «выставлены на обозрение» на мероприятии.

-17

Египетская танцовщица на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго, штат Иллинойс, США, около 1893 года.

-18

Ота Бенга, конголезец, в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке, 1906 год.

На фотографии с головой и плечами изображен мужчина в головном уборе и платье туземца на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго, штат Иллинойс, примерно в 1893 году.

Даже дети и младенцы рассматривались как экспонаты в человеческих зоопарках. Этот молодой человек был среди других на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго, штат Иллинойс, примерно в 1891 году.

Человек-конголезец Ота Бенга рассматривался как экспонат, прежде чем возмущение общественности привело к его освобождению. Но шесть лет спустя он трагически покончил с собой, не сумев ассимилироваться в американской жизни.

Африканские выставочные персонажи позируют в Осло, Норвегия, 1914 год.

Неизвестные участники выставки людей в Осло, Норвегия, 1914 год.

Племя конголезских пигмеев танцует на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 году.

(Фото: Библиотека Конгресса / Бундесархив).