Школа, увы, тоже воспитывает))
Хочу я этого или нет, школа воспитывает моих детей. И результат не всегда меня радует, а нивелировать это школьное воздействие получается не всегда.
Объясняю на пальцах.
Что такое воспитание? Простыми словами, это умение существовать в обществе.
Очень грубо, очень приближённо, но речь нынче не о предмете и не о термине, речь о школе)
Умение существовать и подготовка к нему, как процесс.
Я понимаю процесс воспитания, как проминание обстоятельствами человеческой личности.
Не поздоровался - было неловко, чтобы не было неловко, надо здороваться - в следующий раз поздоровался.
Человек меняется в ответ на воздействие среды и реагирует на требования общества, социума.
Поэтому да, нас воспитывает всё и на протяжении всей жизни)
И школа тоже, хотим мы этого или нет.
Мои проблемы как родителя начинаются с того, что воспитательные цели мои и школы тянут ребёнка в разные стороны)
Я хочу вырастить гармоничную, уравновешенную, развитую личность, имеющую моральные опоры в себе, достоинство, высокую самооценку и критическое мышление. Личность, включённую в общество на разных уровнях взаимодействий, умеющую приспособиться к меняющимся условиям, добыть знаний и пропитания. Человека, чьими поступками можно гордиться) Это всё в идеале, конечно) Сферический счастливый и хороший человек) - вот чего бы мне хотелось.
Какие воспитательные цели декларирует школа на разных этапах обучения ребёнка? В основном, что-то про патриотизм и что-то сусально-соборное. Не пишу подробно, потому что скачусь в тотальный негатив)
Если немножко изучить программу и мероприятия, проводимые школой, станет ясно, что целью школьного воспитания устроители всего этого видят не слишком думающих, послушных, здоровых, воспитанных в патриархально-православной традиции граждан, лояльных к власти.
Критически осмыслять мир или логически мыслить в нынешней школе выучиться трудно: учебники и система не дают стройной системы знаний, увы.
Однако, каждодневный и выстроенный школьный быт, скажем так, оказывает на детей куда большее влияние, чем спортивные праздники раз в четверть и православие раз в неделю.
Что отличает нынешнюю школу? Какая главная её характеристика?
Негативная мотивация. Каждый день ребёнка стращают и наказывают оценками.
То есть, попытка добиться результата/цели с помощью наказаний.
Система наказаний в школе развита, как нигде. Только, наверное, в пенитенциарных заведениях наказаний больше, но не факт)
От самых безобидных до самых существенных: замечания, колкости, ироничные высказывания, оскорбления, крики, угрозы, двойки-оценки, давление коллектива, неприятие и травля.
Чему учит отрицательная мотивация? Не-деянию: не кричи, ни высказывайся, не ошибайся, не отсвечивай, не не выполняй домашнее задание и так далее.
Она не мотивирует ученика, например, выполнять домашку или добыть дополнительных знаний. Она не взращивает в нём интерес к предмету или событию, явлению, личности в культуре или науке, нет-нет. Отрицательная мотивация мотивирует его избегать наказания. И он избегнет, поверьте мне.
Избегнет, так и не добравшись до декларируемых целей образования: не научится и половине того, что есть в программе. Потому что у него нет сформированной мотивации со знаком плюс. Позитивной - нет.
Позитивная мотивация формирует желание достичь общей цели педагога и ученика - получить знания и навыки. Но формировать её сложно и тяжело.
К слову, оба моих ребёнка пришли в школу с пониманием, что знания - это хорошо и учиться необходимо, чтобы стать лучше и стать членом общества, стать взрослым. Школа сломала старшую и точит зубы о младшего.
То есть, ученик в школе учится избегать наказания, лгать, выкручиваться и так далее. Он не учится добывать знания! Школа не воспитывает в нём тягу к знаниям, уж простите за этот избитый шаблон.
Кроме того, в школе есть предметы, расточительно тратящие время жизни детей, впустую тратящие самое ценное. Предметы, которые отнимают самое ценное и не дают ничего взамен. Ничего полезного, никаких знаний или навыков. Думаете, дети не осознают, что взрослые, мягко говоря, лукавят, утверждая о необходимости изучения некоторых предметов в школьной программе? О необходимости изучать то, в чём изучать нечего по сути?
Не осознают, что тратят время бесполезно? Зря? Впустую?
Очень даже осознают. И эти предметы снижают для них ценность школьных занятий вообще и уважение к школе и учителям, насаждающим вот это вот - тоже как-то улетучивается.
Нельзя уважать того, кто не до конца честен. Нельзя уважать то, что не полезно.
И эта ситуация тоже воспитывает. Вот только воспитывает она в детях неуважение к образовательной системе вообще, к знаниям, которые эта система всё же и всё ещё пытается детям дать, и это беда.
Короче, подводя итог: цели школьного воспитания направлены не туда, куда я пытаюсь воспитывать своих детей. Вся школьная система воспитывает в детях не только полезное, но и то, что им мешает и будет мешать дальше: понимание наказуемости инициативы, стремление стать незаметным и избегнуть наказания, понимание ненастоящести некоторых происходящих в школе процессов и презрение к некоторой части происходящего.
Чем старше ребёнок, тем всё это заметнее для него.
Понимаете, дети сомневаются, расхождение слов, дел и целей школы с целями детей не может не быть заметным.
У меня ощущение, что... я и дети попали в зыбкий, обманчивый мираж замка фата-морганы: всё такое красивое, воздушно-нарядное, но не очень настоящее)
Вроде бы и про добро, а в то же время как-то не очень)
Вроде бы и в одну сторону воюем, а результат какой-то странный.