Найти тему

Художник, который был не по карману русским коллекционерам. Гений Константина Маковского

Оглавление

В качестве эпиграфа к этой статье возьмём слова, принадлежащие аварскому поэту - Фазу Гамзатовне Алиевой.

Краса ветвей зависит от корней

Царствующих династий в искусстве было совсем немного. Одна из них - династия Маковских. Все стали известными в художественных кругах: и отец Егор Иванович Маковский, и его дети Константин Егорович, Николай Егорович, Александра Егоровна, Владимир Егорович, и даже внуки последнего.

Однако всемирно известным стал лишь Константин (1839-1915).

Константин Егорович Маковский. Автопортрет. 1856
Константин Егорович Маковский. Автопортрет. 1856
Тем, что из меня вышло, я считаю себя обязанным не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу

Константин начал заниматься живописью с четырёх лет. Отец постоянно твердил сыну: "Любуйся и запоминай!". В карманном альбомчике маленького Кости были зарисованы уличные и бытовые сценки, портреты прохожих. Всё, что попадалось на глаза, юный живописец переносил на лист бумаги. Он был поистине талантлив, ибо быстро и предельно точно "схватывал природу" изображаемого.

Его учителями были Скотти, Зарянко и Тропинин. Художественные стиль и манеру последнего Маковский без труда уловил и завладел ими. Копию Маковского с тропининского портрета было не отличить от оригинала.

Ещё учась в "школе", Константин был награждён Академией художеств малой серебряной медалью за карандашный этюд. В Московском училище живописи он стал первым студентом, получившим все достойные награды. Впоследствии продолжил обучение в Академии, и 9 ноября 1863 года Маковский участвовал в скандальном Бунте четырнадцати, которые отказались писать конкурсную картину на тему "скандинавской мифологии" и, как следствие, не получили диплом (про Бунт четырнадцати подробнее можно прочитать здесь). Но несмотря на это, через несколько лет живописец получил звание академика, профессора и действительного члена Академии художеств.

Артель художников, те самые 14. Маковский вальяжно сидит с платком на коленях
Артель художников, те самые 14. Маковский вальяжно сидит с платком на коленях

"Блестящий Костя" , - дали ему прозвище современники. "Мой живописец" , - называл его Александр II. Он был одним из самых модных и дорогих художников. Популярность его портретов можно сравнить только с популярностью морских пейзажей Айвазовского. Большое количество работ Константина Маковского в итоге вошло в частные коллекции.

К слову, поговаривают, что император Александр II впервые посетил выставку передвижников из-за картины Маковского "Обнажённые русалки".

Обнажённые русалки. Маковский
Обнажённые русалки. Маковский

Приношу извинения за цензуру. К сожалению, таковы правила платформы. Если их не соблюдать - статьи банят.

Интересный факт!

Мировая слава Маковского была настолько велика, что именно его американцы пригласили написать первый президентский портрет Теодора Рузвельта.

Правда, сегодня полюбоваться портретом мы не можем, потому как он исчез и до сих пор не найден. Полотно либо оказалось в частной коллекции, что менее вероятно, либо сгорело во время пожара в Белом доме в 1929 году, либо его поместили в запасники из-за обострившихся впоследствии отношений с Россией. Сегодня интерьер Белого дома украшает портрет Рузвельта, выполненный американским художником Джоном Сингером Сарджентом (Написал картину и был вынужден бежать из Франции. Что произошло у Сарджента?).

Не по карману

Вероятно, вы замечали, что в отечественных галереях и музеях картин Маковского почти нет. С чем же это связано?

Всё дело в том, что русским коллекционерам художник оказался не по карману, даже Павлу Третьякову. Так, например, за полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» Маковский требовал 20 000, что было вполне адекватной ценой для этой картины. Однако Третьяков финансово "не потянул", и картина отправилась к американскому ювелиру Шуману за 60 000. Такая цена его ничуть не испугала, напротив, счастью не было предела. Он заказал ещё одно полотно у живописца и начал выпускать в Соединённых штатах открытки с изображениями картин Маковского.

«Боярский свадебный пир в XVII веке». Маковский К.Е.
«Боярский свадебный пир в XVII веке». Маковский К.Е.

«Боярский свадебный пир в XVII веке» имел головокружительный успех. В 1883 году полотно удостоилось Большой золотой медали на Всемирной выставке в Антверпене, а самого художника наградили орденом короля Леопольда.

Другие работы Маковского

Необыкновенно интересным направлением в творчестве живописца был образ "Боярышень" и русских красавиц в национальных костюмах - свыше шестидесяти ярких, насыщенных картин.

Да и вообще, надо сказать, женские портреты удавались Маковскому чрезвычайно удачно. Быть может, всё дело в том, что в течение жизни многие женщины нравились влюбчивому художнику, он имел свойство увлекаться ими (подробнее о личной жизни художника можно прочитать здесь).

Очень известной картиной Маковского считается полотно "Дети, бегущие от грозы".

Дети, бегущие от грозы. 1872
Дети, бегущие от грозы. 1872

Это простой сюжет, взятый из сельской жизни, но полный драматизма. Герои картины напоминают Алёнушку и её брата Иванушку. Детей и природу объединяет тревога перед началом грозы. Состояние окружающего мира на картине переменчиво: свет и тень чередуются, небо переливается синими, серыми, розоватыми, голубыми, жёлтыми и даже зеленовато-изумрудными оттенками. Накренившиеся верхушки растений, развивающиеся волосы и одежда детей, наклонившаяся поза "Алёнушки" - всё изображает порывы ветра.

"Воззвание Минина к нижегородцам" Маковского - самое большое станковое полотно в России, которое живописец писал долгих шесть лет.

Воззвание Минина к нижегородцам. 1890-е
Воззвание Минина к нижегородцам. 1890-е

1880-е годы открыли Маковского как портретиста и создателя исторических картин. На парижской Всемирной выставке в 1889 году Маковский получил Большую золотую медаль за полотна «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Суд Париса» и «Демон и Тамара» (1889).

Приношу извинения за цензуру. К сожалению, таковы правила платформы. Если их не соблюдать - статьи банят.

В советские годы, однако, мода на Маковского сошла. Его объявили "вредным" живописцем, картины убирали в запасники и позднее раздаривали дружественным зарубежным правителям. Несколько картин таким образом достались индонезийскому президенту Сукарно и составили гордость местной государственной картинной галереи и по сей день.

Сам Маковский на склоне лет так отзывался о своём творчестве:

Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх. Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

Вам также может быть интересно:

Иногда лучше не знать биографию художника. Гений кисти Константин Маковский и его три любви

Написал картину и был вынужден бежать из страны. Что произошло у Сарджента?

Сальвадор Дали. 8 поражающих фактов о художнике

Малоизвестные и малозаметные детали картины "Последний день Помпеи". Рассматриваем вместе