Но это ещё не все! Ошарашенные открытием недостаточной правдивости взрослых и потерей веры в их моральную защиту, дети испытали на себе ещё и удар первой волны "информационного цунами".
Это то же можно считать предательством взрослых, которые, как всегда, с благими намерениями развития всего на свете, вывалили на детей то, что мировая культура табуировала во имя грядущих поколений!
Но эту беду ещё можно преодолеть. Тому порукой тот самый культурный опыт человечества, который, слава богу, ещё с нами.
Но в результате всех этих взрослых метаний появляется феномен, которому мои коллеги еще, вероятно, придумают название. У детей возникло очень противоречивое и запутанное понятие о знании. Им кажется, что многое, о чем мы пытаемся рассказывать, уже давно им знакомо.
Они, кажется, обо всем уже слышали, но мало что знают о том, что слышали. Они на всё уже успели посмотреть, так и не научившись видеть.
Возникает эффект «поверхностного восприятия реальности». Он словно отменяет сложившуюся традицию пошагового осознания. Возникает своеобразная иллюзия, что можно понять все сразу. Без усилий. Полистал книгу и знаешь о чем она. Пробежал глазами аннотацию – знаешь, о чем кино. Роман – в пересказе! Поэма в пересказе! Краткое содержание всего! Простые объяснения. История всего в одной главе, ну ладно, в одной книге. Ответы на все вопросы сразу! Это всё во многом упростило жизнь детям, в то же время привело их к очень опасной грани-отрицанию необходимости самостоятельного познания мира. Удивление из двигателя развития человечества превратилось в ментальный рудимент. Дети не знают этого, они просто проживают в изменившемся пространстве, которое перестало совпадать с пространством родителей, и тем более бабушек и дедушек. Межпоколенные связи натянулись, как швартовые во время шторма, ещё каким-то чудом удерживая пространство детства у семейного причала. Эта ситуация видится взрослыми очень по - разному. Но проблема "отцов и детей", похоже, вновь набирает остроту. Разница лишь в том, что прошлые поколения опережали "отцов" в глубине понимания и я очень боюсь, что бы нынешнее ни поразило нас глубиной непонимания.
Знаю, что это не научная трактовка, но я для себя определил воспитание как - научение восторгаться таинством! Неужели мы разучились это делать сами? Неужели не можем научить этому детей? Неужели этот эффект «поверхностного скольжения» станет основным продуктом информационной революции.
Думаю, что нет! И мы обязательно поговорим об этом!
С.Панченко