198 подписчиков

«Клан Сопрано» шедевр на все времена

У нас, маленьких людей, соприкасающихся с Искусством, есть свой идеал.

Читать оригинал

Слушайте наш подкаст о кино где удобно , даже на Youtube

У нас, маленьких людей, соприкасающихся с Искусством, есть свой идеал. Музыкант, играющий в привокзальном кафе, плачет от Элвиса Пресли; райтер, пишущий отзывы о пылесосах, мечтает написать хоть строчку, равную строчке из «Гарри Поттера». У меня же, строчащего матерные рецензии на задевшие киношки, тоже такой есть – «Клан Сопрано».

Мне даже как-то стыдно упоминать «Клан Сопрано», как писал Пушкин, моим «грешным языком». «Сопрано» идеален во всём: он великолепен сценарно, технически, актёрски, музыкально – там буквально сошлись все звёзды.

Если кто, к своему стыду, не успел посмотреть «Клан Сопрано» – бросайте работу, жену, детей и бегите смотреть. Но если вы по какой-то причине не следуете моему совету, коротко расскажу о сюжете. Действие сериала происходит в Нью-Джерси и рассказывает о современной итало-американской мафии. Сериал показывает несколько лет жизни криминального авторитета, а затем и главы мафиозной семьи ДиМео Тони Сопрано. При этом само название «Клан Сопрано» (в оригинале “The Sopranos”) является фактически игрой слов, потому что рассказ идёт как о «семье» в смысле криминальной структуре, так и о настоящей семье самого Тони.

У нас, маленьких людей, соприкасающихся с Искусством, есть свой идеал.-2

А что здесь происходит?

В начале сериала в «семье» происходят волнения: действующий босс Джеки Април болен раком и фактически находится на грани смерти. Вопреки устоявшимся стереотипам, никто из его капо (среди которых находится Тони) не стремится занять руководящую должность. Кроме того, Тони испытывает трудности и в своей семье — его доводит пожилая сварливая мать. На фоне всех проблем он начинает периодически терять сознание, что приводит его к необходимости посещать психиатра, где он будет разбирать происходящие в его жизни события.

«Клан Сопрано» велик, прежде всего, тем, что разрушает стереотипы, устоявшиеся в американской культуре благодаря золотому фонду кино: «Крёстному отцу», «Славным парням» и т.д. В этом смысле сериал делает то, что когда-то сделал Тарантино в «Криминальном чтиве»: берёт устоявшийся стереотип о роскошных мафиози в дорогих костюмах и погружает его в обычные бытовые ситуации («А знаешь, как в Париже называют четвертьфунтовый чизбургер? «Роял чизбургер»). Создатель сериала Дэвид Чейз показывает мафиози обычными людьми: мелочными, трусливыми, жадными, но при этом дико обаятельными. В каком-то смысле «Клан Сопрано» – это анти-Крёстный отец, иногда напрямую: друзья консильери Сильвио Данте любят его за пародии на Майкла Корлеоне. Но это не единственные стереотипы, которые уничтожает сериал: перечислить их все не хватит места на сайте. Приведу лишь пару примеров. В одной из серий местный священник (обычно образ мудрого, заботливого старца) на деле оказывается манипулятором, заигрывающим с жёнами мафиози. В другой серии Тони с компаньонами отправляется в Италию, чтобы увидеть ту самую, классическую мафию, но, прибыв туда, выясняют, что местная «семья» управляется женщиной (что является нарушением всех устоявшихся канонов ультраконсервативной структуры).

«Клан Сопрано» – это энциклопедия современной жизни. Сериал затрагивает безумное количество тем: криминал, политика, любовь, брак, измена, верность, предательство, наркомания, семейные отношения, лидерство и многое другое. Отдельных похвальных слов заслуживают доктор Мелфи и сюжетная линия про психологические сеансы Тони. В них Тони раскрывает себя как персонажа и раскрывает видение мира людей, стоящих по ту сторону закона. Эти сеансы были настолько профессионально написаны и сняты, что Американская ассоциация психоаналитиков вручила сериалу награду «За художественное изображение психоанализа и психотерапии», а также исполнительнице роли доктора Мелфи, Лоррейн Бракко — «За создание самого доверительного и убедительного образа психоаналитика на телевидении и в кино».

«Клан Сопрано» актуален даже сейчас, спустя почти 15 лет после своего окончания. Например, если говорить о популярной нынче теме гомосексуальных отношений, то сериал умудряется раскрыть её с интересной, взрослой стороны – в отличие от сегодняшних однобоких историй, где бедных геев унижают со всех сторон. По сюжету Тони узнаёт, что один из его капо – гей, что вызывает волну негодования в среде маскулинных бандосов. При этом самому Тони на это, по сути, насрать («Будем честны, это далеко не первый случай», – заявляет его консильери), ведь мафиози-гомосексуалист – перспективный и трудолюбивый работник, приносящий самый толстый конверт. Однако здесь даже могущественный руководитель влиятельной группировки становится заложником стереотипов, которые не позволяют ему вернуть верного члена банды в дело.

Актёрская семья

Нельзя обойти вниманием актёрскую игру. На моей памяти не было более удачного актёрского коллектива где-либо, в кино или сериале. Актёры до сих пор рассказывают о той тёплой атмосфере, которая царила на площадке, и о том, с какой любовью создавалась каждая серия. И сейчас, спустя много лет, актёры стали настоящими друзьями. Чтобы оценить их взаимоотношения, включите подкаст «Talking Sopranos».

Каждый актёр (как основной каст, так и второстепенные и эпизодические персонажи) не только идеально вписывается в свою роль, но и максимально убедительно отыгрывает. Мафиози (для достоверности Дэвид Чейз набирал на роли итальянцев только актёров с итальянскими корнями) экспрессивны, крикливы и размахивают руками в лучших традициях стереотипов. Отдельное спасибо за уважительное отношение к русским персонажам (которых тоже отыгрывают исключительно русские актёры): здесь они не тупорылые шкафы (привет, Нолан), а живые, интересные персонажи. Серия про пропавшего русского, поставленная Стивом Бушеми, до сих пор считается лучшей в сериале.

У нас, маленьких людей, соприкасающихся с Искусством, есть свой идеал.-3

Однако лучший из лучших – это, конечно, исполнитель главной роли Тони Сопрано, великий Джеймс Гандольфини, к сожалению, ныне почивший. Гандольфини создаёт магически притягательный образ главы мафиозной семьи. Причем образ далеко не однозначный: Тони – лжец, патологический изменник и блядун, игроман и завистник, жестокий, подверженный приступам гнева бандит. В то же время он умный и расчётливый лидер, стратег, любящий муж (парадоксально), отец и верный друг (временами). Однако всё это время он фантастически обаятелен: какую бы низость и подлость он ни совершал, зритель всегда ему сопереживает.

Написано пером

Ещё одна грань бриллианта под названием «Клан Сопрано» – это сюжет. Создатели на полную катушку используют формат сериала, позволяющий максимально раскрыть каждую деталь повествования, персонажей и их взаимоотношения. В сценарии нет «забытых чеховских ружей», повешенных на стену и так и не выстреливших. Такое «ружьё» может быть повешено, например, во втором сезоне, а выстрелить в пятом. Взаимоотношения двух персонажей могут складываться на протяжении нескольких сезонов, обрастать деталями, чтобы в итоге привести к некой кульминации.

Даже сценарий сериала является подрывом устоев. Например, одна из линий второго сезона посвящена тому, что член семьи ДиМео становится стукачом и сливает информацию в полицию. Как такая банальная сюжетная ветка строилась бы в другом произведении? Босс/руководитель структуры (криминальной, корпоративной, шпионской) узнаёт, что в его банде (компании, подразделении) происходит слив информации, после чего долго, по крупицам, собирает информацию, чтобы в конце (фильма/сериала/книги) публично разоблачить предателя. В «Сопрано» же всё строится наоборот. Тони в первой же серии проверяет информацию о предателе и всё понимает, после чего просто ЗАБИВАЕТ на проблему, потому что ему, в соответствии с традициями, придётся принимать очень жёсткое решение. И лишь в конце сезона, когда Тони испытывает галлюцинации из-за пищевого отравления, его подсознание подсказывает ему, что данную проблему больше нельзя игнорировать.

Обычно создатели сериалов относятся спустя рукава к главному правилу кинематографа – «показывай, а не рассказывай». Действительно, зачем запариваться над каждой серией, нам ещё сто таких надо отснять. В «Сопрано» другой подход. Картинка так же рассказывает историю, как диалоги и события. В каждой сцене сериала важны детали, жесты, взгляды. Знаменитый последний эпизод последнего сезона, в целом, строится на подсказках из предыдущих серий. Но я приведу другой пример. По сюжету один из мафиози узнаёт, что его жена стучит в ФБР. Он прекрасно знает правила игры и понимает, что его ждет. Альтернатива – уйти в программу защиты свидетелей со своей женой. Он соглашается, но перед этим решает проветриться и купить сигарет на заправке, где происходит сцена, полностью переворачивающая ход сюжета. На заправке мафиози наблюдает за реднеком, обвешанным детьми и сопровождаемым криками его жены. Сцена проходит без слов, но зритель вместе с героем понимает, что такая же жизнь ждёт и его самого, и что мафиози, привыкший к роскошной жизни, ни за что на такое не пойдет.

Финальной вишенкой на торте сюжета становится юмор. Он так же многогранен, как и сценарий: от грубоватых бандитских пошутеек («Я знаю много признаков гея, но главный из них – член во рту!») до тонкой кинематографической иронии.

У нас, маленьких людей, соприкасающихся с Искусством, есть свой идеал.-4

Наследие

Во всех интервью участники сериала отмечают, что никто из создателей и актёров не представлял, каким успехом в итоге обернётся «Клан Сопрано». Однако сейчас можно смело заявить, что сериал был просто обречён на зрительскую любовь: талантливые создатели, великолепный актёрский состав, внимание к деталям, взрослый взгляд на вечные, при этом злободневные, темы, – всё привело к созданию выдающегося произведения, шедевра на все времена. В первый раз я посмотрел «Сопрано» в университете, и с тех пор стабильно пересматриваю его каждые два-три года, всякий раз открывая для себя что-то новое. Как я сказал в начале, если вы по какой-то причине не посмотрели его, начните прямо сейчас, если смотрели – включите снова, и «Сопрано» заиграют для вас новыми красками.

Что приводит к кинематографическому оргазму:

  • всё, каждая сцена, каждая деталь

Что приводит к кинематографической импотенции:

  • да о чём речь, сериал идеален

Другие материалы редакции:

Бриджертоны

В первой серии

Бывшая с того света