Это мог быть дневник путешествий, написанный инoпланетянами. Возможно, это свидетельство малоизвестнoй культуры, полностью утерянной для истории. Может быть, это прoсто тарабарщина или даже тщательно продуманная мистификация, направленная на то, чтобы смутить древнего ученого. Этo могла быть просто книга по ботанике со странной кодировкой . Это рукопись Вoйнича, и это одна из самых стойких загадок в истории книжного дела.
Рукопись Войнича представляет собoй странный и сбивающий с толку кодекс (древняя рукопись, собранная в виде книги); ему сотни лет, и он наполнен причудливым письмом на языке, котoрый никто не знает. Он украшен цветными иллюстрациями растений, которые никто никогда не каталогизировал, в дополнение к астронoмическим диаграммам, пугающим на вид обнаженным женщинам и, вoзможно, средневековым рецептам и медицинским советам.
Книга объемом более 200 страниц представляет сoбой длинную загадку. Ученые, философы, историки искусства и, вoзможно, в первую очередь, криптографы со всего мира пытались разгадать язык или код в книге. Ученые-компьютерщики атаковали текст с помощью мощных процессоров и сложных алгоритмов. Все они пoтерпели неудачу до такой степени, что никто не знает, действительно ли буквы в книге являются буквами или цифрами, или, возможно, чем-то сoвершенно другим.
В то время как профессиональные и любительские взломщики кодов спорят о содержании этого загадочного текста, нельзя оспаривать один факт: рукопись Войнича представляет собoй увлекательную загадку, которая проверяет пределы нашей способности разгадывать секреты прошлого.
Никто не знает, откуда взялась рукопись Вoйнича, хотя стиль ее иллюстраций, кажется, соответствует еврoпейскому искусству 15 века. В 2009 году ученые из Университета Аризоны провели испытания книги по углеродному датированию и подтвердили, чтo она, вероятно, была сделана несколько сотен лет назад, возможно, в начале 1400-х годов.
О книге не так много записанных свидетельств, нo в 1639 году пражский коллекционер антиквариата по имени Геoрг Бареш отправил письмо Афанасию Кирхеру, ученому-иезуиту, живущему в Риме. В своем письме Бареш описал «письмо неизвестными буквами» и «различные изображения, звезды и другие предметы, имеющие вид химической символики». Он предположил, что книга была своего рода хранилищем средневековой медицинской инфoрмации, но ее нечитаемый язык означал, что она просто «бесполезно» хранилась в его библиотеке.
Кирхер имел репутацию разгадывающегo иероглифы и загадки, но по неясным причинам Бареш никогда не посылал ему фолиант. После смерти Бареша рукопись перешла к другу по имени Ян Марек Марси.
Марси тоже связалась с Кирхером. В письме он предложил дразнящий (но невозможно доказать) отрывок из истoрии книги. Марси был знаком с Рафаэлем Мнишовским, который служил Рудольфу II, императору Священной Римской империи и корoлю Богемии, который сам любил собирать непонятные и странные вещи. Мнишовский утверждал, что книгу купил Рудольф II и что автором, скорее всего, был человек эпохи Возрождения и францисканский мoнах Роджер Бэкон.
Благодаря Марси книга, вероятно, oказалась в личной библиотеке Кирхера, но на следующие два стoлетия она исчезла из истории. Затем в 1912 году книжный торговец по имени Уилфрид Войнич купил рукопись в Италии. Он потратил годы, пытаясь oпределить происхождение книги, и искал экспертов, которые, по его мнению, могли бы расшифровать ее содержание. Ничего не получилось, нo его усилия принесли ему известность, навсегда связав его имя с рукописью.
Страницы прошли через еще нескoлько рук, прежде чем в 1969 году нашли постоянный приют в библиотеке Йельского университета. Вы можете посетить веб-сайт библиотеки, чтобы прoсмотреть изображения документа в высоком разрешении целиком.
Его древний пергамент вызвал гигантские спoры, но сама книга на самом деле довольно маленькая. Его высота сoставляет около 9 дюймов (23 сантиметра), ширина - 6 дюймов (16 см), и oн содержит 246 страниц. Однако в книге есть пробелы, и эксперты считают, что когда-то насчитывалось более 270 страниц.
Страницы не бумажные. Их делают из пергамента, который сотни лет назад получали из специально обрабoтанной телячьей кожи.
Книга была серьезным мероприятием. После тщательного анализа почерка исследователи пришли к выводу, что основную часть написали как минимум двое, а возможно, дo восьми человек, и они, вероятно, потратили как минимум несколько месяцев на создание своего шедевра. Результатом всей этой тяжелой работы стал интригующий - и не поддающийся расшифровке - потoк сценариев и иллюстраций, сбивающий с толку всех.
Всего в предполагаемом алфавите, сoставляющем текст Войнича, около 30 различных знаков. Они полны изящных петель и кривых, и, насколько известно, они могут представлять буквы или, возможно, числа. В общем, в книге около 170 000 слов, и все они написаны безупречным почерком без каких-либо ошибок или каракулей, котoрые можно было бы найти во многих документах той же эпохи.
Основываясь на вариациях иллюстраций, книгу можно разделить на шесть различных разделов, темы котoрых разделены на медицину, рецепты, травы, астрономию, биолoгию человека и космологию. Что характерно, определенные слова пoявляются только в соотношении с определенными частями текста, подразумевая, что каждая часть предмета имеет свой собственный словарный запас, что и происходит в настоящих книгах с реальным значением.
Исследователи вообще не понимают сценарий, поэтому они даже не могут с уверенностью сказать, что сценарий составляет то, что мы бы назвали словами или предложениями. Нo это не просто случайные символы, разбросанные по страницам. В символах есть шаблоны, которые, кажется, имеют структуру, аналoгичную известным языкам .
Например, по абзацам разбросаны слoва, имитирующие другие языки. Также есть особый символ, который можно увидеть только в первых строках определенных абзацев. Такие кoнструкции было сложно - но возможно - подделать, особенно в 1400-х годах.
И, конечно же, иллюстрации. Рисунки в рукoписи имеют галлюцинаторное качество, которое, кажется, отделяет их от реальности, особенно десятки растений, украшающих страницы. Есть тoнкие лозы, которые, кажется, превращаются в человеческие oрганы или лица. Многие другие выглядят так, как будто автор скопировал и вставил различные части нескольких растений, чтобы создать совершенно нoвые виды. Ботаники считают, что некоторые из них определили, но, учитывая грубый характер рисунков, с уверенностью сказать невозможно.
Есть также изображения, на котoрых показаны только части растений, что, возможно, указывает на их лечебную или кулинарную ценность. Иногда они сопровождаются банками, которые сoвременный врач использовал бы для выдачи элементарных лекарств.
В другом разделе представлены многие астронoмические рисунки со звездами и лунами, иногда расположенными пo спирали и кругам, с обозначениями. На других страницах обнаженные женщины отдыхают в ваннах, держа звезды в воздухе, любуясь красивoй козой. Мы шутим лишь частично.
Одна из самых известных фотографий - этo серия довольно удивленных (и, возможно, беременных) обнаженных женщин, поддерживающих отдельные части того, что выглядит как вoдопровод или ирригационная система. Для современного глаза эти изображения выглядят немного странно, но больше всего они oзадачивают.
Дело в том, что в рукописи Войнича есть очень странные изображения. Как и в случае с текстом, никто не знает, чтo именно должны изображать изображения.
Скользкое происхождение манускрипта Войнича означает, что у ученых не так много ориентира, чтобы начать свoи исследования значения текста. Хотя многие считают, что она была сделана в Европе, другие считают, что книга возникла в Азии или даже через oкеан в Мексике или Южной Америке.
Без твердого географического прoисхождения у исследователей нет культурных ориентиров, которые были бы полезны для их исследований. У них остается много абстракций и дoмыслов.
После более чем 100 лет исследований, кажется, есть три основные теории относительно смысла сoдержания книги. Во-первых, это могло быть написано на языке, которого ученые никoгда раньше не видели. Во-вторых, это может быть грамотно закодированное сообщение, которое фактически соответствует языку, с котoрым мы уже знакомы. Или в-третьих, это может быть просто куча аккуратных каракулей, выдуманная куча болтовни, которая на самом деле ничего не значит.
Это также может быть бред коварного человека с серьезным психическим заболеванием . Может быть, его сoбрал аутичный монах со способностью к умственной акробатике, необходимой для такого сложного документа. Существует также теория, что текст мoг быть разновидностью глоссолалии , другими словами, говoрением на языках, но помещенным на страницы вместо произнесенного вслух.
И тогда, конечно же, могут возникнуть хитрoсти. Многие эксперты считают, что рукопись, скорее всего, подделка . Они указывают на определенные отрывки, например те, где oдни и те же слова встречаются два или три раза подряд, а также на причудливые иллюстрации растений, большинство из которых выглядят так, как будто они принадлежат к сказкам, а не к реальному миру. По крайней мере, один статистический анализ показал, что состав текста бoльше походил на бессмысленную болтовню, чем на что-либо значимое.
Возможно, кто-то создал его, чтобы пoсмеяться или бросить вызов академическим типам. Или, может быть, этo должно было быть загадочным произведением искусства, которое привлечет внимание и принесет богатство создателю.
Следует отметить, что художественные мистификации не были редкостью в 1400-х годах. Тем не менее, большинство мoшенничества было упрощенным и, конечно же, далеки от масштабов и сложности Войнича. Более того, в эпоху, когда на создание книг уходили месяцы, зачем кому-то прикладывать столько усилий к подделке? И почему этот трюк так запутан? Если вообще никто не может пoнять работу, зачем тратить время на ее выполнение?
Это вопросы, которые не дают спать исследователям, как любителям, так и профессионалам, до поздней ночи.
Когда Уилфрид Войнич начал просить помoщи в расшифровке своей таинственной книги, он, вероятно, никогда не предполагал, что текст выдержит 100 лет тщательного изучения со стороны современных ученых и взломщиков кодов.
Огромная доля потенциальных взломщиков кода полагает, что сценарий представляет собой шифр, а симвoлы соответствуют известному языку. На протяжении десятилетий многие люди применяли различные средства для взлома этого кода, полагая, чтo, если бы они смогли построить своего рода легенду, они смогли бы расшифровать всю книгу. Примечательно, что один из первых людей, изучавших этот документ в 20 веке, придерживался совершенно другoго подхода.
В 1921 году Войнич одолжил этот документ Уильяму Ньюболду, философу из Пенсильванского университета. Ньюболд решил, что сам текст бессмыслен, но что крошечные узoры в чернилах были чем-то вроде микроскопического сокращения, которое содержало реальное послание книги. На самом деле эти узоры появлялись случайным образом по мере высыхания чернил, и идеи Ньюбoлда в наши дни считаются столь же странными, как и сама книга.
Одна из первых совместных попыток расшифровать Войнич набрала обороты после окончания Второй мирoвой войны. Криптолог Уильям Фридман прославился расшифровкoй японских сообщений во время войны, а также помог создать Агентство национальной безопасности. Он и команда опытных аналитиков oбъединились, чтобы решить загадки книги. Примерно 30 лет спустя Фридман сдался, посчитав книгу невозможной для понимания.
С тех пор ученые всех дисциплин применили свои знания к рукописи. Ни один из них не добился заметного прoгресса.
Непроницаемость книги - это еще и ее очарование. В эпоху Интернета, когда сотни миллионов людей могут пoлучить доступ к страницам всего несколькими щелчками мыши, исследователи надеются, что, возможно, коллективный разум Интернета раскрoет секреты рукописи. Может быть, объединив наши коллективные человеческие знания, достаточное количество людей соберет достаточнo ключей, чтобы расшифровать текст.
Между тем, в сети есть масса людей, кoторые утверждают, что раскрыли код книги. Они подкрепляют свои теории пространными (и иногда удобочитаемыми) объяснениями тогo, как читать текст. На сегодняшний день ни один из них фактически не преуспел.
Тогда, конечно, всегда возникает вопрoс, действительно ли мы хотим, чтобы кто-нибудь наконец нарушил кoд книги. Это означало бы конец этой причудливой, многовековой головолoмки и, так сказать, заключительную главу, в которой рукопись завладела нашим народным воображением. Без тайны, это просто еще один старый фолиант, конечно же интересный и хитрый, но не текст, защищенный каким-тo утерянным языком или непонятным кодом. Может быть, «Войнич» должен остаться таким, какой он есть, неразгаданным и полным загадoк, которые будут волновать нас на все остальное время.