Мила Новиченкова. Тренды, идеи, размышления
Много читаю и слушаю в поисках новых подсказок о зарождении трендов, примеров, подтверждающих текущие тренды, или просто для расширения кругозора (сейчас модно говорить "насмотренность", но смысл тот же ;). Сегодня вечером слушала онлайн-лекцию стилиста Катерины Пролыгиной о современных тенденциях в моде.
Прежде всего, я обратила внимание на тезис, что пандемия не изменила фундаментальных тенденций в мире моды, которые были до коронавируса. Она их только усилила.
В наших материалах мы говорим о том, что пандемия скорее не изменила фундаментальных ценностей людей. Однако, в некоторых отраслях текущие тренды, все же, поменяли направление. Например, в недвижимости еще в конце 2019 был заметен отказ от дач, сейчас, напротив, пандемия подогрела интерес к загородной недвижимости, прежде всего, дав всем распробовать удаленку.
Но приментельно к индустрии моды вынужденная пауза позволила накопить энергии именно на продолжение трендов.
По словам стилиста:
"Необходимость задуматься о здоровье оздоровила и модную индустрию.
Люди и бренды стали более осознанно задумываться о соотношении цен и ценности. Необходимость ограничения контактов снизила спрос на вечерние платья и повысила спрос на casual-одежду и домашние пижамы".
Fast Fashion отходит на второй план и потребителя больше интересует одежда, которая будет более вечной и прослужит дольше прослужит.
Сами обозначенные тренды не новы, но хочу сохранить для себя ценные комментарии человека, погруженного в модную индустрию.
- Тренд на локальные культуры. Во многих странах (и в России) мода начинает обращаться к творчеству местных народов и своей истории, чтобы получить что-то своё, отличающееся от международной моды, которая под влиянием глобализации стала неразличимо одинаковой во всех странах. С закрытием границ многие дизайнеры, в том числе российские, поехали по стране и начали встраивать в свои работы локальные мотивы. Примеры: дизайнер Ульяна Сергиенко и Елецкое кружево. Грузинский дизайнер, Лада Бокучава.
- Экология. Тренд поддержан огромной проблемой моды - перепроизводством. Люксовый сегмент в попытке обогнать массмаркет вступил на путь Fast Fashion и вместо двух коллекций начал выпускать по 16(!) в год. Сейчас все сутали от лишнего. Потребитель предъявлет запрос на осознанность, люди просят у стилистов помощи разгрузить шкафы от лишней одежды и выбросить лишнее, чтобы оставить себе одну полку самого нужного. Стилисты приходят к клиенту со списком пунктов приема одежды в переработку. Премиальные бренды заявляют об отказе от быстрой моды. Кстати, это значит, что исчезнет необходимость отшивать большие объемы в Китае и, возможно, производство вернется на родину своих брендов, и "Made in Italy", действительно будет из Италии.
- No Gender. Женская мода всегда отражала взаимоотношения женщины с мужчиной. Раньше женщине нужно было быть красивой, чтобы выйти замуж, и она вкладывала в свою внешность. Роли женщины и мужчины начали меняться в 1970-е года. Например, Gucci, который транслирует этот тренд No Gender, берет вдохновение в 70х. Для женщины перестало быть важным быть готовой выйти в свет 24/7. Сейчас господствуют худи и кроссовки на плоской подошве, "прическа без прически", "макияж без макияжа". Одновременно в мужской моде появилось разнообразие, которого не было до этого много лет, т.к. мужчине надо было показывать, что он добытчик, "мужик". Это глобальная тенденция. За год пандемии упали продажи кружевного женского белья, пошли запросы на покупки белья в стиле "бабушкины трусы", женщины искали в Гугле бесшовное бельё.
- Фейерверк. Разнообразие людей. Одним комфортно в Интернете, другие стремятся общаться и гулять, даже несмотря на пандемию, третьи фокусируются на обустройстве дома, им дома прекрасно. В пандемию вырос спрос на работу дизайнеров интерьеров, потому что людям нужно было обустраивать свое пространство, где они теперь находятся подолгу. Одновременно в Нью-Йорке вырос продаж шуб из натурального меха со стороны потребителя, который, все же, хотел выходить из дома.
- Коллаборации. Коллаборируются бренды с похожими позициями, так происходит sharing аудиторий - аудитория доверят своему основному бренду и через коллаборации считывает, что второму бренду тоже может доверять. Яркие коллаборации видны в среде сильных брендов (Radical Chic с Третьяковской галереей, платки с принтами картин; Tegin Fashion House с Пушкинским музеем). Но спикер предлагат и новым брендам продвигать себя в это время тоже через коллаборации, так прямое продвижение бренда "с нуля" потребует слишком больших усилий.
[Моё примечание] Кстати, коллаборациям была посвящена и отдельная сессия недавней АрхМосквы Онлайн 2021 "Ближе, чем кажется. Коллаборации в дизайне и искусстве", в отдельной сессии группы Recycle также упоминалась их коллаборация с Dior по сумкам.
ПОКА "НИГДЕ", а точнее слишком далеко. На мой вопрос, где сейчас место в мире моды у футуристической одежды и одежды со встроенными технологиями, прозвучало однозначное "нигде". Что соответствует реальности и по моим собственным наблюдениям.
Но в комментариях людей очень волновала одежда из переработанного пластика - в частности, ее безопасность длял ношения. Спикер ожидает, что в будущем в модной индустрии появится профессия специалистов, отвечающих за экологичность и перерабатываемость используемых материалов.
Также в комментах в соцсетях сейчас обсуждается вопрос, что все чаще на подиум мужчины выходят в платьях, и звезды одевают детей-мальчиков в предметы одежды, традиционно считающимися женским (пример Хэлли Бэрри). И это, видимо, то, что повлияет на моду раньше, чем технологичная одежда - и будет более заметно, чем печать тканей на 3D принтере и т.п. технические инновации.
ПУТЬ ПЛАТЬЯ. Отдельно хочу сохранить прекрасную находку вебинара - распределение нарядов по соответствию времени по версии историка моды Джеймса Лейвера (James Laver. Книга "Costume and Fashion", 1945). По его мнению, одно и то же платье может быть (источник):
бесстыдным – за 10 лет до своего времени,
неприличным – за 5 лет до своего времени,
смелым – за год до своего времени,
элегантным – в свое время,
старомодным – спустя год после своего времени,
безобразным – спустя 10 лет,
смешным – спустя 20 лет,
забавным – спустя 30 лет,
странным – спустя 50 лет,
очаровательным – спустя 70 лет,
романтичным – спустя 100 лет,
красивым – спустя 150 лет.
Интересно было бы проверить на реальных кейсах. Возможно, с момента ее создания в 1945 году сроки прошли корректировку. И сейчас меня волнует вопрос, применима ли эта "эволюция восприятие вещи" к другим категориям, кроме одежды? Возможно, в адаптированном или сокращенном варианте. Это себе на подумать. //
=======================
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
- Ipsos Flair Russia 2021. Движение вперед. В частности, две близкие статьи по теме: "Женская красота и новое Викторианство" и "Антипотребление, которое приблизила пандемия"