И это правда: Нас правильно учили в советской школе. Уроки литературы в нашем классе почти у всех были любимыми. Учитель часто рассказывал и такое, чего не было в учебниках. Поэтому Чехов, Маяковский и другие представлялись нам с разных сторон. Со своими недостатками, переживаниями и любовями. Поэтому становились нам ещё ближе.
В школе на уроках литературы мы «проходили» творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.
В младших классах учили наизусть стихотворение «Белеет парус одинокий», а в старших
–«На смерть поэта ». Как же сильно поэт сумел передать все свои эмоции, отношение и к Дантесу и, главное, к надменным потомкам. Стихотворение большое, но нам задавали учить только нижеприведённый отрывок.
…А вы, надменные потомки ,
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой, стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
В позапрошлом году мы отдыхали в Кисловодске, и, конечно, побывали на месте дуэли Лермонтова и Мартынова.
А стихотворение Осипа Мандельштама нам не задавали, и его творчество не изучалось тогда.
Но со стихотворением « Мы живём, под собою не чуя страны » встретились позже, после школы.
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина.
Что-то грустно в последнее время…