Учеба
Представим жизнь учителя (впоследствии директора, он же заведующий) Иркутского училища Забайкальской железной дороги в 1906-1917 годах Ивана Васильевича Буренина, представителя мещанского сословия (т.е. из городских жителей).
Иван Васильевич родился в 1879 году в семье православных мещан Бурениных в местечке Вейверы Мариампольского уезда Сувалкской губернии Царства Польского Российской Империи (в настоящее время относится к Литовской республике).
В 1891 году поступил в Вейверскую учительскую семинарию, куда ежегодно принимали 30 студентов. Семинария размещалась в двухэтажном кирпичном здании почтамта, пустовавшем после открытия железной дороги Варшава - Санкт-Петербург . Учебная программа преподавалась на русском языке и включала религию, педагогику, литовский и русский языки, историю, математику, биологию и географию, курсив , музыку и другие предметы.
После трехлетнего обучения, 5 мая 1895 года Иван Васильевич закончил полный курс наук в Вейверской учительской семинарии, в том числе обучившись разведению фруктов и овощей.
Следует отметить, что по информации Министерства народного образования, в начале 1890-х годов преподавание садоводства и огородничества в Вейверской семинарии (создана в 1866 году) представляло собой систематизированный курс ботаники.
Он излагался в течение одного семестра по специально разработанной в гимназии программе. Высокий уровень практической подготовки обеспечивался работой учащихся в опытных учреждениях семинарии – огороде и дендрологическом саду (около 2700 деревьев – один из наиболее крупных, состоящих при семинариях Российской империи садов).
Примечательно, что один из учителей П.Е. Иванов – восприемник (крестный) будущего наркома внутренних дел СССР в 1936-1938гг. Н.И.Ежова.
Начало карьеры учителя
Спустя три месяца после окончания семинарии, 22 августа 1895 года, по приказу начальника Сувалкской учебной дирекции действительного статского советника Чеботарева Иван Васильевич назначен учителем Александровского (д. Александрово Сувалкского уезда) одноклассного училища.
Через год, с 1 сентября 1896 года – учитель Лойкского (д. Лойки Августовского уезда) одноклассного училища, т.е. начальной школы с элементарным курсом, учреждавшимся Министерством народного просвещения с 1869 года в сельской местности (срок обучения не менее 3 лет).
Несмотря на настояния родителей, Иван Васильевич после окончания семинарии не поступил в один из Императорских Российских университетов.
А зря. Диплом об окончании государственного высшего учебного заведения Российской империи давал ему право на:
- табельный чин Х класса – коллежский секретарь (по Табели о рангах равнозначно званию штабс-капитана РИА: ст. 402 Устава о службе об определении Правительства);
- звание личного дворянства получал и сам учитель, и его жена, но не дети, однако за выслугу по прошествии 3-х лет допускалось повышение до чина VIII класса (присвоение потомственного дворянства) – коллежский асессор (капитан РИА) , а через 4 года – чин до VII класса;
- обращение «ваше благородие» (чин Х класса), «ваше высокоблагородие» (чин VIII класса) - так величали учителя в казенном форменном мундире ученики.
Права учителя (без высшего и с высшим педагогическим образованием) в Российской империи
Примечания: 1) "Премия Императора Петра Великого" при Министерстве народного просвещения (учреждена Госсоветом 15.05.1873) за лучшие учебные руководства для средних и низших учебных заведений, а также за книги для народного чтения: 2 больших в 2.000 рублей и 2 малых в 500 рублей. Ежегодно назначалась 1 большая и 1 малая премии за учебные руководства по гимназическому курсу, а 2 другие по очереди: в одном году за учебные руководства по курсам элементарному и реальных училищ, а в другом - за книги для народного чтения; 2) учителя начальных училищ удостаивались звания «личного почетного гражданина». Награждались лица, не достигшие этого звания по чинам (звание давалось по достижению чина IX класса) и не принадлежавшие к сословиям потомственных почетных граждан, личных или потомственных дворян. Звание освобождало учителей из мещан, окончивших учительские семинарии, от уплаты денежных сборов, положенных мещанскому сословию, а также в соответствии с внесенными изменениями в ст. 35 наградных правил от 01.08.1898 лица, получившие звание личного почетного гражданина, могли быть представлены, минуя установленную последовательность, к серебряной шейной медали на Владимирской ленте; 3) орден святого Станислава (3-х степеней), орден святой Анны (4-х степеней), орден Равноапостольного князя Владимира (4-й степеней). С 1900 года одновременно с вручением ордена Владимира 3-й степени учителю предоставлялись права потомственного дворянства. 4) учителей, "обративших на себя внимание в деле народного образования, в том числе священно- и церковнослужителей", удостаивать "по ходатайству надлежащих ведомств, серебряными медалями с надписью "За усердие" на Александровской ленте для ношения на груди" (указ императора от 1850 года); 5) для женщин установлен Мариинский знак отличия беспорочной службы «за долговременное рачительное исполнение обязанностей по службе». Им награждались учительницы, прослужившие от 15 до 20 лет. Прослужившие 25 лет получали знак 1-й степени. Знак отличия беспорочной службы назначался учителям обоих полов за выслугу не менее 40 лет с момента получения 1-го классного чина, за следующие десятилетия службы, а также вышедшим в отставку.
Следует добавить, что учителя нередко брали частные уроки (около 5 руб./час.), что не одобрялось директорами, заведующими школ, гимназий и училищ.
Необходимо учесть, что наиболее низкое жалованье было у учителей земских школ, больше – у учителей гимназий и уездных училищ (еще выше – у преподавателей университетов).
Чуть попозже взглянем на соотношение жалованья учителей и цен.
Наказание за провинности учеников
(лень, невнимание на уроках, брань и драка, неуважение к преподавателям, непосещение уроков и богослужения без уважительной причины, курение и другие )
О учителях, которые не украшали звание педагога, повествуют такие произведения как «Человек в футляре» Антона Чехова, «Мелкий бес» Фёдора Сологуба, «Далекие годы» Константина Паустовского и другие.
В 1864 году отменил телесные наказания в гимназиях и школах «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных…» императора Александра II . Однако, они продолжали практиковаться, особенно в сельских и приходских школах и училищах .
И только после Октябрьской революции 1917 года телесные наказания полностью отменены.
Кроме наказания были и награды для отличившихся учеников в Российской империи:
– грамоты;
– похвальные листы;
– подписанные и скрепленные печатью книги;
– ценные подарки и др.
Благодарю Всех за прочтение статьи!
Продолжение о жизни учителя Российской империи читайте далее.