Найти тему

Ракурс в фотографии

Добрый день, друзья.

Сегодня поговорим о таком понятии как "ракурс".

Проведём "мысленный эксперимент". Предположим, у нас есть 10 фотографов с совершенно одинаковыми фотоаппаратами (в том числе объективы с одинаковым расстоянием). Если мы предложим этим фотографам примерно в одно и то же время сделать фотографии одного и того же объекта, мы получим 10 фотографий, среди которых не будет двух абсолютно одинаковых. Будут похожие, возможно даже - очень похожие. Но не будет одинаковых. Если же мы разрешим использовать объективы с разными фокусными расстояниями, похожих фотографий будет ещё меньше. Почему? Потому что разные люди будут фотографировать один и тот же объект "с разных ракурсов".

Что же такое "ракурс"? Существует несколько определений этого понятия, но чаще всего под "ракурсом" понимают точку и направление съёмки. То есть то, в какой точке пространства был расположен фотоаппарат и куда был направлен объектив.

На что влияет выбор ракурса?

Процесс получения фотографии можно представить как получение двумерного образа трёхмерной сцены. Такой образ называют кадром. То, какие объекты сцены попадают в кадр, их взаимное расположение и относительные размеры как раз и определяются точкой и направлением съёмки, а также фокусным расстоянием объектива, с помощью которого был получен кадр - то есть ракурсом съёмки.

Для того, чтобы получить фотографии объекта, сделанные с одного и того же ракурса, должны совпасть все выше перечисленные параметры. В обычной жизни такое практически невозможно. Во-первых, потому что трудно добиться этого с технической точки зрения (полностью совместить точку и направление съёмки). Во-вторых, что более важно, разные люди видят окружающий мир по-разному и своё видение они передают, в том числе, с помощью выбора ракурса съёмки.

Начинающему фотографу очень важно понимать, что умение выбрать "удачный" ракурс - это один из необходимых навыков, которые нарабатываются только практикой. Почему я взяла слово "удачный" в кавычки? да потому что это понятие очень субъективно и зависит как от того, что хотел передать фотограф, так и от особенностей восприятия каждого зрителя.

А ещё поиски интересных ракурсов - весьма трудозатратный процесс. Для того, чтобы использовать "нижний ракурс" приходится вставать на колени и даже ложиться. А в поисках "верхнего ракурса" - залазить на скамейки, пни, заборы и много куда ещё. Да и просто чтобы осмотреть объект с разных сторон и разных расстояний иногда приходится пройти сотни метров, а то и километры.

В поисках интересного ракурса. Подсмотрено на Красной площади - девушка фотографирует свою подругу на фоне Исторического музея
В поисках интересного ракурса. Подсмотрено на Красной площади - девушка фотографирует свою подругу на фоне Исторического музея

Следует помнить, что ракурс нельзя изменить при постобработке. Максимум, что вы сможете сделать - это "обрезать" края кадра. Но даже этим нельзя полностью имитировать увеличение фокусного расстояния объектива в процессе съёмки.

Можно с помощью графических редакторов имитировать изменение точки съёмки в некоторых пределах. Но чем больше объектов на сцене, чем рельефнее их поверхности - тем менее реальной будет такая имитация.

Пример выбора ракурса

Во время мой недавней прогулки по центру Москвы я забрела в Подколокольный переулок и мне очень захотелось сфотографировать находящуюся там Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях. Улица там очень узкая и ни один из получающихся кадров меня не удовлетворял. Наиболее удачным показался кадр, полученный из въезда во двор на другой стороне улицы.

фокусное расстояние 22 мм
фокусное расстояние 22 мм

Но и здесь есть несколько раздражающих минусов - геометрические искажения и, особенно, провода "перечёркивающие" весь кадр.

Осмотревшись, я увидела что чуть дальше от входа во двор есть крыльцо, на котором кто-то курит. Решив, что раз там можно курить, то фотографировать оттуда мне тоже не запретят - я поднялась на крыльцо и сделала другой кадр.

фокусное расстояние 32 мм
фокусное расстояние 32 мм

Обратите внимание как выровнялись "завалы" - результат более высокой и отдалённой точки съёмки, а также большего фокусного расстояния объектива. А что самое главное - более высокая точка съёмки позволила в значительной степени спрятать эти раздражающие провода. Если бы мне удалось покрутиться на этом крыльце подольше - возможно, удалось бы избавиться от угла дома в левой части кадра. Но толкаться среди курильщиков не хотелось.

Есть такая поговорка - "Волка ноги кормят". То же самое можно сказать и про фотографа. А ещё фотографа кормят глаза, которые должны быть у него ещё и на затылке. Ведь мало видеть объект съёмки - надо ещё и видеть возможные точки съёмки, позволяющие получать хорошие кадры.

Желаю всем удачных снимков!

* Фотография из моего личного архива

Путеводитель по каналу "Записная книжка фотографа"