«Что такое есть Потец?» Смысл самого жуткого отечественного мультфильма

42K прочитали

Мультфильм «Потец» вызывает самые противоречивые чувства при первом просмотре. Да и при всех повторных тоже. В чем же смысл этого непонятного и жуткого творения?

История мультфильма

В основу мультфильма лег текст Александра Введенского. Долгое время считалось, что произведение было написано под впечатлением автора от утраты своего собственного отца. Однако потом появилась информация, что текст был создан за несколько лет до смерти Введенского-старшего.

Александр Введенский, автор текста «Потец»
Александр Введенский, автор текста «Потец»

Работу над творением начали еще в 90-м году, однако тяжелое положение страны и студии в целом привели к тому, что лента была закончена уже после развала Союза. 4 февраля 1993 года картина по ошибке попала на телевидение в детскую ветку вещания. Но мультфильм быстро изъяли.

С тех пор он долгое время лежат в архивах Гостелерадиофонда. В 2018 году группа инициаторов, при поддержке автора сценария Марины Вишневецкой, смогла заполучить ленту. Она была оцифрована и получила цветокоррекцию, а затем выложена в открытый доступ в интернет. С этого момента она и приобрела известность.

Общая суть

Очевидно, что Введенский создавал свой текст под впечатлением либо от приближающейся кончины отца, либо от своих мыслей и представлений на этот счет. Лучше всего смысл понимают те зрители, которые натыкаются на мультфильм после того, как тоже потеряли кого-то из близких родных.

Все роли (Отца и троих сыновей) в мультфильме озвучил советский и российский актер Евгений Стеблов. Он сам подбирал все интонации и манеру речи для каждого персонажа. Итоговая версия мультфильма вызвала у него восторг
Все роли (Отца и троих сыновей) в мультфильме озвучил советский и российский актер Евгений Стеблов. Он сам подбирал все интонации и манеру речи для каждого персонажа. Итоговая версия мультфильма вызвала у него восторг

По интернету гуляют самые разные трактовки. Например, что это аллюзия на развал Союза. На самом деле, текст и мультфильм по нему повествуют только о том, как происходит утрата конкретно отца. Настоящего, близкого, дорогого сердцу, а не того, который «для галочки». Творение открывает глаза на то, как это видит и отец, и его дети.

Детальный анализ

Далее идет объяснение и трактовка ключевых элементов и моментов ленты.

Начало

В начале показан основной процесс отцовства – кормление детей за счет своих собственных ресурсов. Он выхаживает Сынов, как птенцов (потому дети и изображены в виде птиц), отдавая свои силы и знания.

Вишня-маятник символизирует лучшие годы (юность), из которых Отец выжимает все соки (из себя) и жертвует для своих детей (кадр из м/ф)
Вишня-маятник символизирует лучшие годы (юность), из которых Отец выжимает все соки (из себя) и жертвует для своих детей (кадр из м/ф)

Далее Сыны просят поделиться жизненным опытом. Однако Отца волнует лишь ощущение приближающегося конца, о чем он и вещает детям. Но те игнорируют его слова, продолжая уделять внимание своим играм.

Это предчувствие, которое часто посещает стариков. Дети обычно воспринимают это, как ворчание и жалобы для привлечения внимания. Однако уже после смерти начинают вспоминать все подобные высказывания, понимая, что все было не просто так.

Подготовка

Пока Сыны заняты беготней по своим делам, Отец готовится к отходу. В процессе он философствует на тему смерти. Как правило, повседневная рутина никогда не запоминается. Но люди всегда помнят, что они делали, когда скончался их близкий.

Пролог – это жизнь, которую нельзя разменивать на мирские дела. Важно потратить годы на совершенствование души. Об этом и говорит фраза "В прологе главное – Бог" (кадр из м/ф)
Пролог – это жизнь, которую нельзя разменивать на мирские дела. Важно потратить годы на совершенствование души. Об этом и говорит фраза "В прологе главное – Бог" (кадр из м/ф)

После этой сцены показано, как каждый из Сыновей обретают пару, основываясь на своих интересах и ценностях. К моменту кончины Отца они уже не одиноки, у них есть кто-то, похожий на них самих. Здесь смысл вполне понятен.

Финальная пляска Сынов вокруг кровати символизирует, как близкие угасающего человека уделяют ему максимум времени, зная, что скоро уже не смогут этого делать.

Бессмысленные разговоры тоже вполне символичны – попытка наговориться, пока еще можно, приводит к пустым беседам без смысла и толка. «Перед смертью не надышишься» актуально как для уходящего, так и для его близких.

Буря

Плавание в море передает самые последние дни, часы, минуты жизни. Близких захватывает водоворот событий – приготовления, организация похорон и так далее. Это очень тяжелый и непрерывный процесс, который действительно похож на шквал событий

Разговор с подушкой показывает, как личные вещи уходящего начинают ассоциироваться с ним самим (кадр из м/ф)
Разговор с подушкой показывает, как личные вещи уходящего начинают ассоциироваться с ним самим (кадр из м/ф)

Здесь вместе с бурей событий показана и буря эмоций. Процесс вызывает непрерывную смену самых разных чувств. В итоге все они от эмоционального и нервного истощения перетекают в агрессию (возгласы «Огня сюда, огня!» и далее).

Ближе к финалу идет торг. Стремление исполнить последние желания умирающего, лишь бы продлить его существование, отодвинуть свою печаль. Причем исполнение часто неумелое и неэффективное, но надежда на результат все равно есть (после песни Сыны смотрят на подушку в ожидании).

Память

Сцена с Сынами, ползающими по земляному памятнику Отцу, отображает память, мудрость, жизненный опыт. Вся жизнь Отца уместилась в их воспоминания о нем. Они втроем формируют ему памятник из своей памяти. Каждый при этом погружен в свои мысли: один желает скорейшего окончания всего этого, второй готов принять смерть на себя (вместо Отца), а третий и вовсе поглощен мыслями о себе самом.

На протяжении ленты почти все, кроме небес и сцены с уходом покрыто трещинами. Это символизирует хрупкость и уязвимость материального, в отличие от вечного духовного (кадр из м/ф)
На протяжении ленты почти все, кроме небес и сцены с уходом покрыто трещинами. Это символизирует хрупкость и уязвимость материального, в отличие от вечного духовного (кадр из м/ф)

Сцена про дуло («и до чего ж его раздуло») отображает, как уходящий постигает последнюю мудрость – знание того, как выглядит и ощущается смерть. Окружающие же интерпретируют это по-своему. Первый хочет узнать этот опыт, второй считает, что все уходят одинаково, а третий оградился от страха мыслями о другом.

Здесь же отражено, как каждый видит надвигающееся событие через призму своей собственной суеверности. Но в конце, когда Конь исчезает, все сводится к одному суеверию. К одной вере и одному восприятию происходящего. В такие моменты даже самое упертое неверие пошатывается перед надеждой на загробную жизнь и духовный мир.

Отход

Финал отображает именно то, к чему все готовились на протяжении ленты. Уход. Вся суета и мысли Отца сводятся к тому, что теперь уже ничего не изменить. Далее его Сыны будут как-нибудь справляться со всем сами. Сами ковать свою судьбу и идти своим путем, без него. А он может отдохнуть и больше не бояться.

Замирающая на бегу мышь символизирует, что смерть наступает в одно мгновение. Все события, сопровождающие отход Отца, происходят за то время, пока мышь бежит от одной норки к другой, то есть практически мгновенно (кадр из м/ф)
Замирающая на бегу мышь символизирует, что смерть наступает в одно мгновение. Все события, сопровождающие отход Отца, происходят за то время, пока мышь бежит от одной норки к другой, то есть практически мгновенно (кадр из м/ф)

В последние моменты Сыны пытаются остановить надвигающуюся на них стрелку часов в виде рыбы. Но не могут. Символ тоже понятен – как бы близкие ни пытались отсрочить смерть, это невозможно. Она неминуема.

В конце Сыны перестают быть птенцами. Они стали людьми, подобными Отцу. Постаревшими и помутневшими. Это, по мнению авторов и самого Введенского, и есть главный урок, который отделяет ребенка от взрослого – смерть родителей.

Как смерть Бога освобождает человека (согласно Ницше), так и смерть родителя освобождает ребенка от несамостоятельности, от детства, от безрассудства.

Вам могут быть интересны и другие статьи про необычные мультфильмы:

И не забывайте, что у нас есть отдельная папка, где мы собираем отечественные страшные мультики и фильмы:

Пишите свои трактовки мультфильма в комментарии!

И не забывайте подписываться на канал, ставить лайк и делиться ссылками на статьи с друзьями!