Найти в Дзене
Жабкин

Саратовский электротранспорт: что изменилось в 2020 году?

Текст написан пабликом " Трамваи и троллейбусы Саратова "

Ушедший год стал наиболее продуктивным для развития электротранспорта в нашем городе как минимум за последние 12 лет - именно тогда, в 2008-2009 гг., в Саратов прибыли новые вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода, работающие сейчас на 3 маршруте, троллейбусы «Оптима», «Мегаполис» и ЗиУ-682Г.

В марте же 2020 г. в наш город прибыли 10 троллейбусов, работавших ранее в Москве, а в сентябре-октябре - ещё 80 машин. Подчеркнём, что троллейбусы были выведены из эксплуатации в Москве не по причине их технической непригодности, а из-за прекращения работы троллейбуса в Москве как вида транспорта и его замены автобусом и электробусом. Более того, поступившие из Москвы троллейбусы более совершенны технически и находятся в лучшем состоянии, чем большинство старых саратовских машин.

В декабре, после завершения реконструкции Трофимовского путепровода, была возобновлена работа троллейбусного маршрута №7 «Елшанка - пл. Ленина», маршрут №5 начал работу по прежней схеме - «Музейная пл. - ул. Загороднева», а дополнительно был организован маршрут №5а «Музейная пл. - пос. Елшанка». Восстановление маршрутов и запуск одного нового действительно сделало работу троллейбуса более удобной для пассажиров, но интервалы на линии по-прежнему остаются большими и, главным образом, неравномерными.

Начала решаться и другая застарелая проблема электротранспорта - низкие зарплаты сотрудников. С октября были подняты зарплаты водителей трамваев и троллейбусов. Надеемся, что через некоторое время это поможет справиться с нехваткой кадров, однако, по объективным причинам, на это потребуется некоторое время.

-2

Что касается трамвая, то сентябре из федерального бюджета были выделены 330 млн. рублей для реализации первого этапа строительства скоростного трамвая в нашем городе. Организация скоростной линии обсуждается уже не одно десятилетие, и у большинства саратовцев вызывает, как минимум, иронию. Однако разработка проекта линии в 2019 г., проведение конкурса на реализацию первого этапа проекта и выделение денег на него стали первыми практическими шагами в этом направлении с начала 70-х годов. Впрочем, первый этап, запланированный на 2021-2024 гг., подразумевает пока что только прокладку кабельных сетей, строительство новой подстанции и реконструкцию двух старых.
Отметим, что вышеперечисленные изменения были реализованы благодаря участию В.Володина.

Помимо этого, в декабре в своих выступлениях он анонсировал сначала предстоящее восстановление троллейбусного маршрута №9 «Саратов-Энгельс», а затем и поставку из Москвы 30 трамвайных вагонов, имеющих возможность работы по системе многих единиц (т.е., в «двойниках»).

Помимо этого, в сентябре в Кировское трамвайное депо поступил кузов и оборудование нового вагона (модели 71-605РМ13) производства екатеринбургского научно-производственного предприятия «Горизонт».

-3

Последней новостью прошедшего года стало сообщение о том, что в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» одобрена заявка на приобретение для нашего города 24 новых троллейбусов для работы на маршрутах №5 и 15.

В сентябре в нашем городе была введена транспортная карта «Поехали». Тарифное меню этой карты включает пересадочный билет, действующий в течение 90 минут (32 руб.), проездные на различные сроки, вплоть до 30 дней (1350 рублей). Это событие также могло бы приблизить Саратов к другим городам с развитым общественным транспортом, если бы не стоимость проезда: для сравнения, отменённый гражданский проездной билет на трамвай и троллейбус стоил 840 руб. в месяц, а на автобусе в некоторых случаях можно доехать по тому же маршруту, но без пересадок и дешевле - за 23 руб.

Громким событием ушедшего года стал и скандал вокруг трамвайных путей в Мирном переулке. В середине августа представители городской администрации заявили о планах убрать оттуда трамвай и сделать разворотное кольцо в районе Детского парка. Как показал наш опрос, а также другие многочисленные опросы, подавляющему большинству саратовцев такое «новшество» доставило бы лишь дополнительные неудобства. К счастью, разум восторжествовал, и в ситуацию вмешался В.Володин, сказавший о том, что правильно было бы сохранить трамвайные пути в Мирном переулке.

Несмотря на все вышеперечисленное, сохраняются и серьезные проблемы, которые видит каждый пассажир, пользующийся электротранспортом: интервалы движения до сих пор слишком большие, многие маршруты заканчивают свою работу слишком рано, трамвайный подвижной состав морально и технически устарел и долгое время не обслуживался должным образом, трамвайные пути изношены, многочисленные ДТП, да и просто скопления автомобилей на путях мешают движению трамваев. Есть и сторона, невидимая пассажирам: подстанции работают ещё с 70-80-х годов. Помимо их низкой энергоэффективности, они не позволяют выпустить дополнительные трамваи и троллейбусы на некоторые маршруты, а их неправильная работы может приводить к поломкам.

Ещё раз хотелось бы сказать про трамвайные пути: если не будет проведён ремонт хотя бы наиболее проблемных участков с просадками и сильным волнообразным износом, даже поставка трамваев из Москвы не спасёт положение: вагоны быстро придут в негодность, а в скорости движения трамвай по-прежнему будет уступать частным автобусам.

Состояние путей на трамвайном маршруте №9. Фото старое, но ситуация осталась прежней
Состояние путей на трамвайном маршруте №9. Фото старое, но ситуация осталась прежней
-5

В завершение ещё раз повторим: улучшение работы трамваев и троллейбусов должно сопровождаться сокращением полных автобусных маршрутов-дублеров, увеличением выпуска на линии троллейбусов, продлением времени их работы в вечернее время, актуализацией маршрутной сети.

Надеемся, что положительные изменения, начавшиеся в 2020 г., продолжатся и в наступившем году, а остающиеся проблемы электротранспорта продолжат решаться!