Для меня #Донецк это, наверное, прежде всего #Театральнаяплощадь, в архитектурный ансамбль которой входят #здания кинотеатра имени Т. Г. Шевченко (#памятникархитектуры местного значения), института #Донгипрошахт и Донецкого национального академического театра оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко (памятник архитектуры национального значения).
Эта площадь, как символ нашей молодости — моей и маминой. Мама рассказывала, что студенткой она ходила в кинотеатр "Шевченко" не только ради фильмов, но и ради чашечки кофе с коньяком в буфете. Я же возила детей на музыкальные сказки и балеты в #театроперыибалета.
Ребёнком я себя в театре не помню, хотя с детства очень любила балет и пыталась ходить на кончиках пальцев без пуантов, смотрела черно-белые балетные представления по телевизору, в советское время их нередко показывали.
Возили же нас детьми почему-то всё больше в цирк. В старшей школе ездили с классом на концерты, которые проходили во Дворце спорта. Хорошо помню концерт группы "Динамик", лидером которой был Кузьмин. Барыкин, наверное, тоже пел, но воспоминания о нём какие-то смутные. А вот выступления танцевального трио «Экспрессия», под руководством Бориса Моисеева, как сейчас, перед глазами. Не могу, правда, истинную причину — почему запомнились именно их выходы на сцену — определить. Возможно, потому что зажигательно танцевали. Или потому что танцевальные выступления ближе к любимому балету. Но была ещё одна возможная для запоминания причина, которую мы с подругой бурно после концерта обсуждали — танцовщицы были в трусах или без. О том что есть трусики стринги или танга мы, провинциальные школьницы из шахтёрского городка, тогда ещё не слышали и тем более не видели.
Но вернёмся на Театральную площадь.
Здание кинотеатра построено с 1937 по 1939 по проекту архитектора Л.Теплицкого. Главный фасад здания оформлен арочной лоджией высотой в два этажа. В 1968 году кинотеатр был реконструирован по проекту архитектора Альвиана Платоновича Страшнова. До реконструкции имел три зала на 1400 зрителей.
Рядом с кинотеатром имени Т. Г. Шевченко, через Театральный проспект, на месте общежития Донецкого металлургического завода, разрушенного во время Великой отечественной войны, в 1952 году по проекту архитектора Георгия Ивановича Навроцкого (инженер В. В. Кадинцев) построено здание института «Донгипрошахт».
Фасад здания решен в монументальных формах и использует мотивы русского классицизма.
Высота здания — три этажа, межэтажная граница между вторым и третьим этажами ярко выражена.
Фасад здания, выходящий на улицу Артёма, выполнен в виде портика из четырёх колонн, пьедесталы которых облицованы чёрным полированным гранитом. Колонны преодолевают межэтажную границу и приподнимают над ней фронтон. Цоколь здания также облицован чёрным полированным гранитом.
Донгипрошахт, Донецкий государственный институт проектирования шахт основан в 1938 году. Был главным институтом на Украине по разработке проектно-сметной документации на сооружение глубоких шахт.
Через Театральную площадь от кинотеатра им. Шевченко и здания "Донгипрошахт" находится Донецкий театр оперы и балета.
Его открытие изначально было запланировано на 23 февраля 1941 года ко Дню Красной армии, но к этому сроку не успели и дату открытия перенесли на 12 апреля 1941 года, посвятив его Первомаю.
Во время ВОВ часть труппы — кому успели сообщить — была эвакуирована. В эвакуации артисты выступали в госпиталях, на фронте, перед тружениками тыла, а также работали над созданием новых спектаклей.
После захвата в 1941 году немцами Донбасса и областного города #Сталино военная комендатура получила неповреждённое здание музтеатра. Оккупационные власти быстро организовали приём на работу оставшихся в городе артистов, музыкантов, технический персонал и начали подготовку первого спектакля к празднику нового 1942 г. Летом 1942 г. директором и режиссёром театра был назначен ефрейтор танковой дивизии «вермахта» Тони Грашбергер, ранее режиссёр государственной Мюнхенской оперы. Он смог за 11 месяцев сформировать творческий коллектив, обслуживающий технический персонал и поставить 10 новых спектаклей в основном из европейской классики. Гражданское население на спектакли в театр не допускалось. Наряду с творческой работой Тони Грашбергер решал также задачи обеспечения в военных условиях новых постановок спектаклей. Он затребовал у чиновников Третьего Рейха осветительное электрооборудование, сценические костюмы, которые были присланы из Франции, она была также оккупирована гитлеровской Германией, и др.
Все штатные работники театра получали продовольственные карточки, зарплату, а также обязательные пропуски на право хождения по городу в ночное время.
8 сентября 1943 года Красная армия освободила город Сталино. В конце января 1944 года в театр из эвакуации возвратились артисты во главе с режиссёром Александром Здиховским. Уже в сентябре в честь первой годовщины освобождения Донбасса от немецких войск в театре состоялась премьера оперы.
В октябре 1947 года в здании Сталинского театра состоялся суд над военными преступниками гитлеровской Германии, которые за время оккупации Донбасса уничтожили в городе Сталино семьдесят пять тысяч советских граждан. Возмездие настигло фашистов в здании театра, где они проводили свой досуг между расстрелами.
Я никогда раньше не задумывалась, что в любимом театре Донецка немцы развлекались, и судили их тут же. Да... Живёшь в своих иллюзиях и ничего толком не знаешь ни о людях, которые рядом, ни о настоящей сути мест.
Сегодня здание Донецкого театра оперы и балета является памятником архитектуры. В 2013 г. был представлен проект капитального ремонта и реставрации здания театра, но до войны не реставрировали, когда теперь — неизвестно.
Здание театра выполнено в классическом стиле. Зрительный зал и фойе декорированы лепными деталями.
Первоначально зрительный зал был рассчитан на 1300 посадочных мест. В настоящее время — на 976. Над бельэтажем и балконами зрительного зала, а также в отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, поэтов, драматургов и декоративные вазы.
В этом году на новогодних каникулах на "Щелкунчика" не попали, билетов не было. С одной стороны — расстройство, с другой стороны — радость, что в театре аншлаги.
Ведь во время современной войны театр оказался в сложном положении: было полностью прекращено финансирование, артисты по несколько месяцев не получали зарплату, около 70% коллектива покинули театр. Но театр не закрылся, а продолжил работу. 4 октября 2014 года театр открыл новый сезон премьерой — опереттой «Летучая мышь». Чтобы привлечь зрителей, цены на билеты были снижены в два раза. Сразу после начала сезона от сердечного приступа умер директор театра В. И. Рябенький.
7 декабря 2014 года народная артистка России Анна Нетребко
передала 1 млн рублей в помощь театру.
Как пропустить поход в театр, находясь в Донецке? Никак нельзя! 8 января ходили на музыкальную сказку "Двенадцать месяцев". Она совсем другая, не по Маршаку, а по словацкой народной сказке. Может быть, и Маршак писал свои "Двенадцать месяцев", держа в уме словацкую сказку, но общее в них только мачеха, дочь и падчерица, которую послали в зимний лес — нет, не за подснежниками, но за фиалками для колдовства. Было интересно, музыкально, ярко, великолепные декорации на сцене и красивое оформление фойе, перед спектаклем театральная сценка с поздравлением Деда Мороза, много оригинальных фотозон. И много людей, хоть рассада и была через одного. Радуюсь, что театральная жизнь Донецка бурлит!