Найти тему

Зловещий тренд 2021

Оглавление

Традиционно, дизайнеры в начале года в своих блогах рассказывают про пришедшие к нам тренды.

Так вот, в прогнозах природные цвета и сплошной позитив. Для интерьеров главным трендом выступает земляной коричневый и его оттенки. От ржаво-красного до кремово-розового. С ними предлагают сочетать пастельные тона от аквамарина до светло-желтого и акцентировать модными яркими цветами теплой гаммы.

Все это великолепие, при наличии вкуса и опыта, можно успешно использовать.

Примечательно здесь то, что главный в этом году - коричневый далеко не всегда был желанным оттенком в дизайне.

Первое, что можно найти в исторической справке, таки да - коричневый вовсе не цвет, а оттенок. Его не найти между "каждым охотником" и "сидящим фазаном" в радуге или на обычном цветовом круге. Упс!

Дальше - не лучше. Художники средних веков, видевшие "божественность" в чистых и дорогих материалах, подобных пурпуру или ультрамарину, или золоту, коричневый считали «нечистым». И это несмотря на то, что охра - самый распространенный пигмент на поверхности Земли и ею были нарисованы первые рога на стенах древних пещер. А может быть именно поэтому?

В покраске ткани коричневый пигмент тоже являлся наиболее доступным. Можно легко представить какого цвета одежду носила основная масса населения в средневековых городах. У обеспеченных людей того времени в моде был дорогой алый.

Если отмыть картины старых мастеров от потускневшего коричневого лака, под ним открывается неожиданно яркая палитра их полотен.

В покраске ткани коричневый пигмент тоже являлся наиболее доступным. Можно легко представить какого цвета одежду носила основная масса населения в средневековых городах. У обеспеченных людей того времени в моде был дорогой алый.

И все же, как не сильнО было желание творческой интеллигенции эпохи Ренессанса пукать бабочками, картины без нелюбимого оттенка писать не удавалось.

В искусственном освещении того времени - пламени свечи, обнаженное тело приобретало все оттенки коричневого от темных со самых светлых. Увы и ах, цвет оставался востребованным. И вот в этих загадочных силуэтах, под тенями драпировок кроется самая зловещая часть истории нынче модного коричневого...

Щепотка порошка
Щепотка порошка

Caput mortum

Голова мертвеца - прелестное название для насыщенных тонов коричневого пигмента. Для получения краски порошок смешивали с олифой и лаком. А изготавливали его перемалывая египетские мумии, поставка которых в Европу с конца 16-го века была налажена в промышленных масштабах. Продавец мумий - как вам такая профессия? Но спрос, как водится, формировал предложение. Выдвигались идеи перерабатывать только мускулы и плоть, а кто-то считал, что кости и бинты тоже нужно перемалывать, чтобы извлечь все лучшее. Краску предлагали в качестве лессировки для передачи теней и оттенков цвета кожи.

Вы уже очаровались пигментом? ;)

Продавец мумий.
Продавец мумий.

Тут можно упомянуть, что порошок смолотых мумий применяли и в медицине. Наружно и в микстурах. Нет такой болезни, которую он не мог излечить высохший труп древнего египетского праведника. А иногда совсем не древнего. Наличие подделок имело документальное подтверждение.

Краска - Caput mortum - прижилась в палитрах художников. Можно смело утверждать, что большинство полотен эпохи Возрождения несут на себе человеческую плоть и кровь в прямом смысле этого словосочетания.

 Даная,  Рембрант. Фрагмент.
Даная, Рембрант. Фрагмент.

Взгляните на рембрантоновскую "Данаю" с этого ракурса!

Справедливости ради - не вся коричневая краска была добыта таким жутковатым способом. А к 19-му веку и Caput mortum перестали массово использовать. Но из истории коричневого цвета уже невозможно вычесть эту ее неприглядную часть.