Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

О протестах в России, поддержке белорусов и всесоюзном антимайдане. Интервью с московским «ябатькой»

События 2020-го и начала 2021 года нам наглядно показали, что Запад решил атаковать Беларусь и Россию не по отдельности, а нацелился на наше Союзное государство. Как оценивают сложившуюся ситуацию в наших странах прогрессивные люди в России? Мы поговорили с лидером «Авангарда красной молодежи трудовой России», членом ЦК Коммунистической партии «Коммунисты России» Марией Анатольевной Донченко.

Две недели подряд в десятках городов России проходят протестные акции. В чьих интересах и кем они организованы? Каковы главные требования протестующих?

— В первую очередь, хочу отметить, что события, которые начались 23 января и в ближайшее время, очевидно, продолжатся, не являются чем-то уникальным. Мы видели подобное и в 2012 году, и в 2017-м, и в 2019-м. Несмотря на то что многие рядовые участники протеста могут быть уверены в своей искренности, в реальности они, увы, представляют собой разменную монету в борьбе олигархических кланов. Основное требование «протестующих» — освобождение господина Навального , на личности которого хотелось бы остановиться подробнее.

Не все знают, что у данного господина две судимости и два подряд условных срока по статье 159 УК РФ (мошенничество). Я не буду вдаваться в суть обвинений, рассуждать, справедливы они или нет, но хочу обратить внимание на следующее: любой человек, мало-мальски знакомый с пенитенциарной системой, знает, что если человек, находясь на условном сроке, привлекается к уголовной ответственности по новому делу, он неизбежно будет взят под стражу.

И второй момент. Когда Навального осудили по одному из дел к реальному сроку и взяли под стражу в зале суда, то на следующий день по требованию прокуратуры (!) его отпустили до апелляции, которая заменила срок на условный. Из этих двух обстоятельств делается вывод: Навальный не является таким страшным врагом российской власти, каким он себя выставляет. Идет хорошо срежиссированный спектакль, игра в поддавки. К сожалению, жертвами этого спектакля становятся молодые люди, которые, в отличие от своего кумира, получают уже реальные сроки. Я не сомневаюсь, что Навальный и на этот раз выйдет сухим из воды, что его демонстративное возвращение из Германии тоже не более чем спектакль и он будет триумфально освобожден в ближайшее время, скорее всего, апелляционной инстанцией.

Контрпикет московских коммунистов напротив посольства Беларуси заслонил белоленточный пикет в поддержку бчб-оппозиции.
Контрпикет московских коммунистов напротив посольства Беларуси заслонил белоленточный пикет в поддержку бчб-оппозиции.

А вот то, что это обострение в России совпало с инаугурацией Байдена , с переходом власти в США к демократической партии, вряд ли случайность. Ведь и в США не все прошло гладко, там наблюдался довольно резкий всплеск межклановой борьбы. Поэтому вполне возможно, что и в России мы имеем дело с волной этого обострения. Тут есть еще один интересный признак, на который многие обратили внимание: прежде г-н Навальный в своих «расследованиях» касался только высших чиновников, но никогда не трогал первое лицо государства. Теперь ему это стало позволено. И это говорит о том, что борьба выходит на новый уровень.

Что касается различных городов, то и выступления, и требования были скоординированы. Ничего удивительного в этом нет: они координируются из единого центра, что, в общем, и не скрывается.

Хочу еще раз подчеркнуть: речь не идет о справедливом социальном протесте, как, например, против пенсионной реформы или отмены льгот, как бы этого ни хотелось некоторым нашим «левым». Увы, это управляемый, «майданный» протест, отличительную особенность которого я сформулировала в 2012 году так: в нем участвуют большие массы трудящихся, которые выступают против своих объективных интересов. Жаль, что никто ничему не учится.

Безоговорочная поддержка Запада — это критерий, по которому можно отличить оранжевую тему от прогрессивной, да и вообще любой другой.

— Когда мы наблюдали за протестами в России, у нас было стойкое впечатление, что мы это уже видели у себя в 2020-м. Как на ваш взгляд, имеют ли протесты в Беларуси и в России что-то общее?

— Да, конечно. Общее — это технология , по которой они организуются. Технология майдана или оранжевой революции, как ее ни называй. Она описана ее автором, Джином Шарпом, в книге «От диктатуры к демократии» — очень рекомендую: умного противника нужно внимательно изучать.

В 2012 году я написала большую статью «Между Сциллой и Сциллой» на опыте оранжевых движений, имевшемся на тот момент. С тех пор, к сожалению, опыта этого стало значительно больше, но многие вещи оттуда актуальны и сейчас. Первый признак оранжевого движения — оно никогда не возникает само по себе. Оно всегда инспирировано и поддерживается извне. И в Белоруссии (это ни для кого не секрет), и в России, и, конечно, на Украине, где закончилось большой кровью и гражданской войной. Не исключаю, что некоторые силы и сейчас рассчитывают на такой сценарий.

Из этого следует весь остальной анализ: организаторы протеста действуют по указке извне, используют людей против их интересов, часто популистски играют на реальных проблемах — иначе им не удавалось бы обмануть большое число людей. Существует ли проблема коррупции, например? Безусловно, существует. Удастся ли ее решить сменой одних персоналий на другие в рамках буржуазной системы? Конечно, нет. Коррупция органически присуща капитализму, как и кризисы, как и социальное неравенство, против чего якобы выступают навальнисты. Они могут выдвигать замечательные лозунги, под которыми мы, как коммунисты, подписались бы, они могут выдвигать вообще любые лозунги, которые будут подхвачены здесь и сейчас — но, увы, исключительно в своих целях.

17 августа 2020 года прошел один из первых контрпикетов в Москве в поддержку белорусского народа и А. Лукашенко.

– В августе-сентябре 2020 года вы участвовали в пикетах возле посольства Беларуси в Москве в поддержку белорусского народа и А. Лукашенко. В то же время многие российские левые заняли нейтральную позицию по отношению к событиям в нашей стране, расценив их как «битву жабы и гадюки». Почему вы вышли на пикет?

— Да, к сожалению, и в нашей партии (Коммунистическая партия «Коммунисты России») мнения по летней ситуации в Белоруссии разделились. Часть наших товарищей (да и других левых) была очарована участием в так называемом белорусском протесте некоторых представителей рабочего класса. Но они забыли о том, что сама по себе принадлежность к пролетариату еще не гарантирует от грубых политических ошибок. Более того, рабочее движение не вырабатывает классовое сознание самостоятельно, оно вносится на научной основе пролетарской партией. Увы, в новейшей истории мы имеем яркие примеры, когда рабочий класс поддерживал крайне реакционные силы. Это шахтеры Кузбасса в конце перестройки или польская «Солидарность». Другая часть однопартийцев, а также наша молодежная организация «Авангард красной молодежи трудовой России» и Союз рабочих Москвы вышли к белорусскому посольству, если выразиться точнее, в контр-пикеты — для противодействия пикетам сторонников прозападной оппозиции.

-3

Как «битву жабы и гадюки» (выше я выразилась более книжно — борьбу олигархических кланов), скорее, следует рассматривать события в России. И здесь я хочу подчеркнуть разницу. В Москве, в отличие от Минска, у власти находится буржуазно-компрадорский режим, и нашу позицию против прозападных протестов в России ни в коем случае не следует трактовать как поддержку действующей власти.

Напротив, в Белоруссии, в отличие от России, сохранена и приумножена основа советской промышленности, построена независимая экономика с серьезными социальными гарантиями. Поэтому тем, кто пытается в Белоруссии поддержать прозападный протест с пролетарских позиций, я бы посоветовала проехать по российским городам и селам, увидеть разрушенные заводы, на которых в советское время работали десятки тысяч людей: ЗИЛ, АЗЛК, Станколит, «Борец», «Серп и Молот» (это примеры только московских предприятий и лишь самых крупных) и многие другие; заросшие бурьяном поля, и осознать, сколько людей оказалось выброшенными на улицу. И это не просто тяжкое наследие 90-х — большая часть этих предприятий уничтожена уже в нулевые и десятые, и процесс продолжается. Сейчас, например, трудовой коллектив ведет тяжелейшую борьбу за сохранение стратегического предприятия «Машиностроительный завод им. Дзержинского» в Перми.

Я не утверждаю, что в Белоруссии все идеально, но у вас в стране такое представить невозможно. Вот об этом я советовала бы подумать.

— В одной из своих статей вы призвали поднимать знамя антимайдана. Относится ли этот призыв только к жителям России или к народам других республик разрушенного Советского Союза тоже?

— Этот призыв относится к гражданам всех бывших республик Советского Союза, которым угрожает подобная опасность. Статья написана на примере событий лета 2019 года в Москве, но технологии едины, хотя везде есть свои особенности. Кроме того, мы все же один народ, несмотря на преступное расчленение нашей общей Родины в результате Беловежского сговора. И, кстати, наши враги-то понимают это прекрасно.

Надежда Саблина

Автор статьи: Надежда Саблина