Здравствуйте. Петр Николаевич Ахлюстин - ветеран Первой мировой войны, которую закончил в чине младшего унтер-офицера. В июне 1918 года добровольно вступает в Красную армию. В Гражданскую Ахлюстин воевал на Южном и Восточном фронтах, командовал ротой. В межвоенный период герой статьи занимает различные командные должности в РККА (в основном в кавалерии). В советско-финскую войну командует 24-ой кавалерийской дивизией. В феврале 1941 года Петр Николаевич назначается командиром 39-го стрелкового корпуса (на Дальневосточном фронте), но приказ будет отменен и генерал-майор Ахлюстин будет назначен командиром нового 13-го механизированного корпуса. В этом статусе Петр Николаевич и встретит Великую Отечественную войну.
13-ый мехкорпус на 22 июня 1941 года состоял из: 25-ой (полковник Никифоров), 31-ой (полковник Калихович) танковых, 208-ой (полковник Ничипорович) моторизованной дивизий, 18-го мотоциклетного полка (капитан Громов), отдельной авиаэскадрильи. Корпус был сформирован в Западном военном округе лишь весной 1941 года. Соединение было укомплектовано откровенно плохо, в корпусе было всего 294 легких танка (из них: 263 Т-26 и 15 БТ) и один тягач на базе Т-26. Большинство танков при этом было в дивизии Никифорова (222 машины). В 31-ой танковой дивизии полностью сформирован только один танковый полк - 62-й. Он имел всего несколько единиц бронетехники. В мотострелковом полку имелось по 4-5 винтовок на взвод. Артиллерийский полк был укомплектован орудиями практически полностью, но не имел тягачей. Установлено, что в корпусе было несколько КВ и Т-34, переданных для обучения экипажей. По воспоминаниям, вышедших из окружения танкистов комдив 25-ой танковой дивизии Никифоров (6 июля попадет в плен под Минском, погибнет в 1944 году) воевал на КВ-1, а экипаж лейтенанта Кричевского на Т-34 совершил танковый таран.
Как видно из карты, 13-ый мехкорпус находился по соседству с 6-ым мехкорпусом (о действиях которого можно прочитать здесь) в печально известном Белостокском выступе. В ночь на 22 июня корпус был поднят по тревоге. В первые же часы войны 13-ый мехкорпус вступил в бой против 9-го армейского корпуса Вермахта (генерал Гейер). Около 8 часов утра немцы вышли к реке Нужец, где завязался ожесточенный бой. После полудня оборона 31-й танковой дивизии была прорвана и отступили в направлении Белостока. Первым из 25-й танковой дивизии вступил в бой разведывательный батальон, в неравном бою он был прижат к реке Нужец. На помощь гибнущему батальону командир корпуса выслал 18-й мотоциклетный полк. Около 100 мотоциклов и три танка повел к Браньску его командир капитан Громов, однако к городу прорваться не удалось, пробился только передовой отряд. Полк понес значительные потери. 50-й танковый полк в первый день войны простоял практически без дела. Только 3-й танковый батальон был послал на выручку своей пехоте. Танки попали в болото, многие застряли и были подбиты артиллерийским огнем. В ночь на 23 июня полк перешел в район деревни Мень. В 25-м моторизованном полку первой вступила в бой полковая школа. Курсанты контратаковали противника, но понесли такие потери, что подразделение фактически перестало существовать.
Контратака, предпринятая в первый день для спасения разведбата, 23 июня переросла в ожесточенное встречное сражение, в которое оказались втянутыми все силы 25-й танковой дивизии и приданного ей 18-гo мотоциклетного полка. К сожалению успех был на стороне противника. Наши воины отступили.
К исходу 24 июня фронт 13-го мехкорпуса был прорван, и соединение генерала Ахлюстина начало отход. К этому моменту в корпусе практически не осталось танков, при этом большая часть техники была оставлена после того как 24 июня закончилось горючее. Проблемы со снабжением имели место с первого дня.
Остатки мехкорпуса отходили отдельными частями от рубежа к рубежу, ведя бои с преследующим их противником. Остатки 25-й и 31-й танковых дивизий отходят в направлении Беловежской пущи, остатки 208-й дивизии на Белосток. 28 июня дивизии Вермахта соединились в районе Берестовицы, расчленив белостокскую группировку на несколько изолированных частей.
Полковник Калихович (командир 31-ой ТД) находясь отдельно от штаба корпуса, в Беловежской пуще, присоединил к себе отступающие группы из 49-й и 113-й стрелковых дивизий. Отряд был собран многочисленный, и его командир решает прорываться на юго-восток в Пинские болота. Калихович сам повел отряд в бой, находясь в первых рядах атакующих. Отважный полковник был ранен и командование принял командир 62-го танкового полка полковник Шаповалов (к тому моменту сам уже трижды легко раненый). Оба командира выжили и вышли из окружения с группой около 50 человек в районе Вязьмы.
Что же стало с героем статьи... Вернемся к нему. Генерал-майор Ахлюстин 28 июля вывел отряд бойцов и командиров своего корпуса к реке Сож на участке 132-ой стрелковой дивизии генерал-майора Бирюзова. А для этого пришлось пройти более 500 километров по тылам противника. Здесь будучи уже раненым, Петр Николаевич до конца оставался на западном берегу реки и руководил переправой. Он уходил с последним отрядом и был насмерть сражен осколком разорвавшейся мины.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.
Колесников Василий Григорьевич ©