Для выяснения биографии священника Антония Никитича придется обратиться к документам, хранящимся в ГАСО – Государственном архиве Свердловской области: ревизским сказкам, исповедным и клировым ведомостям. Точный год рождения героя нашего повествования установить оказалось невозможным: в документах того времени указывался возраст человека на момент составления документа, но дело в том, что указывался он со слов. Так что возраст Антония в разных документах в сочетании с датой составления самого документа дает разные года рождения. Например, по исповедным ведомостям 1797 и 1807 годов Антонию Мамину соответственно 13 лет и 23 года, то есть родился он в 1784 году; по ревизской сказке 1833 года ему 51 год (1782 г.р.); по записи о его смерти в метрической книге 1849 года – 71 год (1778 г.р.). Впрочем, для того времени такая степень точности не редкость.
А вот дальнейшую биографию Антония можно восстановить достаточно подробно: в 1797 году он служил пономарем при Вознесенской церкви Багарякской слободы, указан племянником священника Степана Григорьевича Мамина. Через десять лет он служит на прежнем месте, но уже женат и имеет дочь Надежду. Еще через пять дет, в 1812 году, он показан уже дьячком.
Из клировой ведомости Троицкой церкви села Истокского за 1824 год мы узнаем, что «оный священник Мамин диаконский сын в стихарь посвящен 1795 ноября 8 дня Камышловского уезда в Шаблишскую слободу а оттуда переведен того же года декабря 5 дня в Багарякскую слободу. 1816 года февраля 27 дня произведен во священника к сей церкви ». Здесь же перечислены дети Антония Никитича: Надежда (1807 г.р.), Марфа (1810 г.р.), близнецы Никита и Андрей (1815 г.р.), Алексей (1820 г.р.) и Дмитрий (1823 г.р.). Никита учится в Далматовском училище, а Андрей – «уволен из училища… ныне произведен в Уктусский завод дьячком» . В материалах 8-й ревизии (1833 г.) находим новые сведения о сыновьях: Андрей по-прежнему служит дьячком в Уктусском заводе; Никита – учится в Пермской семинарии, Алексей 14 лет и Дмитрий 11 лет – учатся в Далматовском училище.
В 1843 году Антоний Никитич «почислен за штат» - выражаясь современным языком, выходит на пенсию. Первое время он живет в том же селе Троицком в своем доме, получает половинный доход от церкви. Некоторое время новоиспеченный пенсионер «исправлял должность», т.е. исполнял обязанности священника в селе Огневском, расположенном приблизительно в 50 км от Истокского. Впоследствии, как мы знаем, он живет в Дальне-Дубровском у сына Дмитрия, где и умирает 20 сентября 1849 года. Хоронили отца помощника настоятеля Дальнедубровской церкви видимо с максимальным почетом, как указано в метрической книге – «оба приходские священника и весь притч» .
Двое младших сыновей Антония Мамина – Алексей и Дмитрий – окончили Пермскую семинарию, соответственно в 1840 и в 1844 годах. Алексей затем служил священником Николаевской церкви Коневского села Екатеринбургского уезда (ныне – несуществующее село Юго-Конево в Челябинской обл.). Но об Алексее чуть позже, пока займемся его младшим братом.
Дмитрий Антонович Мамин (Дмитрий Мамин №5 по моей «переписи») родился в селе Истокском в 1823 году. Учился в Далматовском училище, затем – в Пермской духовной семинарии. Два первых места его священнической службы мы уже знаем – это Сретенская церковь Бизярского завода в Осинском уезде (с декабря 1844 по август 1848 года) и Георгиевская церковь села Дальне-Дубровского Оханского уезда (с сентября 1848 по май 1852 года). Здесь следует обратить внимание на географический аспект: Дмитрий Антонович и большинство его потомков (кроме младшего сына) служили по современному административному делению на территории Пермского края.
В мае 1852 года Дмитрий Антонович переведен к Успенской церкви села Алтыновского Красноуфимского уезда (ныне – село Алтынное Октябрьского района Пермского края). Здесь он прослужит почти 40 лет, до 1890 года. После его перевода на другое место службы, в Алтыновском несколько лет (1890‒1896) будет служить его сын Дмитрий Дмитриевич, затем, в 1900-х годах в этом селе, с семьей дочери Алевтины, которая была замужем за местным псаломщиком Вениамином Задориным, проживала вдова Д.Д. Мамина – Юлия Петровна. Так что с Алтыновским жизнь Маминых будет связана более полувека. Листайте галерею с фотографиями Успенской церкви в селе Алтынном…
Жену Дмитрия Антоновича звали Павла Федоровна, она была дочерью дьячка Михаило-Архангельской церкви Вновь-Юрмыцкого села Камышловского уезда Федора Игнатьева. Ее троюродный племянник – Василий Алексеевич Игнатьев (1887 – 1971), автор воспоминаний , которые несколько лет назад были подготовлены к публикации пермским историком-архивистом В.Г. Бояршиновым.
В Алтынном возле церкви сохранилось надгробие Павлы Федоровны, на котором можно разобрать надписи:
Под сим памятником погребено тело Священника Димитрия Мамина жены Павлы Феодоровны имевшей от роду 60 лет и скончавшейся 29-го Апреля 1884 г. и бывшей в супружестве с 10 Ноября 1844 г. по день своей смерти.
Павла Феодоровна воспитала 4-х сыновей Николая Антония Димитрия и Алексия которые Милостью Божией и помощью Божией Матери священствуют и молятся Богу и будут Ему милосердному молиться о спасении души твоей незабвенной матери до кончины живота своего
Этот памятник с точки зрения генеалогии интересен тем, что на нем указаны даты замужества и смерти Павлы Федоровны, которые невозможно установить по архивным источникам – соответствующие метрические книги по всей вероятности не сохранились. Вот вам наглядный пример важности некрополистики для генеалогических исследований!
В семье Дмитрия Антоновича и Павлы Федоровны было четверо сыновей, имена которых также перечислены на надгробии их матери. Все четверо окончили семинарию и были священниками.
Через шесть лет после кончины супруги, в 1890 г., Дмитрия Антоновича переводят из Алтыновского на Верхне-Сергинский завод. В Алтыновском его сменил один из сыновей –Дмитрий Дмитриевич (Дмитрий Мамин №4). На Верхне-Сергинском заводе Дмитрий Антонович прослужил недолго: уже в конце июля 1891 года место священника при церкви Верхне-Сергинского завода числится праздным, «за отрешением и почислением за штат по суду свящ. Димитрия Мамина, 26/27 июля» . Что именно произошло из сохранившихся документов установить не удалось. Однако заметим, что Дмитрию Антоновичу уже почти 70 лет. Тем не менее, пробыв полтора года «заштатным», в январе 1893 года он будет определен священником церкви Монастырского села Чердынского уезда (ныне – дер. Монастырь Гайнского района), где и прослужит последние три года своей жизни. Скончался он 15 января 1896 года, был похоронен у церковной ограды.
Через шесть лет, весной 1902 года, Николаевская церковь в селе Монастырь сгорела. Новый храм, построенный на месте сгоревшего, был освящен в декабре 1909 года. Сейчас этот деревянный храм пребывает в заброшенном состоянии и продолжает разрушаться. А где-то возле него, в ныне безымянном месте покоится прах священника, более полувека прослужившего на пермской земле и ставшего родоначальником пермской ветви священнической семьи Маминых.
Фотографий самого Дмитрия Антоновича не сохранилось; их нет ни в семейных архивах его потомков, ни в архивах государственных. Однако по сохранившимся в пермском архиве клировым ведомостям Успенской церкви села Алтыновского и документам уездного земства из архива г. Красноуфимска можно составить некоторое мнение о его характере: в 1872 году священник Мамин «привлекался к следствию по ответственности в уничтожении межевых знаков», что, впрочем, было оставлено без наказания; в 1873 году – «состоял под следствием по жалобам прихожан»; в 1875 году – «привлекался за отвлечение церковных сторожей от их обязанностей на свои работы, за угрозы и выговоры». Дмитрий Антонович описывается, как человек «характера очень упрямого, … неспокойного нрава, постоянно судящимся с кем-нибудь или по многочисленным жалобам состоящий под разными следствиями». Можно предположить, что эти обстоятельства и послужили причиной его перевода на новое место, а позднее – отправки «на пенсию» по решению церковного суда. Однако при этом следует отметить, что в документах присутствуют и положительные отзывы о деятельности священника: мы видим, что он в разные годы награждался за «труды по училищу», «усердное прохождение учительской должности», «отличное усердие при ведении дела постройки Алтыновской церкви».
Проживший долгую жизнь и значительно переживший своих старших братьев, Дмитрий Антонович во второй половине XIX века фактически был старейшиной в роду священнослужителей Маминых. В это время в Пермской губернии (то есть собственно в Пермской и образованной в 1885 году из пяти зауральских уездов Екатеринбургской епархиях) служили четверо сыновей самого Дмитрия Антоновича; его родной племянник Дмитрий Алексеевич и его сыновья Петр, Василий и Евграф; потомки брата Андрея Антоновича, и, разумеется, сын его троюродного брата Наркис Матвеевич, отец Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Продолжение следует…