Что будет, если на ходу взорвётся покрышка

4K прочитали

Часто у начинающих водителей возникает вопрос что будет, если вдруг на большой скорости у вас взорвётся колесо.

Речь сейчас пойдет про автомобиль, но и при движении на мотоцикле и велосипеде, физика процесса будет примерно такой же, разве что опасность для водителя значительно выше. Обсудим ситуацию ни когда колесо постепенно спускает, а именно резко теряет весь свой объем. Также, советую прочитать статью на моем сайте о выборе правильного давления в шинах, чтобы минимизировать риск такой ситуации.

Так выглядит взорвавшееся колесо. Оцените.
Так выглядит взорвавшееся колесо. Оцените.

Всегда возможны несколько вариантов, но в в большинстве случаев мы будем иметь дело с серьезной аварийной ситуацией. Для того, чтобы справиться с этой опасностью нужно хорошо представлять себе физику движения и иметь железное самообладание.

Давайте для начала разберемся в физической модели движения транспортного средства. Автомобиль имеет четыре точки опоры. Это наши четыре колеса. Если автомобиль стоит, то нагрузка между колесами распределяется практически равномерно. Играет роль компоновка кузова и салона.

При движении нагрузка на колёса распределяется неравномерно и зависит от скорости движения, режима движения (скажем, при торможении большая часть веса перемещается на переднюю ось, а при разгоне на заднюю), от рельефа (если одно колесо попадает в выбоину на дороге, то оно и нагружено больше при выходе из выбоины) и множества других факторов (вплоть до бокового ветра, который толкает машину на один бок, нагружая его).

Представим себе, что в какой-то момент одно из колес взрывается. По законам классической механики произойдет перераспределение веса/нагружения между остальными колёсами. Но равномерно перераспределить вес не получится. Ведь одна ось у нас будет несимметричной. Образуется разворачивающая сила, которая выкидывает автомобиль на обочину или на встречную полосу.

Будь кузов автомобиля выполнен из мягкого пластичного материала, он бы просто "дотянулся" бы уменьшившимся колесом до асфальта и кузов компенсировал это смещение. В реальной же ситуации, жесткость кузова не позволит колесу дотянуться до асфальта. Автомобиль "клюнет" этой стороной в направлении сломанного колеса. Правда компенсировать ситуацию могут помочь системы амортизации, но этого не всегда достаточно.

Логично предположить, что чем выше был профиль резины (высота покрышки), тем больший пробел нужно компенсировать. На низкопрофильной резине перепад можно даже не ощутить. Значит, для внедорожника ситуация опасна вдвойне.

Очевидно, что в зацепление с дорожным покрытием вступит металлический диск без покрышки. Дальше сыграют роль обозначенные выше факторы - развесовка автомобиля, ось, на которой колесо хлопнулось ,скорость движения.

Просто картинка для красоты
Просто картинка для красоты

Самый неприятный сценарий - это взорвавшееся высокопрофильное колесо передней оси на большой скорости движения, да ещё и при торможении. При этом раскладе велик риск, что автомобиль может перевернуться через борт, на котором колесо повреждено. Спешу успокоить, это довольно редкий случай. Чаще всего амортизатор компенсирует образовавшийся диссонанс, а система ABS не позволит мертво заблокировать поврежденное колесо и машину не начнет закручивать. Но неприятный сильный удар и ощутимое биение по рулю вам гарантированы.

В большинстве случаев, ситуация хоть и является потенциально опасной, но для водителя с некоторым опытом вождения вполне решаемая. Важнее всего сохранить самообладание и исключить панику. Важно удержать автомобиль. Это вполне возможно.

Обычно когда колесо взрывается, машина управление практически не теряет, но испытывает на себе все радости этого момента - тряска, удар по рулю, попытка резко сменить направление движения в сторону поврежденного колеса, скрежет, искры от взаимодействия диска и асфальта, увеличенный тормозной путь. Но если подобная ситуация произойдет при перестроении на большой скорости или на скользкой дороге, то опасность многократно возрастает.

Упираемся в руль
Упираемся в руль

Инстинктивно водитель начинает выворачивать руль в сторону, противоположную хаотичному движению автомобиля. Это увеличивает опасность, потому что по сути дела автомобиль и без того "провалился" в эту сторону, а поворотом мы ещё создаем обратную силу, которая дополнительно толкает кузов в эту сторону. Особенно ,если сделать это резко. Лучше стараться удержать прямолинейное движение, дав автомобилю спокойно скользить по инерции.

Следующее ошибочное действие – резко нажать на педаль тормоза. Исходя из дорожной ситуации, постарайтесь дать автомобилю максимальное время двигаться без воздействий на него, дав максимально скинуть скорость и используя силовой агрегат для торможения. Педалью тормоза нужно пользоваться максимально аккуратно и плавно.

Получается, что взорвавшаяся покрышка хоть и способна спровоцировать аварийную ситуацию, но не является чем-то смертельным. Важно сохранить самообладание и внимательно следить за состоянием вашей резины. Слишком изношенная покрышка, покрышка с видимыми механическими повреждениями, резина, накачанная сильнее, чем того требует технический регламент, резина используемая не по сезону, является потенциально опасной.